Выставка Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейший образец»

19 сентября 2016, 18:58

Из серого и измученного дождем и ветром дня, медленно передвигаясь по величественным коридорам Пушкинского музея, зов сердца и души завёл корреспондента «365» Яну Полянинову на, поистине, грандиозное и исторические событие Москвы – выставку Рафаэля Санти.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с галереями Уффици  в период с 13 сентября по 11 декабря 2016 года проводит первую в России выставку работ величайшего итальянского художника Рафаэля Санти.
Окунувшиеся в мрак и способные только лишь наблюдать и любоваться прекрасными творениями знаменитого живописца и архитектора эпохи Возрождения, люди толпились возле работ, написанных сотни лет назад и, погрузившись в мир искусства и поэзии Рафаэля и восторженно вздыхая, рассуждали о смысле произведений Санти. Атмосфера — выключенный свет и лишь слегка подсвеченные полотна — помогает посетителям экспозиции полностью погрузиться в себя и не отвлекаться на окружающий мир.

В этом году обошлось без костров и очередей вокруг музея: вспоминая 1995 год, когда в ГМИИ им. Пушкина привозили «Сикстинскую Мадонну», организаторы выставки сделали все возможное, чтобы ценители искусства комфортно могли провести время наедине с работами итальянца и не сильно замерзнуть на улице в ожидании прекрасного. Специально для этого выставка насчитывает 11 сеансов в день продолжительностью 45 минут. В зале в это время может находиться не более 150 восторженных зрителей.

#raphael#рафаэль# Скоро и до меня очередь дойдёт ??????

Фото опубликовано Анна Бойко (@vocalsannet)

«Что нарисованное, что живое?»

В музей изобразительного искусства имени Пушкина из 3-х галерей Италии были привезены 11 работ гениального художника: 8 живописных и 3 графические работы. Многие знают Санти как мастера дивных Мадонн, о которых еще Пушкин писал:

«Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец»

На экспозиции представлена знаменитая «Мадонна с младенцем», которой в свое время владел Фердинанд III Лотарингский. Около полотна быстро скапливается толпа: всем хочется узнать подробнее о картине, окутанной тайной. История создания работы неизвестна. Произведение отличается от других «Мадонн» Рафаэля темным фоном. По результатам недавнего исследования предполагается, что задний план у Мадонны был, но, по каким-то причинам, мастер его закрасил, что заставляет ценителей строить различные догадки на этот счет.

Рафаэль Санти "Мадонна с младенцем"

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем»

Еще одним не менее популярным произведением является автопортрет художника. Кроткий и гармоничный, как хранитель прекрасного, он осторожно наблюдает за гостями выставки. Представленный в самом начале экспозиции портрет собирает вокруг себя немало народу, потому что всем хочется знать, как же на самом деле выглядел гений. На изображении «Божественному» Рафаэлю 23. Из его недолгих 37 лет здесь прожита большая часть жизни.

Медленно передвигаясь от входа в центр зала, под сопровождение звуковой инсталляции Андрея Гурьянова и «взглядов» Маддалены Дони и Элизабетты Гонзага, наслаждаясь небольшими отрывками из поэм самого Рафаэля и его современников, вы плавно приближаетесь к «Экстазу». В самом центре зала величественно возвышается легендарная картина «Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной», которая свой постоянный дом нашла в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. На миг прикоснуться к шедевру, «насладиться сиянием небесного хора поющих ангелов», погрузиться в гармонию и полюбоваться чистотой святой Цецилии теперь может каждый. В 1515–1516 гг. Рафаэль нарисовал, а, точнее, сотворил этот шедевр для болонской церкви Сан Джованни ин Монте Уливето по заказу братьев Пуччи. Как писал Вазари: «Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии. А Рафаэль нам явил также и душу ее». И правда, картина очаровывает, излучая благородство и предстает зрителю идеалом чего-то неземного.

Рафаэль "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной"

Рафаэль «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной»

«Служенье муз не терпит суеты»

Задумались ли вы когда-нибудь, что сможете путешествовать во времени? Что вот так бок о бок будете стоять рядом с людьми, пусть и нарисованными, из XVI века? Или сможете подробно разглядеть результаты долгого труда и таланта художника, родом из XIX века? Задумались ли вы о том, что писатели, музыканты и художники открывают свою душу и мысли не только своим современникам, но и людям десятков и сотен поколений? Так, придя на выставку, вы отправляетесь в дальнее плавание по морям Айвазовского, ведете внутренний диалог с девочкой с персиками Серова или смотрите прямо в глаза Ангелу (картина Рафаэля Санти «Голова Ангела». — Прим. «365»).

В этом году «Поэзия Образа» Рафаэля уже третья грандиозная выставка в Москве, доказавшая всем, что искусство всегда было и будет живо в России. То, что перед выставкой работ Серова, нетерпеливые зрители, желающие скорее прикоснуться к прекрасному, снесли дверь в галереи или то, что билеты на Рафаэля уже раскуплены до конца октября, доказывает лишь то, что для искусства нет времени. Когда старшие поколения утверждают, что «молодежь сейчас не та», что они не вылезают из своих телефонов, я невольно хихикаю и заглядываю в свой телефон, чтобы еще раз просмотреть фотографии с очередной выставки, на которой я недавно побывала. На экспозиции Рафаэля присутствовали представители различных возрастов: там не было заскучавших школьников или утомившихся стариков. Все жадно пытались прорваться ближе к работам и детально рассмотреть наряд Мадонны. Вокруг слышались оживленные дискуссии об истории создания шедевров эпохи Возрождения.

Вчера был настолько насыщеный день! Мы сходили на развод пешего и конного караулов в Кремле, погуляли по территории Кремля, дошли пешком до Храма Христа Спасителя и решили посетить выставку Рафаэля в Пушкинском музее. Очередь была огромная! Онлайн-билеты на сентябрь и октябрь раскуплены, а продажа на ноябрь-декабрь еще не открылась. Ну что ж, когда еще выпадет шанс посмотреть на работы Рафаэля в Москве!? Стояли в очереди около 1,5 часа и, наконец, мы попали на выставку. Я в восторге! ? Rafaello Sanzio. Self portrait. #выставкарафаэля #поэзияобраза #рафаэль #рафаэльсанти #rafaellosanzio #rafaello #пушкинскиймузей #живопись #портрет #автопортрет #rafael #rafaelsanti #russia #moscow #msc #москва #мск #россия

Фото опубликовано Виктория Скоробогатова (@vicky_skorobogatova)


Спустя столетия, любовь и восхищение произведениями «Божественного Рафаэля» ни на сколько не покидает сердца людей. Роль произведений итальянского живописца в русской культуре неоценима. От основанной в 1757 году в Санкт-Петербурге Академии художеств, до восторженных упоминаний творца и его работ в текстах знаменитых произведений Державина, Пушкина и Жуковского. Каждый, кто побывал на выставке Рафаэля в Москве или хоть раз видел произведения великого итальянского художника, готовы вступить в ожесточенный спор с героем произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» Базаровым, который утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит…» Прав или неправ был знаменитый нигилист, решать каждому, но страсть и восторг в глазах людей, раскупленные билеты и очереди в 2,5 часа, по-моему, говорят сами за себя.

 

 

Текст: Яна Полянинова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ