«Стефан Балкенхол. Скульптуры и Рельефы» в ММОМА, или игра в масштаб

26 сентября 2016, 12:59

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре 13 сентября открыл выставку Стефана Балкенхола, прославленного немецкого скульптора, яркого представителя фолк-авангарда. Вплоть до 8 ноября в здании музея на Гоголевском бульваре можно будет увидеть деревянные скульптуры и рельефы художника.

Выставка «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы» является продолжением долгоиграющей немецкой темы, которую ММОМА продолжает раскрывать российскому зрителю. Сначала были «Пути немецкого искусства с 1949 по сегодняшний день», затем —  выставка, посвященная легендарному и полумифическому Йозефу Бойсу, теперь в Москву привезли современную европейскую скульптуру, которая показывает, что «абстракция» не единственно возможный путь и что эволюция — это не всегда только «вперед», иногда стоит заглянуть в прошлое, чтобы запечатлеть отзвуки современного.

Куратором выставки стал Матиас Винцен, профессор истории искусств, награжденный призом Карла Эйнштейна за достижения в художественной критике, который в свое время изучал скульптуру в Академии искусств Дюссельдорфа. Вместе с Балкенхолом он отобрал работы, наиболее подходящие для местного контекста и пространства самого музея. Надо сказать, что произведений привезли действительно много. Они занимают все залы здания на Гоголевском бульваре. При этом пространство всей экспозиции подчинено своеобразной игре в масштаб.

balkenhol1

Выставка «Стефан Балкенхол. Скульптуры и Рельефы»

«Масштаб» как качественная характеристика, столь важная для архитектуры Древнего мира, особенно для тех зданий, что несли сакральную функцию, здесь также определяет смысловую нагрузку всей экспозиции. При этом оппозиции «большое-великое» и «маленькое-ничтожное» здесь представлены вполне традиционно: огромные скульптуры, помещенные на белоснежные стены, напоминают современные распятия, хотя крестов нет, и руки героя смиренно сложены на груди. Женщина с младенцем-Бакенхолом на руках, огромные деревянные рельефы с золотым фоном на ветхозаветный сюжет заставляют теряться зрителя в пространстве, чувствовать себя маленьким перед лицом вполне себе обыкновенного человека, которого Балкенхол сознательного возвеличивает до масштаба святого мученика.

Выставка "Стефан Балкенхол"

Выставка «Стефан Балкенхол. Скульптуры и Рельефы»

В небольших комнатах помещены совсем маленькие скульптуры все того же героя, то ли самого Банкенхола, то ли собирательного образа современного жителя земли в белой рубашке и темных брюках. Иногда он предстает обнаженным с золотой короной на голове, смотрящим своими раскрашенными глазами снизу вверх, будто до конца не осознавая свою беззащитность.

Следуя за героем из комнаты в комнату мы словно видим его историю, которую зрителю приходится додумывать самому. Балкенхол помещает его в различный контекст: вот его маленький герой на фоне огромного панно с причудливым орнаментом, или на фоне настроечной таблицы, или же это бесконечные бетонные многоэтажки. Обычный «средний» человек  в зависимости от точки зрения и окружающей его среды может казаться великим или ничтожным.

Эффектная манера скульптора, грубо, топорно и просто, современный Папа Карло выдаёт по 300 скульптур в год! Резкие линии смотрятся как мазки на полотне, они заряжают динамикой. Сам скульптор объясняет, что ведь и в каждом из нас есть свои «шероховатости» #ммома #ммоманагоголевском #стефанбалкенхол #stephanbalkenhol #выставкимосквы #музейсовременногоискуства #современноеискусство #папакарло и #нуоченьсексуальныйбуратино

Фото опубликовано Ярослава Галайко (@yaroslava_galayko)

Банкелхол, с любопытством заглядывающий в прошлое, работает с деревом, продолжая традиции средневекового немецкого искусства. Фигуративная скульптура для него жива, а абстракция не вершина эволюционной цепи. Персонажи Балкенхола — простые смертные, грубо отесанные, заурядно одетые, всегда застывшие в одном положении. Они не выражают эмоций ни мимикой, ни движениями. Будто созданные из одних неровностей мы и наши современники в работах немецкого скульптора теряемся в контекстах, которыми живем.

Текст: Амаль Авезджанова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ