Михаил Розанов: «Искусство — это интеллектуальное занятие»

25 мая 2015, 10:00

В галерее RuArts при поддержке Итальянского Института Культуры в Москве и MASERATI до 20 июня проходит выставочный проект «Построения», в котором российский фотограф Михаил Розанов и итальянский скульптор Риккардо Мурелли конструируют художественные миры, которые лишены экспрессии и основаны на простых геометрических формах. Екатерина Фролова специально для ARTIST TALK побеседовала с Михаилом Розановым о космической красоте, идеалах классического авангарда и культуре фотографирования в Instagram.

Искусствоведы и критики, рассуждая о вашем творчестве, называют вас «фотограф-философ». Своими снимками вы уводите зрителя от суетливой и ординарной реальности в мир идеальной симметрии, гармонии углов и линий и погружаете его в вакуумное одиночество и «вечную красоту». Разве в нашей жизни может быть что-то вечным, тем более красота, идеалы которой меняются каждое десятилетие? 

Конечно, есть и вечная красота, и вечные ценности, и они воплощены в традиции. Например, моя последняя серия «Построения» — это все то, что делали художники модернисты в самом начале XX века, когда искали новый художественный язык, который может заменить предмет в предметном искусстве, и создавали беспредметное искусство. Они хотели понять, что будет, собственно, основой нового художественного языка. Тогда они, супрематисты и кубисты, пришли к выводу, что основой будут именно геометрические формы, их сочетания и плоскостные решения.

IMG_1705

Михаил Розанов, серия «Построения»

И моя серия «Построения» — это развитие этой темы, когда идет поиск нового художественного языка через геометрию. Но этот язык уже найден, и поэтому он не нов. Есть такое понятие — классический авангард — это все то, что было в 10-20-е гг. XX века, и вся серия «Построения» опирается на традицию именно классического авангарда. Говоря о вечных ценностях в искусстве, мы опираемся на традицию, будь то классического искусства или классического авангарда, и находимся в категории эстетики, категории любования, где не так быстро все меняется. Потому что все, что я делаю, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Я не отражаю реальность, я не снимаю то, что сиюминутно и скоротечно. Темы моих серий всегда серьезные.

«Настоящее искусство требует серьезного подхода, а придурочная молодежная эстетика, соответственно, для придурков, которые ищут развлечения, а не интеллектуальной работы»

Открывая одну из своих предыдущих выставок, вы сказали, что «космос означает красоту». Что такое для вас красота, и как она связана с космосом?

Естественно, мы говорим про «космос» как понятие античной эстетики, а не про Вселенную. Космос – это упорядоченное пространство, и поэтому космическая красота логична. Она выстроена и умопостигаема. То, что я делаю — это просчитанное сконструированное искусство, поэтому в нем нет ничего случайного, ведь космос — это то, что должно победить хаос.

Михаил Розанов, серия "Построения"

Михаил Розанов, серия «Построения»

Вы преобразовываете реальность в философию, и ваши фотографии очень часто не выглядят как документация. То, что мы видим — это только манипуляции с ракурсами, светом и отражениями, абберации зрения без компьютерной обработки? И как проходит процесс поиска таких необычных ракурсов?

В моих сериях даже близко нет ничего рядом с документацией. И тоже самое можно сказать про манипуляции. Обработки здесь нет никакой, кроме минимальной предпечатной, я не занимаюсь компьютерной фотографией. Все абсолютно по-честному, что снимается — то и показывается.

«Космос – это упорядоченное пространство, и поэтому космическая красота логична»

А ракурсы — это я так вижу. Этому научить нельзя и объяснить тоже. Я не ищу ракурсы, я ищу метод съемки. Ракурс — это не важно, важно понять, зачем он нужен. Использование ракурса — это очень сильный инструмент, он должен быть оправдан. И наоборот — все взаимосвязано.

Как происходит работа над серией: я готовлю некую теоретическую базу и понимаю, как буду снимать, то есть продумываю ракурсы — прямо, симметрично или асимметрично, потом нахожу то, что визуализирует эту идею, после этого иду осматривать location, провожу там предварительную съемку и смотрю, что там вообще происходит, и только затем иду переснимать набело и с полным пониманием того, что должно получиться.

Михаил Розанов, серия "Построения"

Михаил Розанов, серия «Построения»

Почти все ваши фотографии выражают самые разные ощущения — покоя, динамики, тревоги… Вы признавались, что вам нравится манипулировать чувствами зрителей. Как далеко вы готовы зайти в этих манипуляциях и чего хотите добиться ими от зрителя?

Сейчас я в первую очередь делаю серии для себя, а не для зрителя, поэтому говорить, что я манипулирую зрителем, не совсем правильно. Манипуляция — это неправильно. Я не могу с помощью фотографии побудить зрителя к какому-то конкретному действию, это было бы чересчур сильно, я так не могу, я еще не дошел до такого уровня (Смеется – прим. автора). Для меня гораздо важнее и интереснее визуализировать свою идею. Все подчиняется внутренней воле. Я придумываю, а воля движет дальше и направляет, что делать с идеей.

«Одна фотография — это одно слово, а серия — это уже полноценное воплощение мысли. Серия показывает, что ничего случайного нет»

Можно часто услышать про «безлюдный мир Розанова», и вы сами признавались, что людей снимать не любите и всегда человеку предпочтете небоскреб или завод. Но раньше вы много снимали людей для модных журналов, а потом интерес к ним пропал. Почему люди вас больше не интересуют, есть же такой очень глубокий, вдумчивый жанр как психологический портрет?

Когда я снимал моду для журналов, то просто зарабатывал этим, а параллельно я снимал свои, абсолютно абстрактные серии: и геометрические, и архитектурные. Последнюю съемку я делал года 2 назад для журнала Vogue. Вдумчивый стиль и глубокое погружение в тему я использую не только в архитектурной съемке, но и пейзажной, а психологический портрет меня не интересует, потому что мне априори совершенно не интересен человек, которого я фотографирую. Я совершенно не собираюсь погружаться в его внутренний мир и загадочную душу (Усмехается – прим. автора).

Для журнала Vogue вы сказали: « Я вообще не приемлю никаких шуток, никакого юмора в искусстве, потому что я считаю, что это серьезная материя и шутки здесь недопустимы». Но многие современные молодые художники как раз «играют» с искусством, реализовывая свое мировоззрение в виде усмешки или сарказма. Вы не признаете шуток только в своем творчестве, или вы в принципе не считаете «смешное искусство» искусством?

Я считаю, что это шутовство и придурковатость, неумение серьезно работать. Настоящее искусство требует серьезного подхода, а придурочная молодежная эстетика, соответственно, для придурков, которые ищут развлечения, а не интеллектуальной работы. Они не хотят работать, они хотят тусоваться, а это абсолютно не тоже самое.

Михаил Розанов, серия "Построения"

Михаил Розанов, серия «Построения»

Рассматривая вашу серию с геометрическими формами, мне показалось, что такие концептуальные визуальные решения невозможно осуществить без реальных научных знаний. Насколько вы сильны в начертательной геометрии?

Все «геометрические» съемки, которые я делаю, основаны не на геометрии, не на математике. Они основаны на знании теории течений классического авангарда. Малевич, когда делал «пластическое безвесие», показывал одновременно и статику, и динамику, с помощью построения геометрических форм. Я знаю теорию, по которой работали мастера авангарда, и мне было интересно делать серию «Построения», базируясь именно на теоретических открытиях художников XX века.

«Каждому свое — кто-то делает выставки, а кто-то «звезда инстаграма». Социальный прогресс не остановить, и какой смысл с ним спорить?»

То есть моя «геометрия» смотрит в сторону эстетики, а не знания начертательной геометрии. «Построения» — это чистая форма, это искусство формализма. Оно не имеет под собой никакого содержания, в нем нет повествовательности, это чистое нефигуративное, беспредметное искусство. Это искусство на сочетание линий, форм, движения по плоскости. Это формальные умозрительные задачи, это не может судиться по параметрам какого-либо предметного или классического искусства, так как здесь абсолютно другие задачи.

Вы работаете исключительно с пленкой, объясняя это тем, что так фотографии выглядят «живыми». К тому же вы заявляете, что «пленка — это большая ответственность», так как нельзя сделать тысячу кадров в минуту, как это делают фотографы, работающие с цифрой. Считаете ли вы цифровую фотографию субъектом массовой культуры из-за простоты создания и растиражированности? 

Я работал с пленкой, но год назад перестал по независящим от меня причинам, и теперь я снимаю только на цифру. Цифровую фотографию я совершенно не считаю массовой культурой, потому что все зависит от человека, который снимает и от посыла, который вкладывает художник. Поймите, когда я так говорил о цифровой фотографии, еще не было таких фотоматериалов, как сейчас. Сегодня уже, в принципе, невозможно отличить «живую» фотографию от цифровой, надо быть профессионалом, чтобы заметить разницу, а зритель тем более ее не обнаружит.

«Психологический портрет меня не интересует, потому что мне априори совершенно не интересен человек, которого я фотографирую»

Сейчас мне в первую очередь важна идея, потому что техническое обеспечение настолько мощное, что я уже даже не задумываюсь об этом. Что касается массового тиражирования — ну, ничего плохого в этом нет. Пусть каждый делает, что он хочет, выкладывает это в Instagram или Facebook. Каждому свое — кто-то делает выставки, а кто-то «звезда инстаграма». Социальный прогресс не остановить, и какой смысл с ним спорить?

Михаил Розанов, серия "Построения"

Михаил Розанов, серия «Построения»

Как раз хотела спросить вас про социальные сети. Прочитала, что вам абсолютно не понравился Instagram из-за сплошных фото ног и еды. Вы презираете культуру фотографирования Instagramselfie и другие тренды?

Нет-нет, я это все не презираю, но Instagram меня не интересует, хотя мне очень нравится Facebook. Селфи я и сам могу иногда сделать, ничего плохого в этом не вижу, если не делать их каждый день. На днях в Манеже открывалась выставка наших студентов из Британской Высшей Школы Дизайна, и чтоб как-то с деканом себя развлечь, мы просто сделали наши селфи на фоне студенческих работ (Смеется – прим. автора). А что? Наши студенты — наш праздник.

Мы с вами говорили, что фотографию сейчас легко сделать и фотографий сейчас уже даже не море, а целая вселенная. Давайте расставим все точки на «i», что делает фотографию искусством? Если нет концепции и красивой формы выражения — это уже развлечение, хобби, а не искусство?

Фотоискусство — это такая история, когда нужно делать серии, потому что искусство — это интеллектуальное занятие. Одна фотография, даже если она гениальная — это случайность, а серия — это как предложение. Одна фотография — это одно слово, а серия — это уже полноценное воплощение мысли. Серия показывает, что ничего случайного нет. Когда все продумано, просчитано и сконструировано, только тогда ты идешь снимать без единой ошибки. Съемка должна быть именно серийной: не по одной, не по две — это все для Instagram. Серия — это законченное художественное высказывание, и это как раз то, чему я учу своих студентов — серийности художественного мышления.

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ