Мария Булатова: «Одиночество бывает разным»

11 марта 2015, 08:25

13 марта в ММСИ открывается выставка «Человек разумный одинокий» художника Ильи Федотова-Фёдорова. Журнал «365» поговорил с куратором Марией Булатовой и узнал, что такое био-арт, как его понимать и почему заслуживают внимания работы этого молодого художника.

— Био-арт для российской публики понятие новое. Это одно из направлений «научного искусства»? Расскажите поподробнее, пожалуйста, об этом новом направлении.

— В последние годы в искусстве появилось множество новых «артов» – science-art, street-art, net-art, что, конечно, создаёт некоторую путаницу в головах зрителей, но с другой стороны, расширяет горизонты и возможности художника. Био-арт – это синтез биологии и искусства, попытка объединить точные науки с эфемерностью искусства, поговорить о важных и сложных проблемах человека и планеты на языке визуального. Кроме того, художники – такие уникальные люди, которые способны разглядеть красоту и поэтику в обыденных и, казалось бы, скучных вещах – в формулах, строении растений, химических процессах.

Иголки. Графика. 2014 (Галерея WeART)

Илья Федотов-Фёдоров. Иголки

 

— Чем творчество Ильи Федотова-Фёдорова выделяется на фоне остальных талантливых российских художников? Почему оно может быть интересно московскому зрителю?

— Илья – молодой художник, начавший свою творческую деятельность совсем недавно – около полутора лет назад. И тот рывок, который он совершил за этот период, не может не восхищать. Я хочу сказать, что Илья потрясающе упорный и волевой человек, очень точно нащупывающий свой путь художественного взросления, соединивший две свои страсти (биологию и искусство) и делающий философские и тонкие работы, которые можно изучать по слоям, погружаясь в их глубину. Конечно, ему ещё предстоит пройти через огонь, воду и медные трубы (его обучение только началось: он год отучился в Школе современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, недавно поступил в Институт проблем современного искусства и Школу им. Родченко) и соперничать с именитыми художниками ему нелегко. Но в своей «весовой категории» он один из самых метких, интересных и перспективных.

Думаю, что московский зритель, который в последнее время всё активнее интересуется современным искусством, найдёт в работах Ильи не просто законченный визуальный образ или нарратив, он увидит возможность диалога с художником, ответы на простые, вечные, но волнующие вопросы – как устроен мир, как выжить в нём и не потерять себя, как не бояться остаться наедине с собой…

Гербарий нитей. Графика. 2014 (Галерея WeART)

Илья Федотов-Фёдоров. Гербарий нитей

 

— Тема выставки обозначена как «человек разумный одинокий». Вы хотите показать, как развитие разума приводит человека к одиночеству или речь пойдет именно про одиночество, вызванное глобализацией?

— Мы хотим показать, что человек никогда не поймет другого человека на 100%. Да это и не нужно в современном мире. Если в прошлом главная задача человека состояла в выживании (которое в частности было завязано на социализации), то в настоящем эта проблема уже неактуальна. Зато, обладая неиссякаемым информационным ресурсом, человек стал проводить освободившееся время за рефлексией и анализом ситуаций с различных сторон. Становясь для себя идеальными собеседниками, поднимая вопросы и отвечая на них же, подсознательно мы отдаляемся от других. Получая информацию извне, обрабатывая это знание, мы пытаемся вывести новые смыслы и контексты. И учимся коммуницировать с самими собой, погружаясь в себя. Ну и конечно – одиночество толпы в интернете и в оффлайне, расширяющиеся мульти-инфраструктурные мегаполисы и, в то же время, сокращающееся личное пространство – всё это тоже не способствует сплочению и коллективизму.

— Как вы предполагаете, каким людям будет интересно посетить выставку Ильи Федотова-Фёдорова в ММСИ?

— Хочется сказать, что интересно будет разумным и одиноким, но мы надеемся, что каждый найдёт для себя познавательные моменты 🙂

— Почему вы решили разделить выставочное пространство на разные зоны? Чего вы хотите добиться этим приемом?

— Одиночество ведь бывает разным, и у каждого оно своё. Мы, конечно, не берёмся проанализировать все возможные виды, но нам хотелось показать целый спектр одиночеств. Это, с одной стороны, одиночество в толпе, противостояние ей, поиск собственного места и борьба за личное пространство, выстраивание взаимоотношений с внешним миром. С другой стороны, это внутреннее одиночество, ощущение себя маленькой потерянной песчинкой на огромном пляже, одной из многих частиц большой системы мира. Ну и наконец, это то самое информационное поле, которое засасывает и опутывает  сетями, нейтрализуя и блокируя процессы коммуникации. Три разных ощущения – три зоны со своей эмоциональной нагрузкой.

— На выставке будут показаны инсталляции «Белокаменная» с муравьями и «Мегаполис» с рыбкой и личинками комара, можно ли назвать эти произведения «художественно-научными экспериментами»?

— Сами произведения не являются научными экспериментами, они являются документацией этих экспериментов и становятся проводниками философских идей и метафор, заложенных в эксперименты.

Илья Федотов-Фёдоров. Мегаполис

Илья Федотов-Фёдоров. Мегаполис

— Если в процессе био-арт перфоманса погибает животное или же оно было специально убито для инсталляции, как на это откликаются защитники прав животных?

— Мы животных любим, в частности об их жизни мы делали эту выставку, поэтому для инсталляций мы никого специально не убивали, и трупов животных на нашей выставке тоже не будет. Кроме муравьёв, которые скорее представляют собой энтомологическую коллекцию.

В одной из работ («Мегаполис») у нас присутствует живая рыбка в аквариуме с сопровождающим видео-перформансом, суть которого заключается в эксперименте – способна ли рыбка съесть определенное количество личинок комара, поглощающих кислород, необходимый рыбке для выживания, или она задохнётся. Скажем по секрету – видео заканчивается хорошо, и рыбка выживает, так что защитники прав животных могут спать спокойно.

— Современное искусство очень сильно влияет эмоционально на человека, но при этом для большинства посетителей остается неразгаданной загадкой. Что же нужно знать, может какие-то основы теории искусства, чтобы понимать современное искусство?

— Безусловно, мы живём в эпоху постмодернизма, когда художники говорят на языке цитат и аллюзий. Очень важно знать историю искусства, ориентироваться в течениях. Но ещё важнее – быть открытым, честным и не замыкаться на стереотипах о непонятности современного искусства. Да, у современного искусства действительно нет критериев, по которым его можно оценивать. Но никто не отменял человеческое сердце. Современное искусство – это целая смесь культурных, философских, ментальных слоёв. И хоть один из них можно разгадать.

А наша выставка, думаю, будет понятна очень многим, потому что апеллирует, с одной стороны, к эмоциям, с другой стороны, к знанию. На выставке будет много текстов и историй про то, что для художника стало объектом искусства, почему это стало важным для него, как можно трактовать увиденные образы. Нам очень хотелось, чтобы зрителю было интересно.

Илья Федотов-Фёдоров. Из-под ног

Илья Федотов-Фёдоров. Из-под ног

— Может ли био-арт, или «научное искусство» в целом, стать эффективным инструментом вовлечения молодежи в российскую науку?

— Вовлекать в науку может только школа или университет, я думаю. Мы же ее скорее популяризируем и предлагаем не забывать о ней при получении школьного аттестата, а черпать в ней вдохновение и объяснение многим сегодняшним социальным процессам.

 

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ