Проекция-биенале

Илья Федотов-Фёдоров

10 марта 2015, 09:00

13 марта в ММСИ при участии галереи WeART открывается выставка Ильи Федотова-Фёдорова «Человек разумный одинокий». Мы поговорили с молодым художником жанра био-арт и выяснили, почему умные люди одиноки, что общего у всех нас с муравьями и где можно добровольно разрушить границы своего личного пространства.

— Тема одиночества с разных ракурсов много раз поднималась в искусстве. Почему сегодня вы снова говорите об одиночестве в контексте глобализации?

— Выставка называется «Человек разумный одинокий» и это не случайно. Идея возникла после прочтения доклада об интеллекте и рождаемости, где американские ученые выявляли зависимость коэффициента IQ и количества детей у человека. Люди с IQ выше среднего позже вступают в сексуальные отношения, позже заводят детей и обычно это один ребенок. Но самое интересное, что если раньше эти люди чувствовали себя несчастными, то теперь этого нет. То есть одиночество становится естественным процессом в сознании. Глобализация меня волнует мало, это данность. Одиночество тоже данность, но с биологической точки зрения человек всегда был стадным животным, а теперь это меняется, не только в поведении, но и в сознании.

Илья Федотов-Федоров. Из-под ног. Инсталляция. 2014

Илья Федотов-Фёдоров.. Из-под ног

 

— Что существенно нового вам удалось открыть в теме одиночества? 

— Ученые сейчас дробят материю. От молекулы, к атому, электрону и вот уже к кваркам. Дробление на части — это естественный процесс, поэтому дробление внутри общества и человека тоже вполне естественно, и относиться к этому негативно нет смысла.

— Лично вы ощущаете себя одиноким в таком мегаполисе, как Москва? 

— Мегаполис тут ни при чем. В лесу или в горах я тоже ощущаю себя одиноким, но, опять же, это одиночество не человечно – у вас может быть любовь, трое детей, лучшие друзья, любимая работа и все что угодно, но вы все равно будете говорить наедине с собой в своей голове, задавать себе вопросы и отвечать на них. А однажды не сможете найти ответа, или даже сформулировать вопроса. Поделиться этим нельзя, и это хорошо!

Мегаполис

Илья Федотов-Фёдоров. Мегаполис

 

— Если говорить о вашем творчестве откровенно, то насколько в ваших работах выражены именно ваши личные переживания и мироощущение?

— Мои работы это я.

— Вы хотите, чтобы ваши зрители испытали чувство вакуумного одиночества, но при этом ощущали себя частью большого городского сообщества. К каким мыслям и выводам это побудит людей, согласно вашему замыслу?

Зрителям не нужно ничего испытывать. Одиночество в них заложено, оно уже есть в них. Просто у них есть шанс посмотреть на одиночество как на объект.

— Намерены ли вы в своем творчестве сделать попытку излечить общество от одиночества путем рефлексии?

— Одиночество— это хорошо, лекарство не нужно.

В ожидании

Илья Федотов-Фёдоров. В ожидании

 

— Вы учились на генетика, затем на журналиста и актера, и в конце концов, стали художником. Как в процессе этого пути вы осознавали себя как художника и свою миссию в искусстве? Как этот разнообразный опыт и образование помогают вам в творчестве?

— В этих профессиях есть кое-что, что их объединяет — это процесс создания. Мне бы хотелось, чтобы наука и искусство были во главе угла в современном мире. И я не думаю, что это утопия. Генетиком мне стать не дали, так что наука для меня теперь закрыта, остается только искусство.

Илья Федотов-Федоров. Белокаменная. Фотоинсталляция. 2014

Илья Федотов-Фёдоров. Белокаменная

 

— Приоткройте для нас тайную комнату гибридной Лаборатории на вашей выставке. Организаторы называют ее своеобразной Кунсткамерой. Расскажите нам, это арт-комната страха? Слабонервным и впечатлительным туда можно?

— Ну, страшно думаю там не будет. Все живые экспонаты, которые могли бы вам хоть как-то навредить, спрятаны за стекло. Но это, безусловно, самый насыщенный зал. Тут есть и живое, и мертвое, и экспонаты, которые живут и развиваются в течение всей выставки.

— Одна из частей выставки будет посвящена микромиру вокруг нас. Фотографии обычных городских процессов под микроскопом рассказывают нам, насколько удивителен мир вокруг нас и как много мы не замечаем и не знаем о нем. Этими работами вы хотели научить зрителей искать чудо рядом с собой?

— На самом деле есть несколько экспонатов, в которые нужно всматриваться. И тут человек скорее является испытуемым. Сможет ли он узнать и вглядеться, побыть наедине с работой или нет. Это своеобразный вызов.

— Раз уж мы начали говорить про конкретные произведения, расскажите, как вы придумали перфоманс с муравейниками? Признайтесь, вы знакомы с трилогией «Муравьи» французского писателя Бернара Вербера? Он тоже сравнивает социальные системы муравьев и людей.

— Когда люди слышат про муравьев, они сразу отсылают меня к Верберу, но я, к сожалению, пока так его и не прочитал. А путь к муравьям у меня довольно простой. Я проводил все детство и летние каникулы с муравьями, потому что друзей меня не было. И это было очень счастливое детство! Сейчас у меня живет три муравейника дома, так что это мои домашние животные.
Мир людей — это, безусловно, мир животных. Высокоорганизованных животных, почти как муравьи.

Путь муравьев

Илья Федотов-Фёдоров. Путь муравьев

 

— В первой зоне выставки вы имитируете окружающий мир, который посягает на внутренний мир человека, и здесь же, я полагаю, будет располагаться инсталляция «Личное пространство». В маленькой полутемной комнатке с потолка свисают сотни рыболовных крючков, которые едва не касаются головы зрителя. Очень выразительная метафора, но могли бы вы объяснить, что в реальной жизни является «крючками»?

Это одна из тех работ, которую нельзя объяснять. Можно только прийти, встать в центр, почувствовать аромат земли и побыть в инсталляции несколько минут.

il_ya_fedotov-fedorov_lichnoe_prostranstvo_installyaciya_2013_auto_450_jpg

Илья Федотов-Фёдоров. Личное пространство

 

— У вас есть серия графических рисунков тушью на пожелтевшей бумаге «Herbarium». Они экспрессивны и эмоциональны, но с другой стороны, очень загадочны. Какой смысл вы заложили в эту серию графики?

Это довольно запутанная история, неотделимая от этих работ. История довольно печальная. У меня «срезали» большую инсталляцию на ВВЦ, которую я готовил для «Дня Города 2014». На нее ушло 7 дней работы по 8 часов, 15 км ниток и много сил. Но за 2 дня до открытия приехал некий депутат и сказал своим людям ее убрать, потому что ему она не нравится. В результате от инсталляции остались лишь незначительные обрезки нитей. Я ушел в глубокую рефлексию и с помощью оставшихся обрывков нитей сделал эти работы, чтобы хоть как-то сохранить в памяти эту инсталляцию.

Илья Федотов-Федоров. Mulierum. Из серии Herbarium. Тушь, бумага. 2014

Илья Федотов-Фёдоров. Mulierum. Из серии Herbarium

 

Текст: Екатерина Фролова
  • VK
  • Facebook

Новости

Paryir-950x397
Паруйр Давтян: «Зрители превращаются в клиентов, кураторы — в аниматоров, а искусство — в развлекательный аттракцион»

Яндекс.Метрика