Микаэла: «В России, говоря о современном искусстве, — почти всех можно упрекнуть в непрофессионализме»

27 апреля 2015, 08:58

Наша еженедельная рубрика ARTIST TALK продолжает знакомить своих читателей с самыми яркими и влиятельными представителями современного актуального искусства. На этот раз Екатерина Фролова пообщалась с художницей-феминисткой Микаэлой о том, какая власть есть у художниц-феминисток, шовинизме внутри арт-среды и о часе, когда мужчины сдадутся.

— Микаэла, у вас был опыт сотрудничества с правозащитными организациями? Насколько эффективно можно методами и каналами искусства донести до женщин способы борьбы с насилием и его последствиями или дискриминацией любого характера?

— Да, имеется такой опыт: я  сотрудничала с организациями «Инсайт» в Киеве, участвовала в квир-фестивале, который делала организация «Выход» в Питере, пока их не закрыли в связи с законом об иностранных агентах. Это организации, прямо занимающиеся правозащитой. Был опыт сотрудничества с Фондом Белля, последний год много и продуктивно сотрудничаю с Фондом  Розы Люксембург. С «Гендерным маршрутом» в Минске идет постоянная совместная работа. Например, некоммерческую постановку «Монологов вагины» уже третий год организовывает Ася Ходырева, сотрудница женского кризисного центра в Санкт-Петербурге. Алена Агарелышева сотрудничает в Минске с организацией, занимающейся защитой женщин, больных раком.

DSCN3019

Автор — художница Микаэла

— Когда вы продумываете образ будущего граффити, насколько сильно вы погружаетесь в сопереживание жертвам описываемых проблем? Испытывали ли вы эффект «эмоционального выгорания»?

— Я стараюсь, в первую очередь, находить источник для работы в своей собственной жизни, часто использую просто прямой документальный материал.  Например, последнюю мою работу «Неотправленные письма бывшему мужу», я сделала для феминистской выставки «А как же любовь» в Питере — и это цитаты из реальных писем, которые я писала, когда разводилась. Мне хотелось показать, что выходить из насильственных отношений — это тяжелая и долгая работа.

scene2

Автор — художница Микаэла

Перфоманс «Сцена» я делала тоже полностью на своем личном материале, выбирала самые типичные ситуации, с которыми женщины сталкиваются на работе. Я знаю, что таким методом пользуются многие художницы, школа перфоманса Лизы Морозовой на этом целиком построена. Если речь идет о работе, которая не отталкивается прямо от личного опыта, как это было, например, с «Народоволками», тогда я стараюсь делать широкое исследование и ищу истории, которые откликаются.

«Внутри феминистского сообщества тоже хватает агрессии»

Но эмоциональное выгорание связано не только и не столько с этим, мне кажется. Скорее, с высоким уровнем стресса, в котором приходится работать. Как едко заметили Горрила Герлз в одном из своих проектов «в мире искусства ты можешь отдохнуть от своих трех фрилансовых работ». Системы грантов для художниц или активисток в нашей стране нет и часто все, что ты делаешь — это в свободное от твоей «основной» работы время.  Спишь мало, усталость накапливается. С проектом женских мастерских «Кухня» нам с Мариной Винник откровенно повезло и Фонд Розы Люксембург выделил нам хороший бюджет — но все равно, выключиться из своих коммерческих работ полностью мы не могли — слишком рискованно остаться совсем без работы. Плюс, конечно, за проект переживаешь по-настоящему. Плюс уровень агрессии — не важно, статью ты пишешь или проект заявляешь, агрессивные отзывы точно будут, можно не сомневаться. И не только от оголтелых женоненавистников — внутри феминистского сообщества тоже хватает агрессии.

_DSCN1112

Автор — художница Микаэла

— Вы заявляете что занимаетесь политическим искусством, но я обнаружила у вас только феминистские темы. Вы считаете феминизм политическим течением, то есть борьбой за власть? Ведь сущность политического процесса именно в постоянном переделе власти.

— Если процитировать Андреа Дворкин, «Феминизм — это политическое движение, главная цель которого — стать ненужным». Мы здесь сталкиваемся с интересным вопросом — а что такое «власть»? Есть законодательная и исполнительная власть, в нашей стране женщин в ней мало, женщин-феминисток и вовсе нет. Есть экономическая власть — и опять же, женщин, владеющих значительными капиталами очень мало, а женщин, занятых на средне- и низко оплачиваемых работах — очень много. Почти все сферы, связанные с воспитанием детей или заботой о стариках — нянечки, воспительницы, учительницы, логопеды, психологи, соцработники — все это «женские» работы, которые оплачивается очень низко.

«Культура, в которой точкой отсчета берется женская неполноценность, должна быть перестроена»

Кроме того, само по себе воспроизводство людей — то есть рождение ребенка, не считается работой, которая должна оплачиваться: на материнские месячные пособия можно купить 4 пачки подгузников и умереть голодной смертью. Это значит, что женщины часто не могут быть экономически независимыми. И есть еще одно понимание власти — это власть концепции, убеждения, культурной нормы. Вопрос о том, считаем мы ли мы внутри себя, что на самом деле по своему существу женщины хуже мужчин, менее способны принимать решения, быть ответственными, заниматься наукой, зарабатывать деньги и тд, список продолжите сами — поэтому власть мужчин в государстве, экономике и семье как бы оправданы?  Феминистки считают, что это не правда.

«Именно отсюда начинается «ой, ну главное дети, а я как-нибудь перебьюсь и в старом пальто, я потерплю, я подстроюсь»»

Считают, что и женщины, и мужчины — одинаково способные и достойные полноценной жизни и независимости существа, и поэтому та культура, в которой мы живем, в которой точкой отсчета берется женская неполноценность, должна быть перестроена. Ведь именно отсюда начинается «ой, ну главное дети, а я как-нибудь перебьюсь и в старом пальто, я потерплю, я подстроюсь».  Вот с переделом этой власти и работают искусство, литература, журналистика.

И в целом, феминизм как движение требует предоставить власть самым разным уязвимым группам. Женщины — это ведь не однородная группа, есть женщины с инвалидностью, женщины-мигрантки, женщины-лесбиянки, женщины, пережившие сексуальное или семейное насилие, многодетные матери, успешные молодые женщины, которые дискриминируются на работе, и пожилые женщины, которые тоже дискриминируются на работе но по-другому, есть транс-сексуальные женщины, для которых часто найти работу бывает просто невозможно. Все эти группы дискриминируются по-разному и, соответственно, у этих групп будут разные требования к власти.

13

Автор — художница Микаэла

— В интервью газете «Московские новости» вы рассказали, что ваши граффити живут очень короткий срок — максимум месяц, потом их закрашивают или уродуют. У вас не возникало никогда желания реализовывать свои идеи в более долговечной, «живучей» форме?

— Да, возникало, поэтому сейчас я стараюсь искать стены, где закрасят с меньшей вероятностью или делаю в других городах — в Вене, в Минске. Так как размеры моих работ выросли, жалко конечно, если быстро исчезнут. И кроме того, я начала делать не только граффити, но и другие работы: перфомансы и инсталляции, которые выставляю чаще всего, на феминистских выставках. Слава богу, их за последние три года все больше и интерес к феминизму в обществе растет.

— Кажется, в том же интервью вы рассказали, что известный художник Кирилл Кто испортил вашу работу «Народоволки» в окрестностях «Винзавода». Я так поняла, что его действия вы интерпретируете не как борьбу за место под рисунок, а именно как жест неуважения к вашим феминистским взглядам. Насколько остро сейчас стоит проблема шовинизма внутри самого арт-сообщества и между его участниками?

— Да, была такая история. Нет, закрасил не сам Кирилл, а его приятель, но Кирилл потом написал пост в духе «ну так ей и надо, а чего она приперлась в наш район». Да, это не была борьба за место под рисунок — так как места там полно вокруг и кроме того, тогда бы закрасили все и нарисовали поверх. Закрасили же только подписи, которые делали работу политической.

Вопрос шовинизма стоит довольно остро — самые разные студентки и из Школы Родченко, и из школы Б-А-З-А, и из Московской школы нового кино говорят, что преподаватели-мужчины позволяют себе прямые сексистские высказывания. В духе «ну вы же девочки, вам все равно не стать…». ВГИК — то же самое. Я знаю случай, когда художницу не взяли в Школу Родченко и прямым текстом объяснили — вам уже тридцать и у вас дети, мы вас не возьмем. Хотя во всех европейский учебных заведениях и конкурсах молодым художница или художник считаются вплоть до 35 лет. Знаю художницу, которая ушла, опять же, из школы Родченко —  так как ей объяснили, что с личным опытом работать — это не профессионально. И подобные вещи на каждом шагу, и самим преподавателям слух не режут. Только про отделение Fine Art в Британской школе дизайна слышала, что студенток поощряли работать с феминистской теорией и текстами.

— Как реагируют на ваше творчество женщины, ставшие жертвами проблем, о которых вы говорите своими работами?

— Разные женщины по-разному реагируют. Часто пишут, что отозвалось, иногда пишут ответные статьи в жж или в фейсбук, это очень воодушевляет и помогает справиться с тем самым эмоциональным выгоранием. После перфомансов «Когда он на работе» и «Сцена» было много отзывов с благодарностью и со словами что я очень точно «попала» в болевые точки, критика тоже была и это всегда интересно. Еще был у меня перфоманс «Ключ» про сексуальное насилие и после этого перфоманса одна девушка подошла и сказала что у нее был такой опыт, что ей стало плохо после моего перфоманса — для меня это был очень серьезный момент для того, чтоб пересмотреть свою работу и подумать о том, может ли мой перфоманс ре-травматизировать кого-то и как лучше работать с такой темой.

— С какими стереотипами о феминизме и феминистском искусстве вам приходилось сталкиваться?

— Да что только не услышишь. Ну, конечно, же, что «феминисткам просто не повезло с мужиками», и «это все от недотраханности и комплексов», и «а какие права вам, женщинам, еще нужны, у вас и так все в порядке»,  и «все феминистки просто некрасивые агрессивные бабы». Самое смешное, что лет 6-8 назад я тоже примерно так же думала — пока не начала читать тексты о том, кто же эти конкретные феминистки, что именно они думают и чего конкретно добиваются.

«В России, если мы говорим об области современного искусства — почти всех можно упрекнуть в непрофессионализме»

Если говорить про искусство, то тут немножко по-другому все работает. Здесь феминисток часто обвиняют или в том, что «вы пытаетесь попиариться  на модной теме» или в том, что «это социальная работа, а не искусство». И то, и другое, по сути косвенное обвинение в недостатке профессионализма. Что довольно смешной упрек, так как в России, если мы говорим об области современного искусства — почти всех можно упрекнуть в непрофессионализме, на мой взгляд.

DSCN4965

Автор — художница Микаэла

— Вы рассказали, что женщинам активисткам угрожают отнять детей. Получается, что тех, кто борется за идеи равноправия и свободы выбора, считают плохими матерями?

— Я думаю, что лучше всего про это спросить тех женщин, которые напрямую сталкивались с этой угрозой, например, Машу Баронову или Марию Алехину. Мне про это сложно говорить, у меня нет своих детей. Но я знаю по отзывам знакомых художниц, что, когда женщина принимает решение, например, заниматься ребенком половину своего времени, а другую половину заниматься собой, своими творческими проектами, то окружающие, включая, например, семью этой женщины, ее родителей, часто относятся к этому осуждающе.

— Вы собираете фото-коллекцию уличного феминистского искусства. Много в Москве мест, где можно увидеть эти произведения? По сравнению с мировой практикой уличного искусства в России оно в каком состоянии, и какие тенденции сейчас вообще существуют в этом течении?

— Так как стрит-арт вообще быстро закрашивают или сдирают, то лучше всего посмотреть в сети. Если из феминистских художниц — это группа Ghandi, художницы Zoaart и daria — из Санкт-Петербурга художницы. В Москве — это группа ЖеНа и иногда бывают инициативы, авторства которого я не знаю. На женскую историческую ночь — это в мае — стрит-арт художницами становятся десятки активисток, он-лайн координацию насколько я знаю, Катя Бахренкова осуществляет.

«Само движение стрит-арта  изначально противоположно в принципе идее элитарного и галерейного искусства»

Вообще в стрит-арте женщин не очень много. У меня лежит вот толстая книжка «Атлас мирового стритарта» — больше 100 художников, из женщин Swoon и  Алис Пасквини. Возможно под какими-то никами скрываются женщины, но мы этого не знаем. Тенденции, мне кажется, такие же, как везде — свободные вещи аппроприируются арт-мейнстирмом, коммерциализируются и становятся более галерейными. С одной стороны, это хорошо — больше классных работ сохраниться, и опять же, уличную культуру интересно исследовать. С другой стороны — и здесь тоже возникает иерархия, больше денег, больше власти, и все вытекающие последствия — мифологизация, ореол «звездности», свой «пантеон» в который кого-то взяли, а почему-то столь же сильного художника-соседа не взяли. Само движение стрит-арта  изначально противоположно в принципе идее элитарного и галерейного искусства — это часто художники, которые всему научились сами и вот любили с краской или обоями на стенах поэкспериментировать.

Автор - художница Микаэла

Автор — художница Микаэла

— Есть же мужчины-феминисты. Известно ли вам на примере ваших знакомых, как они созрели до такой системы мировоззрения?

— Да, есть, хотя я знаю мало таких мужчин, всего четверых или пятерых. Я обсуждала это с одним из активистов из Нижнего Новгорода, он рассказал, что на него повлияла его знакомая феминистка. Он к ней пришел пожаловаться, когда его бросила девушка, а в ответ услышал, «да ты на нее постоянно давил, она тебя еще долго терпела». Все это у него вызывало большое сопротивление и злость, он стал яростно спорить. И так они с год спорили. Он сказал, что ему было очень тяжело и неприятно, но через какое-то время он стал видеть и замечать, как мужчины постоянно затыкают женщин. Потом стал читать статьи. И что ему до сих пор стыдно за все свои предыдущие романы.

«Кроме службы в армии, есть хоть что-то, что портит мужчинам кайф от жизни?»

— Мужчины сейчас хоть как-то дискриминируются или для них полная вседозволенность и свобода воли? Кроме службы в армии, есть хоть что-то, что портит им кайф от жизни? 

Да, конечно, мужчины дискриминируются так как помимо патриархальной системы, мы так же живем в системе капиталистической, в которой труд людей эксплуатируется и кроме дискриминации по признаку гендера, есть дискриминация по возрасту, экономическому классу и т.д. Только важно отметить, что мужчины системно и экономически дискриминируются не женщинами, а, в первую очередь, другими мужчинами.

«В данный момент в России «идти во власть» означает одно — присоединяться к вертикали «Единой России», продвигающей православие, милитаристское сознание, запреты на аборт и гомофобные законы»

В частности, призывная армия — это дискриминация одних мужчин другими. Женщины, как раз чаще пытаются защитить мужчин от этой дискриминации, примером тому Комитет солдатских матерей. Армейская система так же дискриминирует и женщин: известно, что для женщин в армии карьера далеко продвинуться не может. Соответственно, у женщин закрыта возможность влияния на такой важный институт власти, как силовые структуры.

Копия P1030403

Автор — художница Микаэла

— Почему не идете во власть, а занимаетесь искусством?

— Мм, во-первых, потому что это моя работа, лучше делать свою работу хорошо, чем чужую плохо. Во-вторых, потому что в данный момент в России «идти во власть», боюсь, означает одно — присоединяться к вертикали «Единой России», продвигающей православие, милитаристское сознание, запреты на аборт и гомофобные законы.  В-третьих, мы опять вышли к вопросу «что такое власть»? Как у художницы, у меня есть доступ к символической власти и я думаю, не правильно недооценивать эту власть.  Я могу конструировать новые женские образы, могу говорить о «неудобных» и «неприятных» темах, могу предлагать новые нормы изображения и употребления языка. Любые изменения сперва случаются в сознании людей, потом воплощаются в жизни. Если мы не можем пока представить себе независимую экономически и эмоционально женщину, которая не будет мило улыбаться, когда ее унижают, откажется подстраиваться под потребности партнера в ущерб своим, прямо будет заявлять, чего ей хотелось бы в сексе — и все это  без ярлыка «эгоистка», «стерва», «дура фригидная» или «шлюха» — то естественно, что это и в реальности это произойти не сможет.

— Если бы был матриархат, вас бы волновало угнетение мужчин?

— Я думаю, что матриархат — это миф, который связан со страхом того, что случится, если гендерное подавление и власть мужчин  развернутся против мужчин,  —  и тогда мужчинам будет так же, как сейчас женщинам — очень несладко.  Я думаю, что сам по себе этот миф и страх означают, что более или менее сознательно мужчины понимают, что в данный момент ситуация не ок.

«Гонорары вообще редки, а если они есть — то чаще от зарубежных фондов»

— Вы собираетесь как-то продавать свои работы, как Бэнкси, например?

— Спасибо за столь лестное и амбициозное сравнение. Мне никогда не предлагали, но, если бы предложили, я бы тут же продала, притом подороже. И на эти деньги бы сделала бы еще пару выставок или летнюю школу для художниц-феминисток. Но это из разряда «помечтать» — реальность состоит в том, что гонорары вообще редки, а если они есть — то чаще от зарубежных фондов.  Не знаю, есть ли сейчас в России молодые художницы, которые могут жить с продажи своих работы — полагаю, их очень мало.

VZ1

Автор — художница Микаэла

— Вы упомянули ужасную сексистская шутку-стереотип, что феминистками становятся те, «у кого мужика нормального не было». Как вы думаете, как можно было бы обернуть эту шутку против шовинистов?

— Я скорее думаю о том, как использовать патриархальный стереотип, возможно, даже рекламный, чтоб создать более позитивный образ феминизма. Что-то вроде «Почему я так уверена в себе? Нет, дело не в шампуне «Elseve», дело в том, что я — феминистка».

«Как только ты скажешь «авторка» или «кураторка» — тут возмущению не будет предела»

— Кураторки, режиссерки, авторки и тд. — вы боретесь за равноправие и уважение к женщине даже сфере лексики. Какие группы слов имеют для вас принципиальное значение?

— В первую очередь профессиональные, так как большинство профессий как бы негласно подразумевают под собой мужчину, если не уточнить другое. Спасибо за этот вопрос, это очень хороший пример, чтоб показать, как работают гендерные нормы.

«Вопрос женских окончаний вызывает столько возмущения, потому что это не просто словоупотребление, это вопрос власти»

Интересно, что язык пластичен в одних вещах и совершенно негибок в других. Например, «загуглить», «расшарить», «перепостить» — все это приживается легко, впору составлять новый словарь. Никто возмущенно не будет кричать «вы коверкаете родной язык». Но как только ты скажешь «авторка» или «кураторка» — тут возмущению не будет предела. Для меня, опять же, это сигнал — наступили на больное. Вопрос женских окончаний вызывает столько возмущения, потому что это не просто словоупотребление, это вопрос власти. Женщины посмели выбрать себе собственное самоназвание — это смешно, нелепо, странно, глупо, неграмотно все что угодно, —  ведь это только мужчинам принадлежит право называть и порождать новые семантические категории. Это покушение на право производства смыслов и понятий.

«По-моему, нужно создавать, где только возможно, феминистский контекст»

— Вы говорите, что в теории современного искусства, как и в обществе в целом, глобально не поднимаются феминистские темы. Я согласна с вами, что мужскому сообществу не хочется терять доминирующую роль, поэтому в масштабном «приживлении» феминистских идей они не заинтересованы. Как, в таком случае, добиться равенства? Либо мужское сообщество осознает, почему ему выгодно гендерное равенство, либо женщины силовым путем борьбы и эмансипации завоюют его, как это было у истоков истории феминизма?

— Да, очень мало поднимается в современном искусстве в нашей стране. Что сделать, чтоб ситуация изменилась? Феминистки никогда не завоевывали права силовым путем. Демонстрации, голодовки, разбитые окна британского парламента — да, но не вооруженный переворот. По-моему, нужно создавать, где только возможно, феминистский контекст. Писать статьи, организовывать конференции, фестивали, заниматься самообразованием. Это в общем-то уже происходит: только за последний год я знаю 4 образовательных проекта по гендерной теории и теории феминизма (один из них могу с гордостью сказать — наш), и через 3 недели запустится пятый — ридинг группа в музее современного искусства Гараж. В СМИ, очевидно, за последний год количество публикаций по феминистской проблематике увеличилось, и это большая заслуга и Беллы Раппапорт и редакции Wonderzine. В июне пройдет большая конференция в Нижнем Новгороде, ее делают Полина Кольвиц и группа ЛефтФем.

DSCN4962

Автор — художница Микаэла

— Вы говорили, что были замужем, и что именно этот опыт подвел вас к феминизму. Какие именно мировоззренческие конфликты вам не удалось разрешить путем дискуссий и взаимопонимания, ведь вы говорили также, что ваш муж якобы поддерживал идеи равенства?

— Да, меня поразило несоответствие слов и практики. Дело в том, что, как и многие мужчины, мой бывший муж разделял идеи равенства на словах.  Но опять же, к вопросу о гендерной власти, равенство выражается в действиях, в конкретном поведении. Это время, которые ты тратишь на то, чтоб помыть пол, вытереть пыль и приготовить ужин, вместо того, чтоб выпить пива с друзьями.

«Равенство означает, что тебе могут сказать «нет», что тебе будет далеко не всегда удобно и комфортно — и тебе придется это принимать и подстраиваться»

В то время, как твоя жена делает все, что ей самой хочется. Когда оказалось, что за идеями последуют конкретные решения и изменения в наших отношениях, не удобные для него — тут коса нашла на камень. Я могу привести отличный пример с рубашками. Мой бывший муж всегда говорил, что я могу не гладить рубашки, если захочу, но я, конечно же, каждое утро гладила, четыре года подряд. Так вот, когда я сказала, что не буду больше гладить и действительно перестала, когда оказалось, что в шкафу нет готовых рубашек — и не будет — вот тут в ход пошли манипуляции, агрессия и запугивания, а я выяснила, что я — «избалованная, взбалмошная и совсем съехала с катушек со своим феминизмом». Равенство означает, что тебе могут сказать «нет», что тебе будет далеко не всегда удобно и комфортно — и тебе придется это принимать и подстраиваться. Для него потерять власть, —  значило потерпеть ущерб в своей маскулинности и перестроиться было невозможно. Эмоциональное насилие было очень отчетливым.

Автор - художница Микаэла

Автор — художница Микаэла

— Вы как-то сказали, что мнение мужчин вас не интересует. А почему? Разве не важно попытаться повлиять именно на их мировоззрение и чувство справедливости, чтобы разрушить патриархальную культуру?

— Я думаю, что гораздо важнее повлиять на мировоззрение и опыт женщин. Не только мужчины создают и воспроизводят патриархат. Ведь нас социализировали женщины, наши мамы и бабушки, это они нам рассказали и наглядно показали кому и как нужно подчиняться.  Я думаю, что культура принципиально изменится, когда женщины начнут отстаивать себя, свои потребности и ценности перед государством, перед мужьями или родителями — не важно, в какой последовательности. Мужчины будут вынуждены подстраиваться.

 

Читайте также другие интервью рубрики ARTIST TALK:

Ян Тамкович: «Я вижу себя в зрителе»

Алиса Йоффе: «Я не провокатор, а террорист»

Евгений Римкевич: «То, что нас не убивает — нас не интересует!»

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ