Банальный вопрос: делает ли искусство зрителя умнее?

12 октября 2015, 19:57

В рубрике «Банальный вопрос» мы погружаемся вглубь, казалось бы, понятных истин, чтобы обнаружить в них новые смыслы. Мы продолжаем задавать себе и окружающим простые вопросы, чтобы исследовать и понять современную культуру.

О предназначении искусства всегда было много ожесточенных споров и дискуссий среди тех, кто им жил, дышал или коллекционировал. Но чем искусство, современное искусство в частности, может быть интересно и, что немаловажно, полезно современному зрителю, которого каждую неделю зазывают на новые выставки к себе музеи и галереи? В этом выпуске Екатерина Фролова пытается найти доказательства одной очень смелой теории методом «от обратного» и задает художникам, журналистам и экспертам из сфер культуры и образования вопрос: «Делает ли искусство зрителя умнее?»

Михаил Левин, художник, тьютор в Британской высшей школе дизайна:

Искусство всегда служило, служит и будет служить неким проводником к духовной составляющей человека. Оно заставляет чувствовать, переживать и реагировать. Сегодня особенно важно «сталкивать» зрителя и искусство, ведь в современном мире так легко не заметить и проигнорировать его. Обилие различных массовых развлечений отбрасывает искусство на ‘задворки’ и превращает в слабо доступный элемент повседневной жизни. Зритель сегодня практически разучился взаимодействовать с искусством, оно чаще всего мало понятно и недоступно. Требуются определенные усилия и размышления, но массовый зритель не готов к этому. Однако те немногие, кто идет на это, безусловно, становятся умнее, но не обязательно от того, что они понимают то или иное искусство, а скорее от того, что готовы к восприятию и размышлению. Ведь только так человек развивается, узнает и приходит к пониманию. А искусство служит в свою очередь как проводник к неизведанному и непонятному.

0_b7113_fca20bc7_XL

«Gazing Ball» (2013), авт. Джефф Кунс

Дарья Пономарева, куратор культурных программ Библиотеки «Проспект», организатор лекций в клубе «Курилка Гутенберга»:

Сложно однозначно определить, что такое «искусство» и что значит «быть умным».

На мой взгляд, быть умным — это уметь анализировать происходящее вокруг. А всё искусство, так или иначе, и есть рефлексия на мир.

Искусство служит еще одним средством передачи знаний и информации, в том числе посредством чувств и эмоций. Искусство может рассказать о чем угодно, ставит такие вопросы, о которых ты раньше и не думал вовсе.

Если произведение заставило тебя задуматься, пусть даже эта мысль будет: «Да что это за фигня?» — это уже хорошо.

77962658_Konceptualnoe_iskusstvo_Naoko_Ito_1

Авт. Наоко Ито

Алена Соловьева, PR-менеджер Музея современного искусства «Гараж»:

Сам вопрос достаточно странный. Я бы сказала утвердительное предложение — искусство делает умнее заинтересованного и любопытного зрителя. Особенно если разговор касается искусства ХX века. Поэтому не случайно наличие в музее («Гараж». — Прим.ред.) образовательных департаментов с большим количеством сотрудников. Важно создавать образовательные программы, которые будут комментировать выставку, рассказывать о проекте доступно и интересно, начиная от детей и заканчивая людьми старшего возраста.

 

60743079_20070315190432_06

Из серии «Путешествия Микки Мауса по истории искусства» (1995), авт. Александр Савко

Олег Кулик, художник, один из самых ярких представителей московского акционизма:

Искусство, конечно, может внимательного и любящего его человека приподнять над обыденностью или подарить возможность нового угла зрения на жизнь и само искусство. Но делает это искусство потому, что само является частью большого мира, окружающего человека и, скорее, само нуждается в том, чтобы стать «умнее», благодаря вниманию зрителя. «Умный» зритель — это нонсенс. У зрителя должны быть глаза, по возможности широко открытые, и тогда он обязательно обнаружит вокруг не только умное искусство, но и совершенный мир, его породивший.

«Лаокоон и сыновья» (начало I века н. э.)

«Лаокоон и сыновья» (начало I века н. э.)

Сергей Тарабаров, президент Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров», куратор и консультант-аналитик:

Искусство не может сделать умнее. Выражение «умственное искусство» несет в себе негативный оттенок – почти как «горе от ума». Искусство помогает взращивать в человеке мудрость. Древние греки часто смешивали – вплоть до слияния — понятия ума и мудрости, хотя уже Гераклит считал мудрость высшей добродетелью. С тех пор смыслы этих слов постоянно множатся и расходятся все дальше. Мудрость постепенно превращается в некий высший (лучший. — Прим. Тарабарова) ум с оттенком сакральности, понимается как продукт развития самости в пространстве морали. Проблемы соотношения ума и мудрости постоянно занимают лучшие умы человечества. Иммануил Кант понимал мудрость как высшую ступень морального совершенства. Мишель Монтень считал, что если можно быть ученым чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью. Иван Гончаров называл мудрость «гармонией идей с жизнью». Фазиль Искандер, был убежден, что мудростью может называться только «ум, настоянный на совести»… Подытоживая, можно сформулировать своего рода оппозицию: ум – это анализ, конструкт, парадигма; мудрость – синтез, гармоническое развитие, дискурс. То есть искусствознание делает нас умнее, а искусство – мудрее.

"Ontro", авт. Ж. Пленса

«Ontro», авт. Ж. Пленса

Елена Ковылина, художник-перфомансист, лауреат государственных премий «Инновация» (2006) и «Против течения» (2014):

В современном мире за понятием ума закрепилось, пожалуй, только одно значение – это способность мыслить. Затем, правда, следует немаловажное разъяснение: приводящее к разумной, сознательной (т.е. осознанной) жизни (По словарю Яндекса. — Прим. Ковылиной). Более ранние, христианские коннотации, связывающие понятие ума с духом не считаются актуальными. Что же такое ум? Ограничимся ли мы только левополушарным его феноменом (логика, механическая память, анализ и т.д. — Прим. Ковылиной)? Или же ум каким-то образом связан и с правым полушарием (образом, интуицией, способностью брать готовые блоки информации из ноосферы, предвидеть и т.д. — Прим. Ковылиной). Я склонна понимать «ум» во взаимодополняющем синтезе левополушарного и правополушарного мышления. А что же такое искусство? Есть просто искусство, а есть современное искусство, которое берет свое начало с опровержения классического, традиционного искусства и его основополагающих критериев: красоты, гармонии, божественной природы откровения, лежащей в основе произведения и т.д. Будет ли искусство и современное искусство по-разному соотноситься с умом, т.е. способностью человека мыслить, что по определению должно привести его к «разумной и осознанной жизни»? По всей видимости, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. В идеале да: в любом варианте произведение искусства, независимо от его принадлежности к стилям и течениям, заставит человека задуматься. А вот сделает ли оно его умнее или глупее в эволюционном плане, зависит уже от самого произведения и его реципиента.

blogpost

Pop-Up выставка в аукционном доме Christie’s (2013)

Зинаида Стародубцева, бывший ведущий научный сотрудник Государственного центра современного искусства:

Некоторые считают, что искусство производит зрителя. Но все ли зрители имеют стремление стать умнее? Наверное, мы уже можем назвать институции искусства в Москве, где собираются самые умные зрители, самые богатые, самые молодые? Хотим ли мы, зрители, тестировать себя на IQ после годового посещения институций искусства?

После многолетней деятельности по сбору информации о современном русском искусстве мне близко высказывание Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

kusama-header-750x400

Кусама Яёй «The Dream»

Игорь Чубаров, старший научный сотрудник в Институте философии РАН:

Сами по себе картины, скульптуры, инсталляции и перформансы не делают зрителей ни умнее, ни глупее. Все зависит от способа их подачи, т.е. экспонирования. В храмах и молельных домах, в музеях и галереях, университетских и городских пространствах одни и те же произведения искусства будут выполнять совершенно разные функции — утешать, оглуплять, развлекать, просвещать и т.д. Но сами художники скорее стремятся к тому, чтобы их художественный прием не был распознан и понят зрительской массой — в этом секрет их успеха. Что-то должно оставаться непонятным, непереводимым на язык разума, чтобы называться искусством. В этом смысле «умнее» делает зрителя, скорее, плохое искусство. А «умный зритель» имеет шанс наткнуться в подлинном искусстве на границы своего ума.

guardians-of-time-waechter-der-zeit-by-sculptor-manfred-kielnhofer-modern-contemporary-art-antique-design-arts-sculpture-1107y-767986

«Стражи времени», авт. Манфред Килнхофер

Екатерина Кенигсберг, искусствовед, руководитель творческого объединения «Студенческий центр современного искусства Alla Prima» Белорусской государственной академии искусств:

Такая постановка вопроса мне кажется не совсем корректной. Во всяком случае, зритель не станет глупее. Но ведь это всегда индивидуально: кто-то пришел на выставку, чтобы увидеть что-то новое или старое, неожиданное или ожидаемое, кто-то – за компанию с друзьями или потому что об этой экспозиции говорят. Понимание искусства, и не только современного, требует определенных усилий, знаний контекста, нередко разъяснений. Если зритель готов к восприятию нового, к осмыслению и если куратору, художнику удалось его заинтересовать, то, возможно, этот конкретный гипотетический зритель прочитает экспликацию, послушает аудиогид или объяснения искусствоведа, поучаствует в образовательных программах, запомнит фамилии авторов, поищет дополнительную информацию, придет на другие мероприятия. А может быть, и нет. Если рассматривать искусство как процесс приобретения знаний – да, в этом смысле искусство может содействовать более широкому мышлению.

03

Инсталляция на IX Шанхайской биеннале современного искусства, 2012 год

Сергей Заграевский, художник и искусствовед, заслуженный работник культуры России:

Смотря какое искусство. Подлинное, великое, возвышающее — несомненно, да. Оно заставляет задуматься и сопереживать, обогащает внутренний мир зрителя. Но, к сожалению, есть и другое искусство — упрощенное, потакающее неразвитому вкусу широких масс. Такое искусство людей умнее не делает, наоборот — «оболванивает».

Да, «высокое» искусство кому-то может показаться скучным. Хотя на самом деле это не так: для многих людей, например, чтение Библии или «Войны и мира» является несравненно более интересным и увлекательным, чем какого-нибудь детектива или «женского романа». Наверно, «масс-культура» для большинства граждан пока что более интересна и увлекательна. Но она, в отличие от подлинного искусства, ничему не учит и ничего не развивает, кроме способности мгновенно опознать какую-нибудь очередную поп-диву и перечислить ее многочисленных мужей и любовников.

Art-Basel

«Перенеси меня» (2009), авт. Розмари Трокель

Мариана Гогова, основатель Artwin Gallery:

Основная цель искусства не просто доставить эстетическое наслаждение зрителю (что, кстати, важно понимать особенно для восприятия современного искусства. — Прим. Гоговой), но вызывать эмоции, переживания, задавать актуальные вопросы и пытаться находить на них ответы. Искусства сейчас много, и, увы, некоторое даже замедляет умственное развитие граждан, но настоящее качественное искусство, безусловно, затрагивает интеллектуальные способности и делает зрителя умнее.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Авт. Moises Mahiques

Ольга Закаидзе, редактор рубрики о светской жизни в журнале Tatler:

Мне кажется, зрителю важно быть любопытным и открытым, чтобы «позволить себе» стать умнее. К примеру, ты увидел что-то, что для тебя совсем непонятно, странно, идет вразрез с собственным восприятием прекрасного. Попробуй не отказываться сразу, постарайся раскопать, что до тебя хотели донести. И, наоборот, когда все вокруг утверждают, что какое-либо произведение гениально, думаю, важно абстрагироваться и сложить свое мнение. В любом случае искусство во всех его проявлениях помогает нам, зрителям, понять, что мы все разные, со своим миром, гранями, и это здорово. Чем больше ты видишь, тем легче и понятней тебе существовать в мире, принимать то, что тебе не близко. Самое главное, не быть резким в суждениях, ведь, в крайнем случае ты всегда можешь отойти и быть с тем, что близко именно тебе. А это главное.

tumblr_inline_nju8bwnaCx1tncbg0

«Photography for the after life» , авт. Ojo Shashu

Екатерина Граф, младший фоторедактор в журнале Vogue:

Умственные способности и духовное воспитание, чувство «прекрасного» — несколько разные понятия. Изучая искусство, мы, конечно же, духовно обогащаемся. На мой взгляд, правильнее говорить о насмотренности. Мнение искусствоведов стоит воспринимать исключительно как точку зрения отдельно взятого человека. Важно лишь то, что именно вы чувствуете, всматриваясь в картинку или в фотографию, разглядывая скульптуру или просматривая фильм. Искусство не делает зрителя умнее, т.к. не является точной наукой. Но оно позволяет расширить кругозор, взглянуть на вещи с другого угла, раздвинуть рамки мышления и воодушевить на более глубокое изучение.

tumblr_ld3b7les5k1qz6f9yo1_r1_500

«Confetti Death»

Анна Кортюкова, преподаватель и куратор образовательных программ в Московской Школе Фотографии и Мультимедиа им. Александра Родченко:

Произведением современного искусства является мысль, передаваемая художником в любой релевантной для этого форме. Сложно сказать, добавляет ли новая идея ума человеку ее потребляющему, но явно происходит расширение представлений о каком-либо аспекте мира, как выход в новое измерение или открытие новой галактики в космосе. Субъектами искусства являются как и его автор, так и зритель. Если художник трудится, чтобы обнаружить закономерности и свойства этого мира, важные для всех, но еще невидимые всеми, то работа зрителя заключается в том, чтобы сформировать собственную интеллектуальную базу, которая позволит «прочитать» произведение искусства. Таким образом, в процессе потребления искусства зритель может стать умнее дважды, первый – подготовив себя к восприятию, второй – приняв новую идею.

heritage-5

«Вперед», авт. Цай Гоцян

Дмитрий Горячкин, скульптор, координатор Зверевского Центра Современного Искусства:

Не самый банальный вопрос на свете. С одной стороны, современное искусство само по себе непростой объект для восприятия. Человеку неподготовленному достаточно сложно считывать коды и messages, которые художник сегодня посылает зрителю. Аналогичный процесс происходит в мире науки. Исследования современных ученых в сто крат сложнее для понимания, чем опыты Александра Попова или Майкла Фарадея. С другой стороны, изменилась и сама роль зрителя. Если до конца XIX века ему доставалась роль стороннего наблюдателя, то сегодня зрителя можно назвать полноценным участником действа, называемого «современное искусство». На мой взгляд, даже тогда, когда произведение классического искусства представляло собой ряд загадок, то отгадки всегда были «в рукаве» у автора. Сегодня само произведение зачастую представляет собой намеренно незавершенную работу. Художник как бы предлагает зрителю самому завершить «историю». Зритель превращается из стороннего наблюдателя в художника, соавтора. Творца, наконец. Но мы-то знаем, что художник ни всегда умен, красив и обаятелен. Так почему мы ожидаем, что зритель, став сотворцом современного искусства, непременно обретет столь прекрасные качества?

tumblr_mo84bsi7yN1stk9z2o1_500

Авт. Кристиан Леммерц

Андрей Монастырский, художник, писатель, один из родоначальников московского концептуализма:

Нет, не делает. Как раз «умное» искусство актуализирует глупость глупых людей. Например, посмотрев «Черный квадрат» Малевича или «Фонтан» Дюшана (писсуар. — Прим. ред.), они приходят к выводу, что сами могут такое сделать. То есть они не понимают контекста, историзма этих работ, сделанных в правильное время и выставленных в правильном месте. Что и является их эстетическим смыслом! То есть они демонстрируют свою глупость через это непонимание. А «классическое» искусство только обостряет их глупость, разглядывая реализм (типа «похожее», — прим. Монастырского), они свыкаются с тем, что у них мыслей нет никаких, а ведь «искусство понимать» требует тренировки…

"Вырваться из оков", авт. Zenos Frudakis

«Вырваться из оков», авт. Zenos Frudakis

Мадина Гасими, частный гид, консультант образовательных программ, независимый куратор:

Я достаточно часто сталкиваюсь с людьми, которые не воспринимают искусство вообще или же относятся к нему скверно или с определенной долей недоверия – и это сейчас камень в огород современного искусства. Однако даже таких людей я не могу называть неумными или недалекими и вообще оценивать их, применяя сравнительные степени, — я просто не имею на это права. Многие из них являются весьма успешными людьми: это топ-менеджеры крупных международных компаний, и врачи, и IT-сфера… А я и половины не знаю того, что знают они. Просто так получилось, что искусство это совсем не их конек. Для некоторых из них в порядке вещей сказать, что Павел Филонов, скорее всего, что-то употреблял, а Пабло Пикассо был бизнесменом, да и только. Вряд ли они станут умнее после того, как я им, например, расскажу про то, как творил Амедео Модильяни, или покажу караваджистов, или мы обсудим картину Рембрандта “Блудный сын”. Поэтому, думаю, вопрос поставлен слишком просто. Умнее они не станут, а вот кругозор расширят. Собственно, умнее человека делает именно ширина его кругозора и связанная с ней диффузия границ сознания человека, а все вместе это приводит к open-mindness (англ. «объективность», «непредвзятость». — Прим.ред.). Все эти понятия взаимосвязаны. Чем больше открыт миру человек, чем он свободнее мыслит, тем шире его кругозор и тем он быстрее переходит на новый уровень развития. Этому как раз способствует искусство, которое будит в человеке самые разные эмоции, открывает в нем чувственную сторону, показывает то, что было скрыто в человеке. Искусство — это история не про то, как стать умнее, не про превосходство кого-то над кем-то. Искусство учит с каждым разом открывать себе самого себя. Это возможность смотреть на мир с любовью и воспринимать его с огромным интересом.

Текст: Екатерина Фролова

 

Читайте также в рубрике «Банальный вопрос»:

«Почему зрители хотят видеть в искусстве только прекрасное?»

«Что означает тег «окультуриться»?»

«Зачем ходить на выставки современного искусства?»

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ