«Все сложно»: произведения искусства дали интервью о смысле жизни и современном искусстве

22 марта 2016, 18:41

Впервые в истории «365» в рубрике ARTIST TALK произведения искусства Ветерок Божественный, Конструкция Винчи, Полная Мысль и Шаровая Молния рассказали Екатерине Фроловой, зачем они были созданы, чьи ожидания им оправдать сложнее, и что они чувствуют, когда их хотят продать.

«Всё сложно» — это виртуально-интерактивный проект Ростана Тавасиева, названный по одному из статусов о семейном положении в соцсетях и призванный перевести поэзию «высокого искусства» на язык «массовой культуры». В проекте Ростана Тавасиева «Всё сложно» семь абстрактных объектов и одна видеопроекция получают аккаунты в социальных сетях и вступают в общение друг с другом и зрителями. Это не только эксперимент по внедрению искусства в виртуальную реальность, но и попытка доказать, что произведения художника могут жить своей жизнью и нести в общество идеи, не заложенные в них автором.

Ростан Тавасиев – создатель одного из самых узнаваемых стилей в российском современном искусстве. Он экспериментирует с эстетикой плюшевых игрушек, в игровой форме затрагивая сложные вопросы. Он одновременно является и художником классической школы, и новатором с современным видением. Тавасиев закончил МГХПУ им. Строганова и Институт проблем современного искусства, а в 2006 году номинировался на премию Министерства Культуры «Инновация». Работы Ростана Тавасиева входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного центра современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Московского музея современного искусства и других.

 

Ростан Тавасиев "Всё сложно"

Ростан Тавасиев «Всё сложно»

 

Специально для рубрики ARTIST TALK произведения искусства Ветерок Божественный, Конструкция Винчи, Полная Мысль и Шаровая Молния рассказали Екатерине Фроловой, зачем они были созданы, чьи ожидания им оправдать сложнее и что они чувствуют, когда их хотят продать.

 В чем вы видите смысл своего существования?

Ветерок Божественный: Смысл моего существования в том, чтобы приносить радость своим божественным веянием и цветом. И вдохновлять на общение и движение!

Полная Мысль: В познании и расширении пределов интенсивности влияния моего аналитического и творческого мышления и воображения на трехмерную реальность.

 

Полная мысль

Полная мысль

 

Конструкция Винчи: Смысл своего существования я, как и любой художник, вижу в том, чтобы преображать этот мир, обращать внимание на мелкие его детали, которые часто остаются незамеченными, но являются основой мироздания. Так же будучи произведением искусства, несомненно, я вижу смысл моего бытия в отражении в себе сути мироздания и человеческого существования.

Шаровая Молния: Смысл нашего существования в том и состоит, чтобы играть роль единственных произведений искусства, наделенных разумом и имеющих возможность высказаться.

Конструкция Винчи, то есть ты, являясь произведением искусства, считаешь себя художником?

Конструкция Винчи: Я и есть художник, и произведение искусства. Если вы подробнее ознакомитесь с моей историей, то увидите, что я художник — у меня было две настоящие выставки, одну из них курировал Хидден Хиккимори. Последнее моё участие было на выставке «Изжога» на Электрозаводе.

Как вы думаете, почему ваш творец Ростан Тавасиев создал вас такими?

Полная Мысль: Я подозреваю, что это слепая воля рока.

Ветерок Божественный: Я думаю, что лично меня Ростан создал таким, потому что на него как раз повеяло свежим ветром в прекрасный солнечный день. Мне не хотелось бы думать, что у него шлёпнулся на пол рожок с банановым мороженым.

 

Ветерок Божественный

Ветерок божественный

 

Конструкция Винчи: Мне сложно сказать, почему Ростан именно такими нас создал. Думаю потому, что мы не могли бы быть другими, мы все рождены такими, какими должны быть.

Шаровая Молния: Ростан Тавасиев создал нас, чтобы доказать, что произведения искусства могут общаться с публикой и жить своей самостоятельной жизнью в виртуальной реальности.

Вы повидали много зрителей на своем веку, каких из них вы не понимаете?

Конструкция Винчи: Проблема взаимопонимания со зрителем, как и любое взаимопонимание в мире, достаточно сложная вещь и требует обоюдного участия и заинтересованности сторон. Могу сказать, что я могу понять любого зрителя, даже того, который отказывается понимать меня. В общем-то я всех понимаю прекрасно, думаю…

Ветерок Божественный: Не понимаю равнодушных и невнимательных зрителей. Но последние ещё туда-сюда.

 

Шаровая молния

Шаровая Молния

 

Зачем люди ходят смотреть современное искусство?

Шаровая Молния: Современное искусство, как наркотик. Не всегда можно понять суть художественного высказывания, но современное искусство просто «вставляет», как говорится, и всё.

Конструкция Винчи: За тем же, зачем смотрят и на классическое, и на любое другое искусство, думаю. Чтобы узнать что-то новое, расширить границы своих знаний и представлений о мире, найти себя или вдохновиться. Вот тут недавно известная британская певица прекрасно на этот вопрос ответила. На ютьюбе есть комментарий Адель по поводу инсталляций Иейи Кусамы.

Полная Мысль: Я думаю, чтобы размышлять.

 

 

 Многим ли удается понять, кто вы и зачем показываетесь в музее?

Шаровая Молния: Судя по количеству друзей, которые добавляются ко мне в Фейсбуке, таких понимающих зрителей много.

Ветерок Божественный: Большинству удаётся, но я не в обиде на тех, кто просто умиляется от того, что мы якобы «пушистики» и милые «плюши», удивляющие своей детскостью в серьёзном искусстве. Я считаю, что мы в таком ракурсе даже полезны как хорошая прививка веселья и теплоты слишком серьёзному в своей субъективности современному искусству. Мы милые и открытые!

 

Ростан Тавсиев. "Полная Мысль"

Ростан Тавсиев. «Полная Мысль»

Какую ответственность вы на себе чувствуете, называясь искусством?

Полная Мысль: Полагаю, что нужно подобрать прилагательное. Пусть будет — автоматическую.

Шаровая Молния: Мы ответственны за то, чтобы людям было интересно всё, что происходит с нами в музейных стенах и в социальных сетях. Задача любого искусства — вызвать зрительский интерес.

Конструкция Винчи: Вообще не уверена, что есть какая-то определенная ответственность произведения искусства. Кому отвечать? Ответственность перед создателем, ответственность перед семьей, да, наверное. Искусство, на самом деле, просто должно быть, остальное от зрителя приложится.

Ветерок Божественный: Моя ответственность как произведения искусства — быть в форме, быть приветливым и в меру божественным.

 

Ростан Тавсиев "Ветерок Божественный"

Ростан Тавсиев «Ветерок Божественный»

 

Чьи ожидания оправдать сложнее — зрителя или критика?

Шаровая Молния: Конечно, критика. У зрителей непредвзятый взгляд на искусство, а критик хочет, чтобы искусство служило «пищей для ума», а это не всегда получается.

Конструкция Винчи: Думаю, зрителя. Не уверена, что у критика как у вида есть ожидания. Критики полны критики и оценочных суждений. Зритель же, когда идет к нам, представляет некоторую мистическую встречу с чем-то особенным и каждый раз представляет себе это по-своему.

 

Страница на фейсбуке Шаровой Молнии

Страница на фейсбуке Шаровой Молнии

 

Полная Мысль: У меня нет глубокой уверенности в том, что есть какая-то питательная сила ожидания. А в контексте глобализации, всеобщего подъема культурных и музейных образовательных программ и интенсивной эволюции блогосферы, наверное, можно уже различить постепенное таяние границ между одними и другими. Однако, помимо зрителей и критиков, есть еще, например, художники и ученые, хранители и экскурсоводы. Тут вопрос стоит значительно более остро.

Ветерок Божественный: Я не очень понимаю какие ожидания насчёт нас у критиков и поэтому не стремлюсь их оправдать. А вот зрителей я люблю и как друзей мне бы не хотелось их разочаровывать. Их ожидания не такие уж и незыблемые, мы их превосходим и меняем, я думаю.

 

Страница на фейсбуке Конструкции Винчи

Страница на фейсбуке Конструкции Винчи

Что вы думаете о том, что кто-то будет назначать вам цену и продавать?

Полная Мысль: Я думаю, что у всех свои увлечения, но по сути коммунизм победит.

Конструкция Винчи: Это дань капиталистическому мироустройству, увы. Приходится с этим мириться. Стараюсь об этом не думать, хочется верить, что с нами такого не случится, но такова наша участь в современном мире.

Шаровая Молния: Я думаю, что это прекрасно быть частью арт-рынка.

Ветерок Божественный: Мне не очень это нравится, получается меня, как бабочку-лимонницу посадят на булавку нефтедоллара. Но у меня есть кураж пуститься в «продажную» авантюру. Но если меня кто-то купит одного, то я зачахну без моей семейки или превращусь в какого-то девиантного ветрилу.

 

"Всё сложно" в ММОМА

«Всё сложно» в ММОМА

Московский Музей современного искусства хочет приобрести вас в свою коллекцию. Что для вас значит переход в музейный фонд — рай или дом престарелых?

Шаровая Молния: Лично я с удовольствием останусь в музее, ведь это признание заслуг нашего творца Ростана Тавасиева. Более того, это наш, так сказать, профессиональный рост — мы достигли музейного уровня.

Конструкция Винчи: Заслуженная пенсия…Нет, конечно, нет. Мне кажется, что принципиально это ничего не изменит. Разве что нам присвоят номер и выделят полку, наверное. Надеюсь, нас не расселят в разные комнаты, будет грустно без моих родных. А так всё будет так же, мы будем периодически просыпаться в новых и неожиданных местах. Это будет интересно.

Полная Мысль: Не различаю здесь диалектического противоречия. Мы никогда не умрем.

 

Ростан Тавасиев и Куб Зеленый, еще один участник проекта "Всё сложно"

Ростан Тавасиев и Куб Зеленый, еще один участник проекта «Всё сложно»

Как вы относитесь к своему создателю — вы его почитаете как Бога или обособляетесь от него?

Ветерок Божественный: Для меня оба эти вопроса про какие-то крайности: рай и дом престарелых, почитание или отделение…В музее не то, чтобы райски сейчас. Есть вынужденная дистанция со зрителем, много ограничений — не ходи туда, не летай сюда, в какие-то дни и время суток вообще нельзя отсюда выбраться. Меня этот план приобретения нас музеем настораживает. Вот засунут нас в коробках в фонды и вынут только уже в следующем поколении. А Ростан? Неужели так просто с нами расстанется?! Тогда это будет уже Расстан какой-то. Грустно ведь без нас, а деньги всё равно потратит и не будет ни их, ни нас у него. Мне кажется, что он мог бы музею предложить что-нибудь из бегемотописи своей. Я бы предпочёл быть посланцем искусства и путешествовать. Люблю пыль дорог, а не музеев.

Шаровая Молния: Для меня Ростан Тавасиев — гений и большой выдумщик.

Конструкция Винчи: Я немножко атеистична, но я безусловно благодарна своему создателю, конечно же, он наш отец в каком-то смысле. Однако, да, действительно, в жизни любого ребенка наступает момент, когда нужно обрести независимость. Возможно, таковым станет наш переезд в фонд Музея Современного Искусства.

Полная Мысль: Это Тавасиев вас убедил в своей божественной сущности? Я отношусь к нему как к человеку — с уважением и недоверием.

 

Интервью: Екатерина Фролова

 

Читайте также в рубрике ARTIST TALK:

ARTIST TALK с Дианой Мачулиной о современном искусстве, зрителе и о контекстах своих работ

ARTIST TALK с Олей Кройтор о саморазвитии, своих перфомансах и о том, как реальность делает ее счастливее

ARTIST TALK с Евгением Гранильщиковым о влиянии искусства на политику, вторжении реальности в съемочный процесс и любви к людям, кино и алкоголю

ARTIST TALK с Паруйром Давтяном о том, что сегодня можно считать искусством, почему вопросы важнее ответов и зачем художники уходят от «красоты»

ИНТЕРВЬЮ  с Тимофеем Парщиковым об игре со временем в искусственных городах, поп-арт пророчестве с картины Рембрандта и сонной, одинокой столице России

Виктория Марченкова: «Мне интересно сочетание разных миров внутри Москвы»

ARTIST TALK с Анастасией Кузьминой о потребительстве и вещизме, страхе смерти и вере, «Черном квадрате» и внутренней пустоте

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ