Нью-йоркский скульптор Джефф Кунс (Jeff Koons) — один из самых дорогих художников современности и одна из самых влиятельных личностей в art мире. Джефф Кунс, родился в Йорке, штат Пенсильвания, в середине 1950-х годов. Довольно типичное американское детство в семье декоратора и швеи сформировало его художественную концепцию: свое искусство он воспринимает как выражение демократического принципа – от «участия» в нем, говорит Кунс, ты получаешь свою долю прибыли.
И хотя Кунс ведет речь, скорее, о моральных приобретениях, даруемых искусством, материальные выгоды тоже не обошли художника стороной: его работа Balloon Dog – монументальная стальная скульптура, изображающая надувной шарик, скрученный в форме собачки, – ушла с аукционных торгов за 58 млн долларов, сумму, беспрецедентную для современного художника.
Критики отнеслись к этому произведению художественного гения Кунса неоднозначно (впрочем, как и ко всем его творениям) – слова, которыми определили работу, звучат как «самодовольная чушь» и «откровенная бессмыслица». Сам Кунс с такой трактовкой категорически не согласен: по его мнению, работа преподает нам важный урок о материализме. Она – сияющая и игривая дверь в вечность, современная реплика троянского коня.
Символы, скрытые смыслы и мистика – недаром в детстве кумиром Кунса был Сальвадор Дали: книгу его репродукций юному Джеффу подарили родители. Впоследствии, во время учебы в Балтиморской школе искусств, Кунсу даже удалось добиться личной встречи с мэтром сюрреализма и европейского декаданса.
Встреча с сюрреалистом оказала заметное влияние на его творчество: в работах Кунса можно встретить немало аллюзий на потрясающие усы Сальвадора Дали. В свои поздние годы образцом для подражания Кунс изберет Пикассо и будет мечтать так же плодотворно работать до глубокой старости.
По окончании школы искусств Кунс некоторое время работает брокером. За те шесть лет, что Джефф подвизался на Уолл-Стрит, он научился ладить с людьми на профессиональном уровне. Этим во многом объясняется его нынешний успех: на данный момент он является президентом собственной корпорации «Jeff Koons LLC», фабрики по созданию предметов современного искусства с внушительным штатом сотрудников.
Кунс – голова огромной гидры, ее мыслительный центр: он создает идею, образ, модель, а многочисленные подразделения его команды воплощают задумку в жизнь. Идеи Кунса, как правило, весьма затратны и требуют не только дорогостоящего материального обеспечения, но и неординарных технических решений.
Многие из работ Кунса довольно масштабны: он использует большой размер для создания эффекта отстранения; это его способ сделать знакомую и привычную для зрителя вещь чем-то новым и чуждым.
Для описания своего художественного метода Кунс использует такую метафору.
Ранние работы Кунса – этот период его творчества проходит под названием «The New» («Новое») – изделия в технике реди-мейд (что любопытно: сам феномен реди-мейда, готовой вещи, Кунс воспринимает как «позицию оптимизма»).
Кунс заключает абсолютно новые пылесосы в плексигласовые боксы, подсвеченные флуоресцентными диодами. Серия призвана изображать идею вечной девственности, неисчезающую чистоту и нетронутость неиспользованных объектов, а также фетишистскую привлекательность культуры потребления.
К ранним работам относится и ряд концептуальных скульптур, самая известная из которых «Три мяча 50/50 Бак», впоследствии послужила источником вдохновения для работы Дэмиена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего».
Воплотить инсталляцию с баскетбольными мячами, плавающими в прозрачных аквариумах, оказалось непросто. Кунсу даже пришлось обратиться за помощью к ученым: лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман лично консультировал Джеффа по телефону касательно соотношения соленой и пресной вод в емкостях.
Далее Кунс обращается в своем творчестве к традиционным материалам: работы периода «Banality» («Банальность») выполнены из фарфора и дерева с использованием народных ремесленных техник. Эту серию Кунс создает в расчете на массового зрителя, и она же приносит ему прозвище «Король китча» (сам Кунс, кстати, от термина «китч» открещивается – есть у него какой-то подростковый подтекст – и предпочитает пользоваться словом «банальный»).
По задумке, серия должна была стать воплощением популистской идеи рая: за опорную точку здесь взяты растиражировано-вульгарные сувениры и привычные предметы быта, многократно увеличенные в масштабе. Плюшевые ангелы и котики, актер немого кино Бастер Китон верхом на игрушечной лошади и Майкл Джексон с ручной любимицей-обезьянкой, усевшейся на колени – все это имело у публики грандиозный успех, а самому Кунсу позволило выказывать чаяния занять в мире искусства то же место, что отведено The Beatles в мире музыки.
В 1992 Кунсу поступает предложение сделать для выставки в Германии скульптуру. Так появляется «Puppy» («Щенок»), 13-метровый стальной терьер, украшенный живыми цветами. Пятью годами позже скульптуру перекупает Музей Гуггенхайма в Бильбао (на чьей террасе она и красуется по сей день).
Безобидный «Щенок» разбудил в некоторых посетителях отнюдь не безобидные чувства: однажды его попыталась подорвать троица, переодетая садовниками, но была вовремя остановлена полицией.
За год до создания «Щенка» Джефф женится, чем приводит в крайнее изумление друзей и родных. Они убеждены, что тот сошел с ума. Избранницей Кунса становится итальянская порно-звезда Илона Шталлер, выступающая под псевдонимом Чиччолина, Пышечка (впоследствии, кстати, ставшая членом итальянского парламента).
Чиччолина вдохновляет Джеффа на создание серии Made In Heaven («Сделано на небесах»). Очень натуралистичные изображения, на которых художник и его жена (вскоре ставшая бывшей) занимаются сексом в разных позах и ситуациях, вызвали грандиозный скандал. Многие даже считали, что Джефф своими руками похоронил себе будущее в искусстве. Однако же это блестящее соединение китча с порнографией (как и все работы Джеффа Кунса) имело под собой второе дно.
Илона Шталлер стала единственным живым предметом реди-мейда за всю художественную практику Джеффа Кунса. Своим циклом «Сделано на небесах» Кунс отсылает зрителей не только к проблемам чувственности и телесности, но и к «Происхождению мира» Гюстава Курбе, картине, вызвавшей в свое время у публики не меньший ажиотаж.
Gazing Ball – стала той серией Кунса, в которой почерк мастера сложно узнать. Белоснежные фигуры застыли в своем холодном безразличии, поддерживая синие яркие шары. Удивительный и оригинальный контраст цвета и фактуры.
С художником работают звезды мировой величины. В созданию серии Gazing Ball приложила руку Леди Гага.
Здесь она стала музой маэстро.
Творчество Кунса оказало влияние на таких деятелей современного искусства, как Роберт Смитсон и Клас Олденбург, Дэмьен Хёрст и Такаши Мураками. Его работы куплены многими музеями Америки и Европы, а география выставок охватывает полмира.
Согласно рейтингу агентства ArtTactic Ltd, имя Джеффа Кунса есть в списке самых дорогих художников десятилетия; его портфолио оценивают в более чем миллиард долларов.
«Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя», – говорит этот человек.
Сейчас Кунс счастливый семьянин. В мире art-бизнеса Кунс встретил и свою вторую жену Джастин Уиллер. У Джеффа и Джастин шестеро детей. Именно ради них он начал коллекционировать чужое искусство, чтобы показать детям, что их папа и мама – отнюдь не единственные художники.
Несмотря на то, что отношение к его творчеству может быть разным, Джефф Кунс воплощает в жизнь свои проекты с уверенностью, что хотя бы один из них нашел отклик в сердце каждого человека.
Текст: Екатерина Майорова, Софья Зубарева