Оля Кройтор: «Как человек относится к другим людям, равно его отношению к искусству»

26 января 2016, 15:49

В рубрике ARTIST TALK Оля Кройтор рассказала Екатерине Фроловой, почему саморазвитие неразрывно связано с болью, как ведут себя люди во время её перфомансов, а также о том, как реальность делает её счастливее.

Рубрика ARTIST TALK продолжает знакомить читателей Журнала «365» с самыми яркими и влиятельными представителями российского современного искусства. В этом выпуске — Оля Кройтор, победитель Премии Кандинского-2015 в номинации «Молодой художник». Во время перфоманса «Точка опоры» Кройтор в течение многих часов в людных местах стояла на высоком столбе, пытаясь символически и физически найти опору в реальности, где уже нет постоянных и однозначных ценностей и ориентиров. В другом перфомансе она позволила посетителям Московского музея современного искусства «наступить» на неё, когда они оценивали её картину, чтобы показать, как художник зависит от отношения зрителя. Оля Кройтор рассказала Екатерине Фроловой, почему саморазвитие неразрывно связано с болью, как ведут себя люди во время её перфомансов, а также о том, как реальность делает её счастливее.

 

image-26-01-16-12-55-1

 

В прессе пишут, что ты «радикальный перфомер», но при этом сама ты утверждаешь, что не занимаешься ни радикальным искусством, ни критикой. Как ты можешь объяснить такой диссонанс между восприятием и позиционированием?

Я не позиционирую себя как радикальный художник, потому что радикальность так или иначе должна быть связана с насилием, а в моих перфомансах никакого насилия нет.

Да, но в своих перфомансах ты превозмогаешь себя, преодолеваешь свои страхи, комплексы, внутренние барьеры, разве ты не видишь во всем этом насилия над собой?

Жизнь так устроена, что необходимо постоянное превозмогание себя, но из-за этого мы же не будем всех людей называть «радикальными перформерами».

 

"Точка опоры". Казахстан

«Точка опоры». Казахстан

 

Ты рассказывала, что у тебя постоянно возникают внутренние кризисы из-за размышлений о значимости своего дела? Стала ли ты сейчас, например, после получения премии «Кандинского», по-новому видеть свою миссию как художника?

Смешно думать, что после получения премии я проснулась с мыслью: «Теперь я могу делать все что угодно!» Получение премии как этап развития — это, конечно, важно, но то, что я о себе думала, так я и продолжаю думать, но без сомнений никуда. Когда пропадает сомнение, то это уже скользкая дорожка в «нечестность».

 

«После «Точки опоры» я была вся «высушенная» и абсолютно без сил, но при этом со страшным волнением внутри. Все тело не слушалось, и я не понимала, когда это прекратится, и я приду в свое нормальное состояние»

 

Я хотела бы поговорить про твои эмоциональные состояния после перфомансов. Что с тобой происходит, когда они завершаются?

Тут важно обозначить, насколько «после»: ближайший час или следующий день, или через неделю. Чем больше людей смотрело на тебя, тем сложнее прийти в себя. Когда я показывала «Точку опоры» в Казахстане на Вокзальной площади, это был, наверное, самый сложный перфоманс, потому что мимо меня проходил невероятно большой поток людей. После него я была вся «высушенная» и абсолютно без сил, но при этом со страшным волнением внутри. Все тело не слушалось, и я не понимала, когда это прекратится, и я приду в свое нормальное состояние. Это «после» можно назвать переходом в новое «я», оно, естественно, гладко не происходит. Когда я делала первый перфоманс, у меня не было серьезного отношения к этому, поскольку это совершенно не то, чему меня учили в институте, и ощущения «после» не было. Позже я поняла, важно не только, что ты делаешь, но и что ты чувствуешь в процессе, веришь ли ты сам в то, что показываешь. Я осознала, что моя главная задача — целиком погружаться, полностью прочувствовать и прожить перфоманс, пропустить его через себя. Скорей всего, поэтому «Точка опоры» стала знаковой и наиболее убедительной, потому с каждым разом ты все лучше погружаешься внутрь произведения. Ты абсолютно сосредоточен на действии.

«Поскольку я живу в городе, постоянно общаюсь с людьми, то «о себе» — это и об окружающих»

То есть твои перфомансы — это именно самоисследование?

Я концентрируюсь на себе, это логично, потому что как человек я являюсь частью окружающего мира. Если бы я жила совершенно одна в лесу и с людьми бы не общалась, тогда бы можно было сказать, что «о себе» — это что-то совсем другое. Поскольку я живу в городе, постоянно общаюсь с людьми, то «о себе» — это и об окружающих.

 

"Точка опоры" Казахстан

«Точка опоры» Казахстан

 

А как люди реагировали, когда ты стояла на столбе?

В первый раз, зимой в Парке Горького, было мало людей, и это, наверно, хорошо. Когда первый раз делаешь перфоманс, это само по себе тяжело, но главное — я не знала, когда  он закончится. В музейных институциях делать перфомансы проще, потому что ты более-менее знаешь, чего ожидать, а вот в Казахстане на Вокзальной площади была совершенно другая ситуация. Людям было любопытно и непонятно одновременно.

«На мой взгляд, то как человек относится к другим людям, равно его отношению к искусству»

Кто-то пытался шатать столб — им было интересно, упаду я или нет. Один «прекрасный» мужчина стрелял в меня из детского пистолета и раз 5 попал. Его отогнали, но самое смешное, когда его обнаружили за торговыми палатками, где он перезаряжал свой пистолет, его спросили: «Ты зачем это делаешь?» А он просто ответил: «Я этого не понимаю». На площади страховки не было, высота столба — 4 метра. Было особенно страшно за то, как тело отреагирует на следующий выстрел. После перфоманса ко мне подходили некоторые люди, не имеющие отношения к искусству, и интересовались, что это значило. Кто-то даже извинялся за неадекватное поведение других людей. Мне очень интересно, когда можно что-то новое открыть внутри обычного человека. Один мужчина подошел с женой и сказал: «Моя жена стоит здесь уже час, она отказывается уходить и хочет знать, о чем это. Расскажите нам».

Я думаю, что про тебя говорят как про радикала из-за большой доли жертвенности в твоих перфомансах. Ты, наверно, знаешь, что тебя сравнивают с Еленой Ковылиной из-за готовности пожертвовать собой ради искусства?

Я натыкалась только на сравнения с Мариной Абрамович. Когда я делаю перфоманс, я стараюсь продумывать возможные риски, но, как правило, что-то идет не так и возникает некая опасность. Каждый художник, посвящая свою жизнь искусству, так или иначе, жертвует себя ему.

«Одним не оговоренным мной условием перфоманса было то, что только когда зритель наступал на стекло, под которым я лежала, я могла посмотреть ему в глаза»

 

"Архстояние"

«Архстояние»

Давай поговорим про перфоманс, когда ты лежала обнаженная под стеклом на фестивале «Архстояние». Ты можешь рассказать, какие реакции тебя удивили и шокировали, и что ты сама чувствовала, сталкиваясь со странным поведением?

Было очень много неподготовленной публики — люди попростуделали первое, что приходило им в голову, но очень важно, что в эти моменты ты понимаешь границы добра и зла, заложенные в этих людях. На мой взгляд, то как человек относится к другим людям, равно его отношению к искусству. Как правило, нормальный человек не будет плеваться на искусство, даже если он его не понимает, он просто пройдет дальше или же попробует разобраться.

«Другая девушка разделась и легла сверху голая. Ну, имеет право, но это не так интересно мне, потому что больше похоже на шоу, а не взаимодействие»

 

Архстояние1

 

Одним не оговоренным мной условием было то, что только когда зритель наступал на стекло, под которым я лежала, я могла посмотреть ему в глаза. Одна девушка сначала наступила на стекло, походила по нему, а потом, встретившись со мной глазами, начала сопереживать — между нами случился внутренний диалог. Она села на колени, наклонилась, чтобы только мне было слышно, и прошептала: «Не переживай, ничего не бойся». Это было неожиданно. Были и те, кто просто тыкал пальцем или небрежно смеялся, переводя все в пошлую струю. Кто-то протирал стекло и убирал траву, проявляя заботу. Другая девушка разделась и легла сверху голая. Ну, имеет право, но это не так интересно мне, потому что больше похоже на шоу, а не взаимодействие. Мне рассказывали, я сама не видела, что некий мужчина принес складной стул, достал пиво и просидел около меня около двух часов. Раньше так долго могли на картины смотреть — значит, перфоманс удался.

Я так понимаю, что тебе нравится неподготовленная публика?

Среди обычных людей происходит кристаллизация, потому что ты можешь увидеть наиболее искреннее и наивное отношение к своим работам.

«Я уже свыклась с этой мыслью, к тому же на данный момент искусство занимает самую большую часть моей жизни. Стесняться этого — было бы предательством»

В одном из своих ранних интервью ты сравнивала арт-сообщество с секс-меньшинствами. Сейчас ты не стесняешься «каминг-аута», то есть открыто говорить, что ты художник?

Я уже свыклась с этой мыслью, к тому же на данный момент это занимает самую большую часть моей жизни. Стесняться этого — было бы предательством. Мне стало интересно говорить об искусстве, возможно, это попытка переманить на свою сторону (Смеется. — Прим. «365»).

Ольга Кройтор. Без названия, 2012 Коллаж, смешанная техника

Ольга Кройтор. Без названия, 2012 Коллаж, смешанная техника

 

Почему, когда ты преподавала черчение в МГТУ им. Баумана, своим студентам ты не рассказывала, что ты художник, держала это, скажем так, в секрете?

Тогда я еще чувствовала себя неуверенно. Я уже полтора года не работаю в институте, но с некоторыми моими студентами до сих пор продолжаю общаться. Они сами тянутся к понимаю современного искусства, но часто не знают, как к этому подступиться.

«Почему про искусство рассказывают однобоко и мало, мне не понятно. Искусство — это как целая Вселенная»

Ты прошла через традиционную художественную школу (Художественно-графический факультет МПГУ. — Прим. «365»), прежде чем стала заниматься современным искусством. По твоим словам, очень сложно перестроиться и актуализироваться в современном художественном процессе. Ты можешь дать советы, как неискушенному или воспитанному на традиционном искусстве зрителю добиться понимания современных художников?

Когда я стала очень много ходить по выставкам и общаться с художниками, у меня появились насмотренность и наслушанность, благодаря чему я и начала больше понимать современное искусство. Я много читала об искусстве, но наибольший эффект дало именно общение с художниками и обсуждение увиденного с ними. Я не считаю, что люди не понимают искусство из-за необразованности или глупости, им не дают возможности быть открытыми для его восприятия. В школах и институтах говорят про искусство в урезанном формате, но время движется дальше. Про математику же не рассказывают только на уровне сложения и умножения, дальше идут синусы и косинусы, которые так или иначе современному человеку в жизни тоже нужны. Почему про искусство рассказывают однобоко и мало, мне не понятно. Искусство — это как целая Вселенная, и человек обязательно будет открывать для себя что-то новое. Если кто-то хочет начать в этом разбираться, я бы всем советовала общаться с художниками. Сейчас есть социальные сети, множество видео-документаций дискуссий с художниками. Если кто-то, заинтересованный искусством, мне пишет, я всегда отвечаю, потому что когда-то это помогло мне, и вообще это интересно.

 

Ольга Кройтор. "8 ситуаций"

Ольга Кройтор. «8 ситуаций»

 

Когда ты говорила о своем искусстве и о проблемах, которые тебя волнуют, у меня создалось впечатление, что ты культивируешь чувства.

Думаю, да. В перфомансах воплощается все, что не высказано, что нельзя рассказать словами, и только визуальный образ может передать это.

В перфомансе «Между» почему ты не выступила в роли обидчика, почему ты подставила свое лицо под плевки?

Я не могу намеренно сделать больно другому человеку, поэтому я не могла бы плевать в своего партнера.

А почему именно мужчина плюет в тебя? Ты же объясняла, что эта работа про отношения между людьми, а не конкретно между мужчиной и женщиной.

Даже, если бы было две женщины, люди все-равно бы навязали клише. Между мужчиной и женщиной наиболее чувственная, сложная коммуникация, где, как правило, есть много разных болевых моментов. Чтобы перфоманс не имел гендерных отсылок, можно было бы показать несколько разных пар, но мне хотелось создать более лаконичную историю.

«Не так давно, максимум лет 10 назад, я начала чувствовать себя собой. В последние два года это ощущение обострилось»

Ты рассказывала, что когда начала заниматься искусством и открыто объявила своей семье, что ты художник, они стали больше тебе прощать. Почему в обществе считается, что у художников меньше ответственности?

Это воспитание такое. Всех с детства учили, что художники странные: один ухо себе отрезал, другой выпивал. Поэтому почти все думают, что художники только так и живут. Но я считаю, что художник должен быть ответственным за то, что он делает.

 

Ольга Кройтор "Раздвоение личности"

Ольга Кройтор «Раздвоение личности»

 

А какую конкретно ответственность ты несешь перед зрителем?

Главное для меня — не обмануть и, затрагивая глубинные переживания, не сделать человеку больно. Но я впервую очередь всегда делаю работы для себя. Я представляю себе, как бы я отреагировала бы на ту или другую свою работу. Так что возвращаемся к тому, что это про честность перед собой.

У тебя был перфоманс «Время, которое существует». В ранних работах я тоже уловила трепетное отношение к теме течения времени. Что тебя притягивает к ней?

Каждое утро, просыпаясь, я прогоняю в голове: кто я, что я сегодня должна сделать; мне уже столько-то лет, а я еще не сделала так много; что мне нужно сделать, чтобы добиться желаемого, возможно ли это?… Это осознанность и включенность во времени. Не так давно, максимум лет 10 назад, я начала чувствовать себя собой. В последние два года это ощущение обострилось.

 

Ольга Кройтор. "Время, которое существует"

Ольга Кройтор. «Время, которое существует»

«Коллажи — это совсем другая история. Когда я их делаю, я стараюсь находиться в очень «ровном» состоянии, для меня это как процесс рождения»

Ты призналась, что для тебя именно перфоманс — это путь развития. Почему не через коллажи или объекты?

Перфоманс дает внутренне развитие, потому что неразрывно связан с болевыми точками. Прорабатывая сгустки боли, можно двигаться дальше. Коллажи — это совсем другая история. Когда я их делаю, я стараюсь находиться в очень «ровном» состоянии, для меня это как процесс рождения. Когда ты видишь конкретные образы, то сразу навешиваешь на увиденное маркеры, а абстракция работает через душу. Однажды на мою выставку пришла психолог, и она начала объяснять, как она видит значения работ, и меня очень удивило, что она практически все считала правильно. Может, у нее интуиция хорошая, а, может, абстракцию, действительно, нужно искренне прочувствовать на уровне подсознания. Коллажи и объекты — тоже путь развития, но другого чувственного во мне.

 

Ольга Кройтор. "Без названия"

Ольга Кройтор. «Без названия»

Раньше было больше вынужденного романтизма в отношении к жизни, но, кажется, с каждым годом я становлюсь все более счастливой и внутренне свободной, потому что чувствую «сегодня»»

О своем отношении к жизни в одном из интервью тысказала: «Я продолжаю жить в своем кинофильме». А кто зритель «кинофильма вашей жизни»?

Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю! (Смеется. — прим. «365»). Я всегда стараюсь смотреть на свою жизнь со стороны. Ощущение «кинофильма» стало теряться, потому что я испытываю обостренное чувство реальности в последнее время. Раньше было больше вынужденного романтизма в отношении к жизни, но, кажется, с каждым годом я становлюсь все более счастливой и внутренне свободной, потому что чувствую «сегодня».

***

Перфоманс в ММСИ

«Как правило, мне очень нравится, когда люди задумываются о том, что художник имел ввиду, пытаются понять, осознать это для себя. Но с этим самым, одновременно, наблюдаешь как порой так же легко зритель проходит мимо, или же наоборот, останавливается, внимательно изучая произведение. Но каждый раз происходило и происходит одно и то же — художник обнажен перед зрителем — все чувства, мысли, эмоции… Он абсолютно гол и беззащитен, зритель же подходя к картине — может пройтись мимо него, или же наступить на, рассматривая картину, а может просто наступить и не заметить. Я лежала под стеклом абсолютно голая. В это время на стене, над стеклом — висела картина. После того, как перформанс закончился, я вышла из под стекла, положив под него картину со стены, а на стену пустила ввидео с документацией перформанса.  Таким образом, теперь можно ходить по искусству, и наконец-то обратить внимание на самого художника, который всегда, до самого конца искренен.» Ольга Кройтор, перфоманс «Без названия», Московский музей современного искусства, 2011

Перфоманс «Между»

Мужчина и женщина в данном случае становятся участниками перформанса только для большей выразительности как две энергетически противоположные фигуры. На их месте могли бы быть люди одного пола или возраста, люди знакомые или встретившиеся впервые, потому что перформанс является размышлением о природе человеческих взаимоотношений, которые часто сопряжены с обидами. Обижая других, мы обычно испытываем неоднозначные и болезненные ощущения, что ярко отражено на примере мужчины в «Между» — с каждой минутой ему становится всё тяжелее продолжать свои действия. Возникает определенная зеркальность и смещение ролей, когда становясь обидчиком, мы испытываем чувство, что обидели нас. Так, перформансом «Между» Оля Кройтор обращает внимание на сложности коммуникации человека с другими и анализирует характер связей между людьми.

Перфоманс «Время, которое существует»

 

Во время акции Оля Кройтор выкапывала землю на сопке «Холодильник» во Владивостоке, формируя протоптанную дорогу. Каждые 2 часа художница фиксировала время и устанавливала таблички с обозначением текущего момента. С помощью труда Оля придает времени физические очертания. Как итоговый результат водружается флаг «Время, которое существует» — утверждение телесности времени и борьба с прозрачностью высказываний.

Интервью: Екатерина Фролова

Читайте также в рубрике ARTIST TALK:

ARTIST TALK с Евгением Гранильщиковым о влиянии искусства на политику, вторжении реальности в съемочный процесс и любви к людям, кино и алкоголю

ARTIST TALK с Паруйром Давтяном о том, что сегодня можно считать искусством, почему вопросы важнее ответов и зачем художники уходят от «красоты»

ИНТЕРВЬЮ  с Тимофеем Парщиковым об игре со временем в искусственных городах, поп-арт пророчестве с картины Рембрандта и сонной, одинокой столице России

Виктория Марченкова: «Мне интересно сочетание разных миров внутри Москвы»

ARTIST TALK с Анастасией Кузьминой о потребительстве и вещизме, страхе смерти и вере, «Черном квадрате» и внутренней пустоте

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ