Сергей Дягилев: окно в Европу

20 августа 2015, 22:26

57 лет назад не стало мэтра русского искусства “серебряного века”. Дягилев – первый балетный импресарио, организатор объединения художников “Мир искусства” и вдохновитель “Русских сезонов”, прославивший Россию на весь мир.

Однажды, после выступления, к Сергею Дягилеву подошел испанский король и спросил его: « А что вы-то делаете в труппе? Вы не дирижируете, не танцуете, не играете на фортепиано – тогда что же?» И Дягилев ответил ему: «Ваше величество, я – как вы. Я ничего не делаю, но я незаменим».

Человек, обладавший столь редчайшим талантом организатора, родился в 1872 году в деревне Селищи Новгородской губернии. Отец Дягилева был потомственным дворянином и офицером. Мать умерла через некоторое время после его рождения, и воспитанием юного таланта занималась вторая жена отца Елена Валерьяновна. Мачеха была близким человеком Сергею, и потом, будучи уже взрослым, он будет часто писать ей, обращаясь за советом.

Семья Дягилева была творческой, и нередко в их доме устраивались постановки, в которых еще маленький Сережа обязательно принимал участие. Большинство членов семьи были музыкально одарены. Отец будущего антрепренёра, Павел Павлович, обладал достойным тенором и выдающимся музыкальным вкусом.

Валентин Серов. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. 1906 год

Валентин Серов. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. 1906 год

В 1876 году семья Дягилева переезжает в Пермь, в дом отца Павла Павловича. Каждый день на обеды в доме Дягилевых собирались до 50 человек, а хозяева славились своим хлебосольством и готовностью накормить каждого, кто в этом нуждался. В XIX веке Дягилевы определяли эконмическую, политическую и культурную жизнь Перми, а их дом называли пермскими Афинами. Именно благодаря такой яркой культурной жизни семьи Сергей Дягилев смог стать очень творческой личностью, тонко чувствующей искусство, и, в особенности, музыкальное.

38809826_no12_04_novuyy_razmer

Свое начальное музыкальное образование тогда уже гимназист Дягилев получает дома: вокалу и фортепиано его обучала тетя, ученица Полины Виардо, а его дед инициировал и спонсировал строительство нового здания городского театра, поэтому у Сергея был абонемент на все премьеры. На лето юношу увозили в южные имения семьи, где он впитывал красоту природы, слушал сказки няни и погружался в атмосферу настоящей русской жизни, наблюдая за крестьянами. Возможно, его любовь к русским мотивам зародилась именно тогда.

Полина Виардо

Полина Виардо

В 1890 году Дягилев становится студентом юридического факультета в Петербурге, при этом посещая консерваторию для занятий музыкой с Н. А. Римским-Корсаковым. Сергей Дягилев мечтал стать композитором и даже пытался написать свою версию Бориса Годунова, однако Римский-Корсаков не нашел в грезящем юноше такого таланта. Он заканчивает обучение в 1896 году, тогда же и попрощается с юриспруденцией ради искусства.

Илья Репин. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова

Илья Репин. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова

Деятельная натура

Петербург становится художественной родиной Дягилева. Здесь он знакомится с Бенуа, Бакстом, Добужинским. Сначала на него смотрели снисходительно, отмечая, что его вкусы в искусстве весьма примитивны и провинциальны. Однако в Петербурге он меняется, гораздо глубже погружаясь в искусство.

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева

Окружение постепенно начинает замечать в нем вкус и некоторые способности. И хотя Дягилев был моложе тех, к кому так стремится, он решает взять на себя роль творца и создать «Мир искусства»  — самое значительное художественное объединение на рубеже веков. В это время Дягилев и организатор выставок, и редактор журнала, и сотрудник театров. Он уже чувствует в себе силы руководить всей репертуарной политикой.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества "Мир искусства". 1920 год

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1920 год

Своей мачехе он напишет: «Что касается до меня, то надо сказать, опять-таки из наблюдений, что я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих – большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность: впрочем, если хочешь, я, кажется, нашел мое настоящее значение – меценатство. Все дается, кроме денег – mais ca viendra» (это придет). Надо сказать, Дягилев обладал уникальной способностью находить деньги на свои проекты в любых ситуациях, однако сам никогда не был богат.

Александр Бенуа. Последние прогулки Людовика XIV. Серия "Версаль Прогулка короля". 1897 год

Александр Бенуа. Последние прогулки Людовика XIV. Серия «Версаль Прогулка короля». 1897 год

В 28 лет, в 1899 году, Дягилев получил должность чиновника отдельных поручений при директоре Императорских театров. Его амбиции были высоки, а характер буен, что через 3 года привело к скандалу. Он оскорбил самого директора, назвав его слабым и бесхарактерным. В результате Дягилева уволили. Тогда он, лишившись должности чиновника, не очень любимой им, полностью погружается в искусство.

Окно в Европу

В 1906 году Дягилев начинает свой долгий путь в Европу. Этот год стал зарей 25-летней эпохи Дягилева – прекрасного вторжения России в Европу. Начинает он с живописи. Он организовывает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Он хотел удивить, поэтому и привез разные произведения – иконы, полотна русских классиком и современных художников.

1898-postcard1

Русская живопись имела грандиозный успех. После Парижа Дягилев отправился в Берлин и Венецию, где также очаровал любителей живописи. Через год Дягилев привез в парижскую оперу русских музыкантов – Скрябина, Рахманинова, Глазунова, Римского-Корсакова. Особый успех у европейской публики имел Шаляпин.

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 год

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 год

Роскошные «Русские сезоны»

Дягилев не только познакомил Европу с выдающимися художественными деятелями России, но и за десять лет перед революцией показал русским талантам пути к эмиграции.

Позже Сергей Прокофьев скажет о феномене Дягилева: «Громадная и несомненно единственная фигура, размеры которой увеличиваются по мере того, как она удаляется».

Иван Подгайный. Портрет композитора Сергея Прокофьева

Иван Подгайный. Портрет композитора Сергея Прокофьева

Но это было лишь подготовкой к главному делу всей жизни Дягилева. 1909 год – год первого балетного сезона, начавшего плеяду 20 величайших сезонов. Париж увидел Павильон Армиды, Клеопатру, Сильфиду. Больше всего изысканную парижскую публику потрясло необузданное варварство половецких плясок из «Князя Игоря».

afisha

Врожденное чутье на талант позволило Дягилеву увлечь за собой звезд первой величины. Лучшие композиторы пишут ему музыку, лучшие художники делают декорации и костюмы, лучший балетмейстер, Михаил Фокин, ставит спектакли. Дягилев показал целое созвездие русских балерин – Павлова, Кшесинская, Ида Рубинштейн, Карсавина, а позже появились Спесивцева. Таких «космических» высот таланта Париж не видел никогда.

20110102_serov

Знаковые люди эпохи

Символом дягилевского балета стала запечатленная Серовым Анна Павлова – одна из любимиц создателя «Русских сезонов». Однако через некоторое время Павлова покидает детище Дягилева. Причиной этому становится появление рядом с Дягилевым – как говорили о нем, восьмого чуда света. Нижинский на долгие годы переход под покровительство Дягилева, освещая «Русские сезоны» светом своего таланта.

Анна Павлова

Анна Павлова

Антрепренёр убедил Нижинского в значимости мужской партии в балете. Он отказался от роли, как он выразился, «носильщика» балерин и стал буквально идолом публики. Потом о Нижинском напишут, что он перевернул весь балетный мир, и это началось благодаря Дягилеву.

Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский

Тонко чувствующий Вацлава Нижинского таланты, основатель «Русских сезонов», получил в свою антрепризу то, чего не было никогда и ни у кого. Целые балеты были написаны в расчете на одного танцовщика, и это придавало балету Дягилева истинную уникальности. Символом этого стал образ Петрушки из балета Стравинского. «Петрушка» стал одной из самых значительных работ Дягилева, его визитной карточкой.

Вацлав Нижинский в балете Жизель. 1910 год

Вацлав Нижинский в балете Жизель. 1910 год

Дягилев менял мир не только русского театра, он творил свои законы для всего мира. Так, великий импресарио создал первый «некрасивый» балет, который потом, через 50 лет, станет необыкновенно популярным во всем мире. Дягилев своей «Весной священной» и хореографией Нижинского в ней надолго опередил свое время, что является неоспоримой меткой истинного гения. Антрепренёр рисковал, понимая, что публика, не оценившая его балет, не будет давать денег. Однако таким был Дягилев – яркая, скандальная личность и великий тиран мира искусства, постоянно находившийся в долгах, но всегда воплощающий свои проекты.

Лев Бакст.  Декорации к балету Шахерезада. 1910 год

Лев Бакст. Декорации к балету «Шахерезада». 1910 год

Лицо России за рубежом

Будучи реформатором, постоянно стремясь к новизне, Дягилев безжалостно расставался с прошлым, часто полностью меняя свое окружение. Вскоре он начинает отдаляться от России, все чаще предпочитая европейских звезд. Его «Русские сезоны» оказывались далеко не всегда «русскими». Теперь уже вокруг него вращались всемирно известные имена мира искусства. Так, русский импресарио становится стилистом и законодателем целого ХХ века. Кумиром Дягилева всегда был Петр I, и, может быть, именно он вдохновил его на главный подвиг его жизни – окно в Европу.

Dsc0690-05-2011

Последней работой Дягилева стал балет на музыку Прокофьева «Блудный сын». Он и сам был блудным сыном для своей страны. Его большой мечте – показать «Русские сезоны» в родной стране — так и не суждено было сбыться.

Дягилев умер в 1929 году в Венеции в полном одиночестве. Причиной стала запущенная болезнь, которую Дягилев, выходивший за любые рамки, совсем не лечил. Перед ним были открыты все двери мира, власть и слава окружали него, им восхищались и не принимали, рисовали карикатуры и возносили. А на могиле, рядом с фотографией, почти всегда лежат балетные туфли, набитые песком от ветра. Со смертью Дягилева его сезоны прекратили свое существование — он оказался по-настоящему незаменимым.

paris-eiffel-vintage-image-graphicsfairy006c

Текст: Инна Федосеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ