Выставка «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы» является продолжением долгоиграющей немецкой темы, которую ММОМА продолжает раскрывать российскому зрителю. Сначала были «Пути немецкого искусства с 1949 по сегодняшний день», затем — выставка, посвященная легендарному и полумифическому Йозефу Бойсу, теперь в Москву привезли современную европейскую скульптуру, которая показывает, что «абстракция» не единственно возможный путь и что эволюция — это не всегда только «вперед», иногда стоит заглянуть в прошлое, чтобы запечатлеть отзвуки современного.
Куратором выставки стал Матиас Винцен, профессор истории искусств, награжденный призом Карла Эйнштейна за достижения в художественной критике, который в свое время изучал скульптуру в Академии искусств Дюссельдорфа. Вместе с Балкенхолом он отобрал работы, наиболее подходящие для местного контекста и пространства самого музея. Надо сказать, что произведений привезли действительно много. Они занимают все залы здания на Гоголевском бульваре. При этом пространство всей экспозиции подчинено своеобразной игре в масштаб.
«Масштаб» как качественная характеристика, столь важная для архитектуры Древнего мира, особенно для тех зданий, что несли сакральную функцию, здесь также определяет смысловую нагрузку всей экспозиции. При этом оппозиции «большое-великое» и «маленькое-ничтожное» здесь представлены вполне традиционно: огромные скульптуры, помещенные на белоснежные стены, напоминают современные распятия, хотя крестов нет, и руки героя смиренно сложены на груди. Женщина с младенцем-Бакенхолом на руках, огромные деревянные рельефы с золотым фоном на ветхозаветный сюжет заставляют теряться зрителя в пространстве, чувствовать себя маленьким перед лицом вполне себе обыкновенного человека, которого Балкенхол сознательного возвеличивает до масштаба святого мученика.
В небольших комнатах помещены совсем маленькие скульптуры все того же героя, то ли самого Банкенхола, то ли собирательного образа современного жителя земли в белой рубашке и темных брюках. Иногда он предстает обнаженным с золотой короной на голове, смотрящим своими раскрашенными глазами снизу вверх, будто до конца не осознавая свою беззащитность.
Следуя за героем из комнаты в комнату мы словно видим его историю, которую зрителю приходится додумывать самому. Балкенхол помещает его в различный контекст: вот его маленький герой на фоне огромного панно с причудливым орнаментом, или на фоне настроечной таблицы, или же это бесконечные бетонные многоэтажки. Обычный «средний» человек в зависимости от точки зрения и окружающей его среды может казаться великим или ничтожным.
Банкелхол, с любопытством заглядывающий в прошлое, работает с деревом, продолжая традиции средневекового немецкого искусства. Фигуративная скульптура для него жива, а абстракция не вершина эволюционной цепи. Персонажи Балкенхола — простые смертные, грубо отесанные, заурядно одетые, всегда застывшие в одном положении. Они не выражают эмоций ни мимикой, ни движениями. Будто созданные из одних неровностей мы и наши современники в работах немецкого скульптора теряемся в контекстах, которыми живем.
Текст: Амаль Авезджанова