На сцене английского театра поставят оперу в память 11 сентября
10 апреля 2015, 16:38

Постановка «Между двумя мирами» посвящена последним часам жизни жертв трагедии.

Опера, которая переносит нас во Всемирный торговый центр в день трагедии 11 сентября? Как такое возможно? Как можно перенести на сцену оперного театра обрушение Башен-близнецов, унесшее тысячи человеческих жизней? Сперва многие театральные критики скептически отнеслись к этой идее. Тем не менее, не все так однозначно: по словам постановщика спектакля Деборы Уорнер, события 11 сентября 2001 года не являются чем-то недоступным и непостижимым для театра. Как раз наоборот — в наше время люди могут найти в Интернете такое количество разной информации по этому поводу, что ее, можно сказать, даже слишком много. «Поэтому самое важное — это серьезно и с душой подойти к делу» — говорит Уорнер.

Несомненно, когда композитор Тэнзи Дэвис и либреттист Ник Дрейк остановились на событиях 11 сентября как на отправной точке для их оперной постановки «Между двумя мирами» на сцене Английской национальной оперы, они прекрасно осознавали всю сложность предстоящей работы. Но отображение реальных событий (как далекого прошлого, так и наших дней) на театральной сцене всегда было традицией в искусстве. Достаточно упомянуть оперы «Коронация Помпеи» Монтеверди (1643), «Вильгельм Телль» Россини (1829), «Анна Болейн» и «Мария Стюарт» Доницетти, чтобы понять — эта традиция так же стара, как и сама опера.

Либреттист постановки Ник Дрейк обращает внимание, что тема терактов 11 сентября уже несметное количество раз затрагивалась в различных произведениях искусства: документальных фильмах, комиксах, романах и фильмах. Обстоятельства трагедии, по словам Дрейка, в какой-то степени мистические, а порой даже парадоксальные. Тот самый день начался необычайно красиво — все выпуски новостей трубили о том, как на улице солнечно, а на небе не было ни единого облачка… Кто бы мог подумать, что этот день кончится такой трагедией и станет самой непредсказуемой драмой наших дней? А композитор постановки заявил: «Было довольно сложно решиться на все это. Но я подумал, ведь именно искусство должно реагировать на такие события! Кто еще, если не оно?».

Действие оперы будет проходить в нескольких местах одновременно: зрители увидят героев, заточенных на верхнем этаже северной башни, в то время как на улице им будет вторить хор свидетелей трагедии. Но в спектакле есть и третий «элемент повествования» — герой по имени Шаман, который обитает в космическом пространстве между жизнью и смертью. А внутри самого здания появится еще один знаковый персонаж — Смотритель, который и сам сполна познал горе после смерти своей жены. Он утешает героев и дает им шанс проститься со своими близкими, но в то же время он открыто говорит им о том, что они находятся в безвыходной ситуации.

Все персонажи вымышлены, но они были созданы на основе событий, что произошли за те роковые 102 минуты (именно столько продержалась северная башня после удара самолета). За эти неполные два часа по пейджеру было отправлено около полмиллиона сообщений самого разного содержания — от личных признаний до просьб о помощи в адрес полиции и вооруженных сил. Эти сообщения для постановщиков спектакля — как ценные раскопки для археолога. Люди не сразу поняли, что происходит — сначала они писали что-то вроде «что ты будешь на обед?», а через час отправляли послания с таким текстом «ты — смысл моей жизни пожалуйста, не сдавайся». Вот она, человеческая трагедия, непредсказуемая, как стихия.

Тем не менее, по словам создателей постановки, они не хотели бы, чтобы после просмотра у зрителей остались лишь тяжелые впечатления, несмотря на то, что трагических моментов в спектакле немало. Важно другое — то, что единственным желанием тех людей в башне было сказать «я люблю тебя» своим близким, как бы банально это ни звучало. «И это говорит о чем-то действительно важном про весь род человеческий» — убеждены создатели спектакля.

Текст: Екатерина Ненахова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика