Мария Ионова-Грибина: «Концепция для меня первична»

24 сентября 2015, 17:12

В рамках параллельной программы VI Московской биеннале современного искусства до 25 октября в Московском музее современного искусства проходит выставка Марии Ионовой-Грибиной «Guys», которая объединяет три фотографических серии. Каждая из них говорит о самосознании и способах самопрезентации мужчин, а также исследует одну из ролей — красавца, отца и влюбленного.

Проект «***МЕРКА» исследует подвид селфи — мужской эротический обнажённый автопортрет. Помещая их в музей, автор продолжает традицию искусства, воспевающего культ тела, которое началось еще в античную эпоху. В серии «Отцы» художник привносит элемент перформанса, приглашая на съемку бездетных героев и предлагая им сняться с чужими детьми и представить, что теперь они их отцы. В проекте «Портрет с любимой» автор просит мужчин представить свою идеальную фотографию с любимой и прислать образец. После получения картинки Мария Ионова-Грибина переснимает изображенную сцену, используя в качестве героев себя и друзей. Добавляя таким образом элемент игры, художник создает каталог идеальных образов пар, существующих в мужском сознании.

«Я превратила каждую мимолетную селфи-картинку в некий уникальный объект ручной работы»

Мария, как у вас возникла идея создать проект «Хуемерка»?

Вместе с искусствоведом Ириной Толкачёвой мы читали лекцию про мужскую обнаженную натуру, и в тот момент я впервые узнала о существовании целых сайтов, причем абсолютно открытых, где мужчины выкладывают селфи в обнаженном виде. Они фотографируют себя в зеркало в ванной или где-нибудь в туалете, в раздевалке спортзала или дома у себя в спальне. Все считают себя красавцами и, судя по их позам и по тому, как они себя представляют зрителю, они чувствуют себя супер самцами. Ну, ладно, когда еще качок— у него огромные мышцы, он хочет это показать и поэтому фотографируется обнаженный. Другое дело, когда это какой-нибудь совсем юный и очень худенький мальчик, или уже дряхленький дедушка, или, мягко говоря, очень пухлый бородач… но при этом чувствуется по картинке, что они все ощущают себя настоящими Аполлонами. Мне это изначально показалось достаточно забавным, и я стала размышлять над тем, что я могу сделать с этой темой как художник.

Серия "Портрет с любимой". Автор: Мария Ионова-Грибина

Серия «Портрет с любимой». Автор: Мария Ионова-Грибина

Как вы превращали чужие селфи в объект искусства?

Все эти селфи в «Хуемерке» были изначально сделаны людьми на телефон и вебкамеру и выглядели достаточно плохо, часто ужасного качества, и с художественной точки зрения абсолютно невыразительны. Но стоило их превратить в ручной уникальный объект, как они приобрели совершенно другой смысл. Здесь очень важна именно техника печати как часть концепции проекта. Cелфи в телефоне – это что-то очень эфемерное, люди снимают, снова и снова выкладывают эти картинки в Инстаграм и в социальные сети, но эти фотографии существуют в основном только там, окружают нас сплошным виртуальным облаком. А я напечатала их, и печатала я не просто как обычные цифровые фотографии, а путем прикладывания фотобумаги со светочувствительной эмульсией к экрану компьютера. Все, как полагается, в темной комнате: красная лампа, проявитель, фиксаж; то есть полностью ручной аналоговый способ. Кроме этого, я еще и раскрасила потом каждую фотографию анилиновыми красками. Таким образом, я превратила каждую мимолетную селфи-картинку в некий уникальный объект ручной работы. Весь проект я выставляю в форме мужского полового члена, получается такая инсталяция на стене.

 

Я так понимаю, что эти мужчины до сих пор не подозревают о своей причастности к современному искусству. Вы печатали чужие селфи без разрешения — это не нарушает их авторского права?

Не совсем так. Я не использовала и не печатала эти картинки как оригиналы. Скорее так – на основе этих изображений я создала свой проект, уже отдельное произведение искусства. Так что надеюсь, если кто-то из этих мужчин вдруг увидит себя на выставке в музее, то он не будет злиться (Смеется. – Прим.ред.).

Серия "Отцы". Автор: Мария Ионова-Грибина

Серия «Отцы». Автор: Мария Ионова-Грибина

Как вы думаете, культ тела приводит к деградации души?

Это такой вопрос, над которым мне хотелось бы подумать как минимум неделю, и вообще для современного общества это вопрос неоднозначный, на мой взгляд. С одной стороны, есть люди, которые настолько увлечены культом тела, что они совсем не думают о том, что важно развиваться и духовно. Но, если человек совсем не занимается своим телом, это тоже плохо. Я часто бываю в Швеции, и там практически все ходят в спортзал, бегают или плавают, и, как результат, там больше подтянутых людей. Они не помешаны на теле, просто для них это нормально — заниматься спортом. Это часть жизни, это привычка. Да и вообще — тело и душа взаимосвязаны.

Серия "Портрет с любимой". Автор: Мария Ионова-Грибина

Серия «Портрет с любимой». Автор: Мария Ионова-Грибина

Почему мужская эротика не так популярна, как женская?

Это серьезный вопрос. Мы с искусствоведом Ириной Толкачёвой читали лекцию про мужскую обнаженную натуру, и, действительно, для неё мы с трудом выбирали авторов, которые снимали мужское обнаженное тело, его фотографируют гораздо меньше, чем женское. Я думаю, это изначально идет из потребительского отношения к женскому телу. Ну, и, может быть, потому, что женское тело немного красивее, чем мужское? (Смеется. — Прим. Ред.).

«Я решила ставить мужчин в определенные условия, чтобы посмотреть на их реакцию, изучить и понять, как они себя будут вести в подобных ситуациях»

Можно ли чтото узнать о личности, о психологических качествах мужчины по его эротическому автопортрету?

Это вопрос к психологу скорее, чем ко мне. Чем они руководствуются, или какой у них комплекс — не знаю. С одной стороны, если толстенький мужичок выкладывает свою обнаженную фотографию в интернет, то у него, наверно, нет никаких комплексов (Смеется. — Прим. Ред). В то же время мужчина, который обладает рельефом, крупными мускулами и красивым торсом… Возможно, у него есть какие-то комплексы, раз ему нужно некое подтверждение своей привлекательности в качестве комментариев и лайков.

Серия "Отцы". Автор: Мария Ионова-Грибина

Серия «Отцы». Автор: Мария Ионова-Грибина

Ваш следующий проект — «Отцы», как от проекта, где мужчины меряются пиписьками, вы перешли на исследование такой серьезной и благородной темы?

Когда я приступила к проекту «Отцы», я не думала, что опять работаю с темой мужчин, я даже изначально не связывала эти проекты между собой. Мой друг, фотограф Вик Лащёнов, попросил меня поучаствовать в его проекте «Научите меня снимать современный портрет». Он просил всех своих друзей-фотографов сделать его портрет так, чтобы это было современно и объяснить, что значит современно для каждого из участников проекта. Я стала долго думать, что же для меня современный портрет. Если я посажу его на фоне зеленого подъезда на табуретку, надену на голову красное ведро, то, быть может, визуально это будет интересно и современно, но зачем? Концепция для меня в современном портрете все-таки первична. Высасывать концепцию из пальца не люблю, для меня очень важно, чтобы идея или тема проекта была чем-то обусловлена, чтобы было понятно, почему художник работает именно так. И я подумала, что можно предложить Вику сфотографироваться с моими детьми. У него нет детей, и мне хотелось поставить его в непривычные условия. Как он будет себя чувствовать, если я предложу ему побыть «отцом», что он будет делать и как отнесется к детям? Собственно, с его портрета и начался проект «Отцы». Я решила ставить мужчин в определенные условия, чтобы посмотреть на их реакцию, изучить и понять, как они себя будут вести в подобных ситуациях. Именно мужчина является главным героем в проекте, мои дети были как актеры, я их даже подговаривала, чтобы они немного посмущали «отца». Не каждый мужчина сразу с радостью начнет общаться и играть с детьми. Женщине в этом плане проще: она может прийти в гости, увидеть незнакомых детей и начать с ними играть. Я не предупреждала участников, что съемка будет с детьми и что они будут в роли пап. Вот, они приходят ко мне, я усаживаю их на кухне напротив себя, наливаю чай и говорю: «Теперь ты папа, вот твои дети».

 

Были случаи, когда мужчины сразу отказывались сниматься, узнавчто им предстоит быть «папами»?

Нет. Я все ждала-ждала, когда кто-нибудь откажется, но никто не отказывался. Я объясняла, что играю роль стороннего наблюдателя, а он может вести себя так, словно он хозяин квартиры и проводит время со своими детьми. После фотосессии я задавала этим мужчинам ряд вопросов, как они в целом относятся к детям, готовы ли они сейчас иметь детей, чего они должны достичь прежде, чем стать отцами. Все эти вопросы вместе с ответами «отцов» будут на выставке присутствовать.

 

Вам удалось выяснить, когда мужчина готов стать отцом?

Кто-то говорил, что не хочет даже думать, потому что это очень сложно, очень шумно и напряженно, что это нарушит их зону комфорта, а кто-то говорил, что он очень любит детей, но сейчас не готов, потому что недостаточно денег и нет квартиры. А еще некоторые говорили, что нет такого понятия «готов/не готов», а если появляются дети, просто надо быстро брать себя в руки. И еще, что для того, чтобы воспитывать детей, нужно просто быть интересным и хорошим человеком, а все остальное не так уж и важно.

 

Что менялось в выражениях лица и глаз, жестах мужчин, когда они пытались вжиться в роль папы?

У некоторых был такой живой интерес в глазах, что они уходили после съемки воодушевленные, радостные, говорили мне «спасибо». Другие старались поскорее завершить съемку, не знали, что им еще делать. Кто-то придумывал много сюжетов, а кто-то просто стоял у стенки с растерянностью в глазах.

1

Серия «Отцы». Автор: Мария Ионова-Грибина

Это была именно растерянность, а не страх?

Я бы не сказала, что это страх. Страх в глазах, когда мужчина не готов к детям, а его девушка говорит ему, что она беременна, или когда он видит огромного медведя в лесу ночью (Смеется. – Прим. ред.).

 

Мария, а какая предыстория лежит в основе создания проекта «Портрет с любимой«?

Как-то раз у себя на странице в фейсбук я проводила опрос среди женщин «Как они видят свою идеальную фотографию с любимым человеком?» Они должны были прислать свою реальную фотографию или любую картинку из интернета как образ. Женщины присылали много картинок, и в основном это были красивые романтичные картинки с поцелуями и объятиями.

Потом я попросила мужчин сделать то же самое. Мне было любопытно, чем эти фотографии будут отличаться от тех, что прислали женщины. Оказалось весьма интересно, потому что мужчины присылали по большей части совершенно другие фотографии. Романтичных фотографий было гораздо меньше —наверное, четверть от общей массы, а фотографий с сексуальным подтекстом, часто даже эротическим — много. Несколько фотографий были, где на картинке только женщина или женщина с их совместными детьми, но самого мужчины там нет. У женщин в общей массе фотографии получились похожи друг на друга, а у мужчин разнообразней. После того, как я провела исследование с картинками, я решила, что я пересниму эти сюжеты, чтобы их каталогизировать. Я взяла из общей массы наиболее характерные и интересные или те, которые встречались хотя бы несколько раз у разных мужчин, чтобы было подобие статистики. Я выступила в роли героини по двум причинам: во-первых, мне хотелось, чтобы главный герой был всегда мужчина, а когда на фотографиях одна и та же женщина, она становится объектом, который помогает мужчине погрузиться в сюжет, который прислал другой мужчина как образец. Плюс мне было интересно поиграть в эту игру, почувствовать себя в роли этих женщин, и у меня получилось немножко проникнуть в сознание мужчин.

 

Вы говорили, что мужчины присылали как образец портрета с любимой фотографии эротического характера. Женщины хотят романтики и заботы, а мужчины секса?

Нет, это слишком однозначное утверждение. У мужчин на фотографиях больше секса, больше доминирования и даже в некоторой степени насилия над женщиной. А несколько мужчин прислали фотографии, где они с двумя или тремя женщинами, например. Но были и такие картинки, где они с женщиной в старости, или где их любимая с детьми, а от женщин я таких картинок не получала.

Предыдущие работы Марии Ионовой-Грибиной можно посмотреть здесь.

Текст: Екатерина Фролова

 

Читайте также:

ARTIST TALK с Евгением Гранильщиковым о влиянии искусства на политику, вторжении реальности в съемочный процесс и любви к людям, кино и алкоголю

ARTIST TALK с Паруйром Давтяном о том, что сегодня можно считать искусством, почему вопросы важнее ответов и зачем художники уходят от «красоты»

ИНТЕРВЬЮ с Тимофеем Парщиковым об игре со временем в искусственных городах, поп-арт пророчестве с картины Рембрандта и сонной, одинокой столице России

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ