Почему «Преступление и наказание» Кончаловского не трогает

21 января 2017, 21:10

Андрей Кончаловский задумал постановку по «Преступлению и наказанию» еще 35 назад, и премьера наконец состоялась весной 2016, в год 150-летия со дня написания романа. Создатели перенесли зрителей во время, напоминающее 90-е, и посмотрели на проблемы, поднятые Достоевским, под другим углом. Реакция аудитории на рок-оперу была неоднозначной: одни восхищались оригинальностью идеи, другие недоумевали над ее воплощением, третьи остались равнодушными. 20 января состоялась премьера второго сезона «Преступления и наказания», на которой побывал и «365».

20160318_bogomaz.ru__DSC4541_www

Почитатели романа могут возмутиться увиденным. Если вы допускаете экспериментальную интерпретацию классических произведений, то, вероятно, ограничитесь недоуменным взмахом бровей. Однако «Преступление и наказание» Андрея Кончаловского и Эдуарда Артемьева понравится поклонникам мюзиклов и мелодрам. Разберемся, почему.

20160319_bogomaz.ru__DSC7618_www

Сюжет оригинальной истории сильно переработан и упрощен, однако многие основополагающие моменты сохранены: Раскольников по-прежнему студент, Соня Мармеладова занимается проституцией, Мармеладов утопает в запоях, Свидригайлов кладет глаз на молодых девушек, старуха-процентщица не дает покоя Раскольникову своей никчемностью и вредностью, а Порфирий Петрович просто есть. Да, от невозмутимого, ловкого, умного следователя осталось только имя. Как, в целом, и ото всех героев оригинального произведения. Но персонажей по-подробнее мы рассмотрим чуть позже, остановимся на сюжете. Постановка состоит из двух актов, и в первом из которых зрителю представляют долгую экспозицию. Симпатичные музыкально-танцевальные номера знакомят аудиторию с действующими героями и эпохой, в которой разворачивается действие. Временные рамки в рок-опере размыты. В афишах было заявлено, что создатели перенесли персонажей в 90-е, однако в реальности время определить трудно. На сцене появляются и крестьяне в рубахах-размахайках, мелькают портреты Ленина (с шапкой из гриба?) и Че Гевары, танцуют проститутки в кислотных лосинах, держатся за руки девушки, напоминающие дуэт «Тату», размахивают дубинками сотрудники ОМОНа.

20160320_bogomaz.ru__DSC0882_www

Признаться, это выглядит интересно, но, вопрос в том, работает ли это? Нет. Авторы хотели показать вечность идей, изложенных Достоевским в романе, и получилось у них ярко, задорно, но пусто. Действие воспринимать не иначе, как шоу, не выходит. И одна из главных проблем этой постановки — мотивация героев. В интерпретации Кончаловского герои осовременились, но перестали вызывать сочувствие. Кто-то не согласится, сказав, что новые Раскольников и Соня будут ближе молодой аудитории, и это привлечет ее к оригинальному «Преступлению и наказанию». Возможно, в этом есть смысл, но с упрощением героев упростились и их отношения. Идея самопожертвования и смирения вовсе опускается. Между Родионом и Соней не чувствуется напряжение, и создается впечатление, что их связывает только каноничная история.  Их взаимодействие будто случайно, и от этого отношения между ними кажутся натянутыми и неестественными. Второстепенные персонажи также невзрачны. Порфирий Петрович предстал жеманным и игривым, напоминающий манерами Мориарти из «Шерлока». Он будто и не участвует в расследовании убийства. Свидригайлов пролетел в истории ярким фейерверком из роз (кто посмотрел, тот поймет), и его роль в рок-опере оставила много вопросов. Старуха-процентщица не отталкивает, хотя должна, поэтому мотивы ее убийства тоже вызывают сомнения.

20160319_bogomaz.ru__DSC7964_www

Но музыкальная составляющая в рок-опере на высоте. Композиции гармонично подчеркивали атмосферу Петербурга, представленного в разных эпохах. Эдуард Артемьев и Андрей Кончаловский работали над музыкой 35 лет, и в итоге зрители услышали смесь из рока, фолка, оперы и даже рэпа. Декорации и эффекты выглядят дорого. Видно, что над их созданием трудились несколько лет десятки людей. Здесь и сложные проекции, и иллюминация.

20160320_bogomaz.ru__DSC8782_www

Спектакль мог бы быть лучше, если бы авторы более тщательно проработали идею. Они могли бы показать страх и неопределенность, настроения, присущие обществу в 90е, и этим мотивировать озабоченность Раскольникова. Они могли бы усилить детективную сторону сюжета, вовлекая в действие больше персонажей. В повествовании был намек на сильную социальную драму, но, увы, эта линия так и не продолжилась.

20160320_bogomaz.ru__DSC9960_www

Рок-опера «Преступление и наказание» — это интересное зрелище вечером в пятницу. Его нескучно смотреть как хорошее шоу, если забыть, что перед глазами современная интерпретация Достоевского.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой.

Текст: Кристина Бесстрашнова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ