Питер Пуклус: «Окружающий мир – это инструмент искусства»
29 мая 2017, 14:40

28 мая прошла церемония награждения победителей Конкурса книжных макетов в рамках Photobookfest 2017. 17-дневный фестиваль подошел к концу, однако у посетителей Центра фотографии им. братьев Люмьер еще есть шанс увидеть выставочные проекты «СССР строит социализм. Шедевры советской фотокниги 1930-х годов», «Новый разворот», «Flip photobook video awards» и «Expert photobook review» до конца июня.

«365» побеседовал с членом жюри финального этапа Конкурса Питером Пуклусом и выяснил, что происходит в современной российской фотографии, куда должны двигаться молодые фотографы и как вдохновиться предметами повседневности.

Питер Пуклус - венгерский художник, работающий в разных видах и жанрах искусства. В своем творчестве он обращается к документальной фотографии, скульптуре, инсталляции, графике и видео. 

Питер Пуклус

Правильно ли я понимаю, что в своих работах Вы пытаетесь, отстраниться от повседневности, условно говоря, «отключить автоматизм» и посмотреть на привычные вещи глазами художника, найти красоту там, где ее обычно не замечают?

Да, в целом, это так. Я думаю, что художнику важно не только видеть или слышать, что происходит вокруг, но и заявлять о своей точке зрения, создавать собственное сообщение. Очень важно иногда абстрагироваться от реальности, на мой взгляд, только так художник может привнести свое видение в мир.

Мастер-класс, который Вы проводили в рамках фестиваля, он как раз об этом? Как, абстрагируясь, превратить повседневные вещи в искусство?

Да, главной целью мастер-класса было научить участников использовать реальность как основу будущего сообщения, рассказать о том, как включить свои идеи в объект и как создать то самое сообщение с помощью различных инструментов. Еще одним важным пунктом была работа в группах, где каждый зависел друг от друга. Так, я хотел показать, что позиция художника заключается не только в создании объекта, но и в чуткости к другим, в способности сотрудничать и помогать своей команде.

Мастер-класс Питера Пуклуса в Центре фотографии им. братьев Люмьер

Вы один создаете свои работы или работаете в группе?

Иногда я работаю совместно с другими художниками, но это бывает редко. Обычно я закрываю дверь своей студии и остаюсь один на один с собой. У меня есть ассистенты, но все, что я могу попросить их – это сходить в магазин. Когда я создаю что-то – это только я и мир.

В одном из интервью Вы говорили о том, что вдохновить на создание объекта Вас может что угодно: от предмета искусства до бытовых вещей. Но что именно делает вещи достойными Вашего внимания? Вас впечатляет что-то уже само по себе фактурное, или это может быть самый простой предмет?

Чтобы создать объект, нужно, как минимум, знать, о чем говорить. То, каким образом рассказывать историю – очень индивидуальный вопрос, поскольку весь окружающий мир – это инструмент. Для меня заранее неважно какой именно предмет будет частью моей работы и какую форму она примет. А вдохновение, действительно, приходит отовсюду: я могу стоять на автобусной остановке и увидеть кого-то с сумкой апельсинов – это вдохновит меня, я запомню ситуацию, трансформирую ее в своем уме, и в итоге из этого что-то получится. Самое главное – это передать свое сообщение аудитории, в этом может помочь все, что угодно.

Питер Пуклус «Lady on Hegel»

Какие люди Вас вдохновляют?

Иногда меня вдохновляют творческие люди, художники, персонажи фильмов и книг или самые обычные люди. Тот пример с апельсинами, который я только что приводил, – невыдуманная история, я на самом деле видел пожилую даму на остановке с сумкой апельсинов. Я не знал ее, но увиденное вдохновило меня. Я думаю, что важно просто быть открытым к миру и обращать внимание на детали.

Создавая фотокнигу «How Many People» («Сколько людей»), Вы использовали стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…». Вы отталкивались от поэтического произведения или поместили его, потому что оно хорошо отражало Вашу идею?

«How Many People» вышла в 2015 году, и это был мой первый опыт совмещения текста и изображения. Стихотворение Цветаевой вдохновило меня общим посылом, мне стало интересно посмотреть, каким образом текст будет взаимодействовать с самой книгой: с ее страницами, структурой. Далее идея развернулась в фотографической книге «The Epic Love Story of a Warrior» («Эпическая любовная история воина»).

Питер Пуклус «The Epic Love Story of a Warrior»

Насколько я понимаю, память и история как метаидея играет не последнюю роль в ваших работах? Взять хотя бы книгу «The Epic Love Story of a Warrior»…

Да, определенно. В случае с «The Epic Love Story of a Warrior» история и память – важная часть контекста. Тема книги – Центральная Европа XX века. Очевидно, существуют связи между моими изображениями, историческими фактами и тем, как нам преподнесены эти факты.

А что касается документальной серии «One and a half meter» («Полтора метра»)? Кажется, что это тоже в какой-то степени история и воспоминание, но история узкого семейного круга.

«One and a half meter» – мой первый проект. Работу над ним я начал еще в университете в 2004 году, закончил в 2009, а опубликовал лишь спустя 3 года, в 2012. Сегодня я могу назвать «One and a half meter» дневником молодого фотографа. Название работы говорит о ее содержании: полтора метра – это длина вытянутой руки, на таком расстоянии образуется ваш близкий круг общения. Все, кто входит в этот круг, скорее всего, ваша семья или друзья. Я создал проект, который говорит о моих близких, о том, как и где они живут. Я хотел показать наши отношения и что происходит между нами.

Питер Пуклус «One and a half meter»

Верно ли, что инсталляция «Handbook to the Stars» («Путеводитель к звездам») – это представление Вашей художественной манеры и Вашего художественного пространства? Можно ли назвать эту работу метафорой современного мира?

В некотором смысле да, хотя это немного шире. «Handbook to the Stars» о том, как работает человеческое сознание и, в частности, мой разум. Я хотел показать, что мозг способен совмещать совершенно не совместимые вещи, в стремлении понять, как устроена наша вселенная и окружающая среда. Я хотел донести до зрителей, что способности мозга не ограничены, и именно гибкость ума позволяет нам выживать и жить в этом бесконечно занятом мире и уходящем времени.

Инсталляция «Handbook to the Stars»

Над каким проектом Вы работаете сейчас?

Сейчас я работаю над проектом под названием «The Hero Mother – How to build a house» («Героическая мать - Как построить дом»). В этой работе речь идет о важных общественных вопросах: о равенстве между мужчинами и женщинами, между людьми, у которых есть дети и у которых их нет, о роли матери и роли отца в современном обществе, о том, что от них ждут и способны ли они оправдать эти ожидания.

Равенство всегда было спорной темой. Это одна из основных целей Великой французской революции, которая не была достигнута.

Я хочу говорить об этом. Кажется, будто равенство наконец-то должно восторжествовать, но, похоже, это никогда не произойдет.

Вы первый раз в России? До приезда на Photobookfest Вы были знакомы с творчеством российских фотографов?

В России я не первый раз. Еще когда был студентом, я путешествовал по Украине и побывал в Крыму. А недавно меня приглашали на фестиваль фотокниги, который проходил в Угличе. Но с российскими фотографами я познакомился гораздо раньше. История фотографии (именно та ее часть, которая интересует меня больше всего) началась в России.

Эпоха Родченко – важная часть нашей культуры и истории искусства, и это меня очень вдохновляет. Все началось здесь, в Москве, и только потом двигалось западнее: к Веймару, к Берлину. Очень важно помнить про это.

Что, на Ваш взгляд, происходит в современной российской фотографии?

Я думаю, что сейчас происходит очень важное движение: молодые художники начинают осознавать, что им не надо ждать, пока крупная компания или правительство помогут им издать их фотокниги, они понимают, что могут сделать это самостоятельно. Они способны доказать всем, что то, что они делают это здорово, они готовы создавать объекты, делать выставки и двигаться вперед без какой-либо помощи. Это очень ответственный шаг.

Питер Пуклус «The leg of a Thonet chair»

И напоследок, расскажите, как Вы считаете, куда должны двигаться молодые российские художники?

Я считаю, что фотография – это инструмент, который помогает обсуждать социальные вопросы. Сейчас российские художники обдумывают проблему идентичности: пытаются найти себя и определить свое место в обществе. Это бесспорно очень важная тема, но надо двигаться дальше. Есть множество вопросов, которые должны подниматься в этой стране. Я с нетерпением жду, когда придет время их обсудить.

Интервью подготовила Екатерина Мачихина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика