От античности до наших дней: 9 простых способов быстро научиться рисовать

10 ноября 2016, 17:43

С 13 ноября в стенах Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова начнется уникальный курс «Узнай все, что нужно знать об искусстве!» Его будет читать Сергей Баландин, арт-критик, куратор галереи «Виктория», номинант премий Собака.ру и автор более 15-ти выставок по России. Специально для «365» Сергей Баландин описал несколько забавных фактов из истории преподавания искусства, которые показывают, что учиться рисовать не значит учиться рисовать то, что ты видишь.

В Древней Греции (примерно в VI в. до н.э.) два брата Телекл и Феодор взялись изготовить скульптуру Аполлона. Но они жили в разных городах, поэтому каждый из них изготовил половину статуи, не видя, что делает другой. Когда две части соединились, оказалось, что они идеально подходят друг к другу. Это оказалось возможным, потому что братья учились искусству в Египте, где рисовали и ваяли не «на глаз», как в Греции, а расчерчивая основу на квадраты, к размерам которых были привязаны размеры частей тела изображаемого бога. Зная размер клеток напарника, скульптор мог без ошибки создать вторую половину Аполлона, не видя первой.

Неоконченный древнеегипетский рельеф с сеткой для рисования.

Неоконченный древнеегипетский рельеф с сеткой для рисования.

В Средние века в Византии фантазировать художникам было противопоказано. Молодому живописцу, желающему что-нибудь нарисовать, рекомендовалось промаслить бумагу, прикрепить ее к «подлиннику», черный краской обвести контур, обозначить темные места, а белилами — светлые. После этого он снимал бумагу и раскрашивал детали. Еще можно было рисовать на просвет, прикрепив «оригинал» к оконной раме, и снова обводить. Сведения об этой методике дошли до нас по наставлениям для иконописцев греческого монаха Дионисия Фурноаграфиота.

В начале XV веке художник Ченнино Ченнини делился секретами мастерства в своем «Трактате о живописи»: если хочешь изобразить гору, возьми камень и нарисуй его, но «в нужной пропорции и при соответствующем освещении». Вполне вероятно, чтобы изобразить море, нужно было рисовать воду в стакане, время от времени помешивая ее.

Картина Иоахима Патинира "Пейзаж со Святым Иеронимом (1520), на котором горы явно написаны с обычных камней.

Картина Иоахима Патинира «Пейзаж со Святым Иеронимом (1520), на котором горы явно написаны с обычных камней.

В самом авторитетном труде эпохи Возрождения, посвященном искусству, «Книгах о живописи» Леона Баттиста Альберти, говорится, что рисовать человеческое тело нужно начинать со скелета, затем покрывать его мышцами, кожей, а уже в конце облекать в одежду. Такой долгий путь к натуре мы видим, например, у Рафаэля в его эскизах к «Положению во гроб».

Два эскиза Рафаэля к картине "Положение во гроб", на которых видны стадии работы над изображением тела.

Два эскиза Рафаэля к картине «Положение во гроб», на которых видны стадии работы над изображением тела.

Совсем с другой стороны подошел к изображению человека Альбрехт Дюрер. Он предложил сначала учиться изображать голову, части тела и всю фигуру целиком в виде сложного многогранника так называемого «метода обрубовки». Этот метод, практикуемый и по сей день, должен облегчить учащемуся задачу вписывать тело в перспективу.

Рисунок Дюрера с "обрубовкой" человеческих тел.

Рисунок Дюрера с «обрубовкой» человеческих тел.

Леонардо да Винчи советовал, желающим срисовать местность, установить перед собой небольшой кусок стекла, встать на расстоянии тридцати сантиметров от стекла и «укрепить голову особым инструментом так, чтобы ты совершенно не мог двигать головой». После чего следовало закрыть, а лучше, завязать один глаз и обвести по стеклу то, что видишь. Полученный рисунок нужно было перевести со стекла на бумагу и раскрасить.

Рисунок Дюрера, на котором показано, как рисовать с помощью прибора Якоба Кезера. Прибор помогает соблюсти правило Леонардо: стекло и окуляр для фиксирования глаза в одной точке.

Рисунок Дюрера, на котором показано, как рисовать с помощью прибора Якоба Кезера. Прибор помогает соблюсти правило Леонардо: стекло и окуляр для фиксирования глаза в одной точке.

Рубенс рисовал головы младенцев, составляя их из кругов, квадратов и треугольников, почти как на современных пособиях для чайников «Как нарисовать…». Вполне возможно, что он перенял эту манеру у средневековых художников, один из которых, француз Виллар де Оннекур, оставил после себя записные книжки с рисунками. В его трактовке бегущая собака получалась из четырех треугольников, овечка из прямоугольника и двух треугольников, а голова Христа из пятиконечной звезды.

В конце XVII века основатель Французской королевской академии живописи и скульптуры Шарль Лебрён в своих ученых докладах предлагал брать за основу портрета человека морды животных. Особого внимания заслуживает то, как Лебрён рекомендует изображать на картинах эмоции: «… при страхе, — пишет он, — брови должны быть подняты, глаза широко раскрыты, веки спрятаны под бровями, зрачок кажется блуждающим, рот широко раскрыт, цвет лица бледен, а волосы — всклокочены. При изображении любви лоб гладкий, голова чуть наклонена в сторону предмета обожания, цвет лица румяный, губы слегка приоткрыты и кажутся влажными».

Рисунки Шарля Лебрёна, в которых он сравнивает голову человека с головой совы.

Рисунки Шарля Лебрёна, в которых он сравнивает голову человека с головой совы.

Два столетия академический рисунок не претерпевал никаких изменений, пока на рубеже XIX-XX веков ему не объявили бойкот модернисты. Один из способов учиться рисовать по-новому, который проповедовал один из художников московского андеграунда, описывает в своей книге «60-70-е» Илья Кабаков: в маленькой комнатке с клопами, в которой жил художник, собирались ученицы, которые до этого никогда не рисовали, у каждой была бумага и карандаши, все должны были быть максимально готовыми начать рисовать, но в комнате ничего не было и сам преподаватель куда-то исчез. Напряженное ожидание длилось иногда очень долго. Внезапно хлопала дверь и преподаватель с криком появлялся перед ученицами совершенно голый, чуть ли не с кнутом. Он орал на них, топал ногами, чтобы они сейчас же начинали рисовать. И они рисовали. Как заключает Кабаков, «в них пробуждалась страсть к рисованию, после чего они рисовали потом много и настойчиво».

Каждое воскресенье с 13 ноября Сергей Баландин будет читать лекции об искусстве в библиотеке им. Н.А.Некрасова. чтобы вы могли погрузиться в искусство разных эпох. Курс платные, необходима регистрация.

Текст: Сергей Баландин

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ