«Мы будем хлёстко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни»
(Сатирикон, №1, 1908 г.)
В начале XX века в России были невероятно популярны литературные журналы. Большая часть этих журналов выходила раз в месяц и из-за объёма их называли «толстыми».
«Сатирикон» был особенным. В отличие от «толстых» журналов, он выходил каждую неделю. Своё название он получил в честь первого романа в мировой литературе – «Сатирикона» Петрония, произведения в высшей степени смешного и дерзкого. Понятно, что журнал с таким названием не мог не быть связан с юмором, сатирой и искромётным остроумием.
Для современников «Сатирикон» был целой эпохой. На его страницах в течение 6 лет нещадно высмеивалось — как в текстах, так и визуально — всё самое грубое и глупое, что только можно было найти в российской действительности. «Сатирикон» не оставил без внимания ни политику, ни быт.
«Сатирикон» издавался в Петербурге. Его авторами были самые известные и именитые литераторы Серебряного века. Наиболее узнаваемые среди них — Тэффи и Аркадий Аверченко.
Для «Сатирикона» писали и отличные поэты – Саша Чёрный, Зинаида Гиппиус. А страницы журнала украшали иллюстрации Александра Бенуа, Алексея Радакова, Николаяа Ремизов, Бориса Кустодиева.
И всех этих представителей творческой интеллигенции связывали дружба и отличное чувство юмора.
В то время, когда Аркадий Аверченко предложил своим друзьям реабилитировать ушедшую в утиль «Стрекозу» и переделать её в нечто новое и злободневное, набирало обороты новое понимание юмористической литературы.
В эту струю и попали создатели «Сатирикона» — они не собирались прямо бичевать пороки. Авторы — и писатели, и художники — давали едкие комментарии события и явлениям, но так тонко и изящно, что сам император не гнушался чтением этих памфлетов, эпиграмм и юморесок.
Так сложилась необычная и оттого забавная ситуация: сатирический журнал с явно либеральным уклоном, язвительный и оппозиционный, был уважаем и принят на самом высоком уровне.
В самый пик популярности «Сатирикона», в 1911 году, читатель получал бесплатное приложение к номерам журнала — экземпляр «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”». Эти четыре книжки-пародии на исторические труды, написанные «старожилами» журнала, невероятно смешно посвящали публику в тайны веков.
На протяжении 5 лет каждую неделю «Сатирикон» не переставал радовать своих читателей молниеносной реакцией на события в России и мире, не забывая съязвить и схохмить по любому мало-мальски важному поводу и тем самым заставляя каждого серьёзно задуматься.
Вот так и получилось, что один сатирический журнал создал целую эпоху в рамках масштабного Серебряного века.