Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века»: романтика «оттепели», выраженная через дизайн

25 февраля 2016, 16:33

«365» посетил открытие выставки, проникся романтикой «оттепели», воплощенной в дизайне, испытал ностальгию по интерьерам бабушкиных квартир и спешит объяснить, почему эта выставка достойна внимания.

С 20 февраля по 31 марта в галерее «Эритаж» на Петровке проходит выставка под названием «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века», приуроченная к восьмилетию галереи.

ALM-001

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века»

На сегодняшний день галерея «Эритаж» является единственной в России галереей, которая занимается коллекционным западным и советским дизайном. В этот раз выставку решено было посвятить советскому модернизму, а именно представить образцы советской мебели и декоративно-прикладного искусства периода с 1955 по 1985 года. Это время было выбрано неслучайно: проект призван дать новое видение происходившего на ниве дизайна в СССР в те годы, а также продемонстрировать, что советский модернизм является важным феноменом культуры ХХ века.

ALM-047

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Диван раскладной. СССР, 1960

Как рассказала в ходе экскурсии по выставке хозяйка галереи «Эритаж» и  ее куратор Кристина Краснянская, обычно период 55-80-х годов ассоциируется преимущественно с большой архитектурой (возникает массовое строительство жилья, появляются так называемые «хрущёвки»), при этом образцы мебельного и декоративного дизайна незаслуженно отодвигаются на второй план.

ALM-014

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Работы скульптора Николая Силиса, кресла-«ракушки». СССР, 1960-е

Целью выставки как раз является показать, что 60-е годы были десятилетием активного развития и совершенствования промышленного дизайна, и изделия советских проектировщиков того времени нисколько не выпадают из общемирового контекста и не уступают западным образцам. Во многом этому способствовала «оттепель» с её частичной либерализацией общественной жизни, что обеспечило доступ советским дизайнерам к общению с новаторскими идеями, которые были в ту пору на Западе.

ALM-076

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». работа Николая Силиса

Внедрению западных тенденций также помог Фестиваль молодёжи и студентов 1957 года, а также Американская Национальная Выставка в 1959 году в Москве, когда впервые было представлено западное искусство позднего модернизма. Кроме того, дизайнеры того периода вдохновлялись искусством и экспериментами русских художников-авангардистов.

ALM-007

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Блюдо декоративное «Достижения СССР», Кировский фарфоровый завод, 1960-е; Блюдо декоративное З.В.Алексеевой, 1960; Скульптура «Валентина» Г.В.Нерода, 1964; Вазы парные «Космос» С.Е.Никита, 1960-е

Принципиальным моментом при подготовке к выставке было представить образцы исключительно советского дизайна и производства. Здесь можно увидеть знаковые модели мебели 60-х годов: кресла-ракушки, диваны-книжки, журнальные столики на тонких ножках, изящные торшеры. Невольно начинаешь ощущать себя среди декораций к сериалу «Оттепель», хочется сделать себе высокую причёску и надеть платье в стиле new look, чтобы соответствовать.

ALM-028

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века».

А вот этажерка, украшенная сверху скульптурой Силиса «Конькобежцы», запросто могла бы украсить любой современный интерьер. Кстати, о скульптуре. Помимо нескольких работ Силиса, которые смотрятся совершенно не по-советски и тоже способны вписаться в любой современный интерьер, на выставке представлены интересные работы того периода, например, композиция «Разговор — Молодость» Н.А. Малышевой или скульптурный портрет Валентины Терешковой авторства Г.В. Нероды.

ALM-008

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Николай Силис «Конькобежцы»

Космическая тема также представлена двумя парными вазами с портретами Гагарина и Циолковского, а также декоративным блюдом «Достижения СССР», на котором изображены бороздящие просторы Вселенной ракеты и спутники. Оно и понятно — без темы космоса, без ореола романтики, окружавшего всё, что с ним связано, вообще невозможно себе представить «оттепель»; в 60-е годы эта тема пронзала буквально всё и находила своё отражение в том числе в декоративно-прикладном искусстве.

ALM-024

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Вазы парные «Космос» С.Е.Никита, 1960-е

Поодаль от «космических ваз» разместился сервант, ни дать ни взять как из тех квартир, которые несознательные внуки нынче получают в наследство от своих бабушек и первым же делом кидаются выбрасывать на помойку всё, что там есть. А зря. В серванте за стеклом разместились фарфоровые статуэтки (производства Дулёво и ЛФЗ) на тему «советское детство»: тут и девочка со снеговиком, и мальчик с игрушечной лошадкой, и мама с детьми — трогательные, родные, невольно заставляющие расплыться в ностальгической улыбке. Все, кто родился на пост-советском пространстве, помнят эти фигурки, украшавшие интерьеры бабушек и прочих родственников или знакомых старшего поколения.

ALM-005

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века».

Отдельно следует сказать о живописи и фотографии, представленной на выставке. Посетители смогут увидеть работы Эрика Булатова, Анатолия Зверева, Ольги Потаповой, Оскара Рабина и других художников-нонконформистов. Все картины взяты из частных коллекций, так что это редкая удача — насладиться ими в открытом доступе. Кроме того, атмосферу оттепели помогают создать фотографии Дмитрия Бальтерманца, блистательно запечатлевшего эпоху.

ALM-022

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века».

Живопись гармонирует с мебелью и декоративно-прикладным искусством; кураторы выставки потрудились над созданием целых фрагментов интерьеров в стиле «советский модернизм». И пусть у рядового советского человека в малогабаритной квартире вряд ли висели картины Эрика Булатова — зритель всегда может напрячь воображение и представить, как это могло бы быть в идеальном мире. Особенно эффектно выглядит картина Оскара Рабина «Композиция с Библией» возле триптиха из ваз «Украинское восстание».

ALM-017

Оскар Рабин «Композиция с Библией» и триптих из ваз «Украинское восстание», конец 1970-х

 По словам Кристины Краснянской, собрать подобного рода выставку было задачей не из лёгких: «К сожалению, образцов мебельного дизайна именно этой эпохи сохранилось крайне мало, так как в погоне за польскими гарнитурами и чехословацкими стенками люди легко выбрасывали отечественную мебель. Вся мебель, которая здесь представлена, скрупулёзно отреставрирована; обивка на мягкой мебели заменена и перетянута».

ALM-018

Выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века».

Также Кристина Краснянская рассказала о росте интереса к советскому модернизму: «Еще буквально лет пять назад, когда я заговаривала о советском модернизме, мне отвечали, что это никому не надо. Сейчас ситуация начала меняться, на него появился спрос, начал расти интерес к этому направлению». Ну что же, данная выставка вполне служит этому наглядным подтверждением.

Текст: Александра Рогова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ