Российское искусство на пороге цензуры

28 сентября 2016, 19:27

Закрытие выставки Джока Стерджеса «Без смущения» в Центре фотографии им. братьев Люмьер стало переломным этапом в развитии искусства и музейного дела в нашей стране. За последние два года особенно часто произведения искусства подвергались критике со стороны власти и общества. Предложение создать специальную комиссию, которая будет решать, стоит ли допускать работы художников к публичному показу или нет, ведет фактически к цензуре. Главный редактор «365» Яна Харина постаралась разобраться в этом вопросе и выяснила у деятелей культуры, что они думают о сложившейся ситуации.

25 сентября под давлением общественной организации «Офицеры России» была закрыта выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» в Центре фотографии им. братьев Люмьер, которая вызвала один из крупных за последнее время общественный скандал. Причиной инцидента стало высказывание сенатора Елены Мизулиной, что выставка является «пропагандой педофилии» и «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Мнение сенатора поддержала новый детский омбудсмен Анна Кузнецова и попросила прокуратуру проверить выставку «Джок.Стерджес. Без смущения» (отметим, что выставка проходила с маркировкой 18+). В нашей стране это уже не первый случай, когда произведения искусства вызывают возмущение у россиян. В 2015 году была отменена опера «Тангейзер» Вагнера в режиссерской обработке Тимофея Кулябина, а копии статуи Давида работы Микеланджело в Санкт-Петербурге прикрыли пах кепкой.

Фотография с выставки "Без смущения"

Фотография с выставки «Без смущения»

Вопрос о тонкой грани между «искусством» и «тем, что нарушает закон» поднимается сегодня все чаще, хотя эта граница четко прописана в законодательстве нашей страны. Несмотря на это, 26 сентября Общественная палата РФ сделала заявление о необходимости создать специальную комиссию экспертов, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу».

С чего все началось…

8 сентября в небольшой частой галерее Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения». Выставка работала для посетителей больше двух недель и благополучно бы закончилась 30 октября, если бы не разразился общественный скандал. Фотографии, с изображением обнаженных детей, были названы порнографическими, а сама выставка – пропагандой педофилии. Стоит отметить, что большую роль в развитии этого инцидента сыграла дезинформация. В ЖЖ блогер Лена Миро опубликовала резкий пост, в котором сделала подборку откровенных фотографий, сделанных Джоком Стерджесом. Однако этих фотографий на выставке среди почти 40 снимков не было, о чем в посте блогера не сказано. Теперь же проверять на предмет нарушения закона РФ будут саму Лену Миро. «Массовое прибытие журналистов и агрессивно настроенных граждан к Центру фотографии братьев Люмьер в воскресенье, а также пристальное внимание к этой выставке общественных и политических деятелей было спровоцировано публикацией Елены Мироновой, разместившей в своём ЖЖ фотографии, которых не было на выставке. Считаю, что правоохранительным органам следует внимательно изучить данную публикацию на предмет публикации фотографий обнажённых несовершеннолетних и информации провокационного, по сути, характера», — написал лидер «Офицеры России» Антон Цветков на своей странице в Facebook.

 

Искусство или порнография?

Известный искусствовед, широко издаваемый в мире автор книг по искусству, фотограф, Эдвард Люси-Смит в своем исследовании «Эротика в произведениях искусства» писал: «Чем больше имеешь дело с историей искусств, тем больше понимаешь, как много в древнем искусстве непристойности, на которую мы закрываем глаза, помещая объект в музей и говоря, что он прекрасен. С XVI века, когда обнаженная женская натура приобрела особое значение, в искусстве доминировали мужчины, смотрящие на женщин, и все принимают это положение вещей, и никто не разглядывал картинки, чтобы определить их сексуальное содержание. Наше общество странным образом единодушно игнорирует эротику, даже порнографию в так называемых произведениях искусства, тогда как из-за современной продукции, не всегда столь же откровенной, мы поднимаем ужасный шум».

Фото с выставки Джока Стёрджесса "без смущения"

Фото с выставки Джока Стёрджесса «без смущения»

Высказывание Мизулиной о том, что работы Джока Стерджеса на выставке в Москве содержат детскую порнографию, заставляет нас ознакомиться со статьей Уголовного кодекса РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». В статье перечислены условия, когда и речи не может быть о детской порнографии: «не являются материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних материалы и предметы, содержащие изображение или описание половых органов несовершеннолетнего, если такие материалы и предметы имеют историческую, художественную или культурную ценность либо предназначены для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности в установленном федеральным законом порядке».

По мнению куратора выставки и основателя Центра фотографии им. братьев Люмьер Натальи Григорьевой, на выставке не представлено ни одной работы, которая бы, по мнению Роскомнадзора, котировалась бы как детская порнография: «Обвинения, выставленные в сети, и фотографии, которые демонстрируются как якобы с выставки в Центре фотографии, — никакого отношения к выставке не имеют».

anton-belovАнтон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»

В законодательстве Российской Федерации есть определение, что является порнографией. Все фотографии, которые были выставлены в Центре фотографий им. братьев Люмьер, никакого отношения к этому не имеют. Там даже никакую экспертизу не надо назначать. Поэтому ответ на вопрос: нет, не являются.

Есть понятие «ограничение возрасту», которое соблюдают музеи и выставочные пространства. Если сотрудники музея видят, что в работах художника есть какой-то провокационный контент, показано насилие или присутствуют порнографические элементы, но это все в рамках искусства, то это просто заранее оповещается. Это же не на центральном телевидении бесплатно показывают. Эта выставка находится в закрытом зале, где вас на входе предупреждают, что вы должны еще и билет купить. Объективно, вы должны приложить массу усилий, чтобы попасть туда.

 

nataliya-rubinaНаталия Рубина, PR-отдел Центра дизайна Artplay

Фотографии Стерджесса — это то самое искусство, которое балансирует на грани. Для меня одна из важнейших функций искусства — уточнять, что такое хорошо, а что такое плохо, чтобы не дать закостенеть разуму и морали. Так можно? А так? А по каким критериям судим? Такого рода произведения искусства как бы делают рентгеновский снимок социума. Это очень важно.

Лично для меня эти фотографии — на грани фола. Потому что автор не прямо демонстрирует, но намекает именно на сексуальное начало в своих моделях. Он как бы показывает в подростках то зерно, из которого скоро произрастёт сексуальность. Балансирует, в общем. Но лично для меня грань выдержана. Автор в порно не сваливается. Многие люди ставят под вопрос саму идею фотографировать обнаженных детей. Однако для некоторых эта идея приемлема пока она остаётся в поле художественного, а для других она сама по себе аморальна. Ответа, кто здесь прав, полагаю, не найти. Но столкновение вкусов, мнений — дело важное и нужное. Это нормальная жизнь социума.

Этот гигант уродует детские души!

Выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер уже не первый случай, когда недовольство общества обрушивается на произведения искусства.

22 июля 2016 года в общественную приемную Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге поступила жалоба от жительницы северной столицы, в которой она выражала свое возмущение по поводу копии статуи Давида Микеланджело, появившейся у храма святой Анны на Кирочной улице в Петербурге. «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!» — гласит выдержка из письма петербурженки, опубликованная на сайте уполномоченного.

Статуя Давида появилась в Санкт Петербурге во время проведения мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» на территории Церкви Святой Анны.

Статуя Давида со стыдливо прикрытыми гениталиями

Статуя Давида со стыдливо прикрытыми гениталиями

Наготу статуи художники из группы «Север-7» спрятали под кепкой, да еще и приклеили её скотчем. Общественность сразу подхватила идею «прикрыть» неприличные фрагменты статуи, а организаторы провели опрос, в каком виде оставить копию великого произведения искусства. Однако большинство голосов было отдано за вариант «Оригинальный Давид».

Еще один скандал вокруг современного искусства разгорелся в марте прошлого года, когда оперу Вагнера «Тангейзер» в режиссерской обработке Тимофея Кулибина убрали из репертуара Новосибирского театра оперы и балета. Стоит отметить, что постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант». Молодой режиссер представил на суд зрителя несколько измененный вид классической пьесы: Тангейзер здесь не средневековый поэт, а современный кинорежиссер, который приехал на фестиваль со скандальным фильмом об Иисусе Христе, развлекавшимся с полуобнаженными девицами. По заявлению митрополита Тихона прокуратура Новосибирской области возбудила дело против Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича, директора театра, где показывалась работа режиссера. Но суд не нашел в их действиях состава преступления. Министерство культуры Российской Федерации призвало создателей оперы извиниться перед зрителями и изменить постановку. Что в итоге? Мездрич был уволен с поста директора Новосибирского театра оперы и балета, Тимофея Кулябина пригласили в Большой театр, а сама постановка «Тангейзер» получила приз зрительских симпатий «Звезда театрала».

Сцена из оперы "Тангейзер"

Сцена из оперы «Тангейзер»

Ни в одном из перечисленных примеров так и не нашли признаков порнографии или оскорбления чувств верующих. Границу между искусством и нарушением закона художники не переходили. Но этого, видимо, недостаточно, поэтому Общественная палата РФ предлагает создать специальную комиссию, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу должна специальная комиссия». Мы решили узнать, что думают люди, связанные с искусством, о данном предложении.

К чему может привести создание специальной комиссии, которую предложили создать в Общественной палате РФ?

К сожалению, Ольга Свиблова, основатель и директор «Мультимедиа Арт Музея», от комментариев отказалась.

 

natal-ya-grigor-eva-litvinskayaНаталья Григорьева-Литвинская, куратор и основатель Центра фотографии им. братьев Люмьер

Я даже не знаю, как к этому относиться. Наверно, сам посыл положительный, а вот как он будет тактически применяться — нужно, безусловно, смотреть. В музейном деле есть огромное количество нюансов. Если, к примеру, Министерство культуры скажет, что мы должны утверждать работы за 5 лет до начала их демонстрации, потому что срок рассмотрения комиссией не менее 5 лет или года, то это очень сильно осложняет наше дело. Если это будет каким-то образом оперативно решаться и это будут эксперты, которые серьезно занимаются тем видом искусства, которое рассматривается, то, по-моему, это прекрасно. Та ситуация, которая возникла, совершенно не привела к этой миролюбивой и нормальной инициативе. Самое ужасное, что вы можете пройти те или иные согласования, заниматься своим делом, но какая-то блогерша может вызывать негатив со стороны широких масс населения, которые, естественно, не могут себе позволить по каким-то причинам увидеть выставку самостоятельно. Вот это самое страшное в той ситуации, в которую мы попали.

 

vladimir-ovcharenkoВладимир Овчаренко, директор галереи «Риджина», основатель фонда Vladey

Искусство провоцирует и соблазняет. И это невозможно без участия зрителя. У него то же есть свои хотелки. Как у него их отнять? Давайте, комиссия ему поможет. Проходили уже, не поможет. Ничего нового, маразм крепчает, ворота в большой мир закрываются. К сожалению, это распространяется не только на госучреждения и их мир, но и входит в дом к каждому. Непонятен предел этого, залезут ли в постель к нам эти товарищи-маузеры и научат ли как патриотично заниматься сексом.

 

anton-belovАнтон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»

Это обычная цензура. Такие комиссии — попытка захватить музеи, которые являются независимыми учреждениями, двигают общество вперед и меняют его. Для музея, в котором работают суперспециалисты, никакой комитет с сомнительным составом людей не будет являться экспертом. Поэтому это просто смешно, и не будет работать.

Музей «Гараж» никогда не будет никакой комиссии подавать заявки на выставки того или иного искусства, потому что мы сами определяем, что мы хотим выставлять и в каком виде, и что мы с этим будем делать.

 

yasha-mohnacheva-yavorskayaЯша Яворская, куратор выставки «Босх. Ожившие видения» в Центре дизайна Artplay

Я думаю ее не создадут, но спровоцируют глобальное обсуждение этого вопроса. В тяжелые экономические времена всегда легче обсуждать культуру, чем экономику страны.

Этот год был довольно тяжелым для искусства в целом. Мы, в связи с образовавшейся тенденцией к закрытию выставок, запретам на рекламу и обсуждению «одеть или не одеть скульптуру Давида», решили приостановить показ текущей выставки «Я-Айвазовский» (в Центре дизайна Artplay. – Прим. «365») и сделать проект, актуализирующий тему цензуры и конъюктурности нашего общества. Проект будет включать прошедшую выставку Босха, мы вернем в Москву и оденем скульптуру Давида и постараемся привлечь художников современного искусства, чьи работы подверглись цензурированию.

 

Текст: Яна Харина

Главная фотография: Robert Mapplethorpe

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ