Ярославский вокзал

14 января 2015, 16:25

В нашей рубрике «Архитектурная Москва» мы сегодня расскажем о том, как менялся на протяжении полутораста лет облик Ярославского вокзала.

Москва — Сергиев Посад, Москва — Ярославль, Москва — Архангельск: так, шаг за шагом, росло северное направление. Нет более многоликого и многолюдного направления в Москве. Отсюда паутиной, через всю страну бегут пути и до берегов Тихого океана, и в Вологду, и в Кострому, и в заволжские дали.

Ярославский вокзал до 1902 года

Ярославский вокзал до 1902 года

Во второй половине XIX века, в период оживленного транспортного строительства России, возникла идея построить железную дорогу до Сергиева Посада. Инициатором замысла стал профессор МГУ Чижов, будущий крупный теоретик транспортного развития в России. К строительству самой первой русской (то есть, без привлечения иностранного капитала) железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек московских купцов, которые мечтали выгодно вложить капитал. Главным помощником ему стал состоятельный и очень деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

Перед тем как приступить к строительству дороги, по поручению будущих владельцев статистиками было подсчитано, что по Ярославскому шоссе в экипажах, каретах, дилижансах, телегах проезжает более 150 тысяч человек, перевозится более 4 миллионов пудов клади в год и проходит около 500 тысяч паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Мамонтов, не доверяющий никому и сильно радеющий за свои финансы, частенько днями и ночами просиживал у Крестовской заставы и вел собственные подсчеты. А московский газеты активно писали о том, что многие ездят в Лавру по 2-3 и даже 4 раза в год и что поедут туда еще инагородние. К слову, подчеркивалось также и то, что в Москве нет удобных проездов, ведущих на какую-либо загородную прогулку, а тут и Большие Мытищи по дороге с чистейшей водою, и до него рукой подать будет.

Идея была подтверждена и поддержана. Оставалось только создать акционерное общество и получить императорское благословение. Государь Александр Николаевич рассмотрел ходатайство и тут же одобрил его. Началось строительство.

Для строительства первого здания Ярославского вокзала был приглашен известный петербургский архитектор Роман Кузьмин. В помощь себе он взял архитектора С. Шустова. Вот почему в некоторой литературе встречается фамилия Кузьмин-Шустов, путая читателей. На самом деле, это два разных мастера.

Ярославское направление было маленькое, потому и вокзал строился небольшим. Как некий симбиоз управленцев с эксплуатируемыми — вот и весь состав вокзала. Первый пробный выезд на поезде фирмы Борзинг (8 поездов) совершили ровно через 3 года после начала строительства дороги — 22 июля 1862 года. Вот так и свершилось открытие вокзала Московско-Ярославско-Архангельского направления. Первое расписание насчитывало около 2-3 рейсов в день, иногда подавали дополнительные поезда, если количество желающих уехать в Сергиев-Посад сильно превышало вместимость расписания.

Этот вокзал простоял до 1900 года, пока смертельно не потребовалась перестройка. Пристройки, увеличение потоков людей, надстройки части второго этажа… И тут появился знаменитый русский архитектор модернист — Федор Осипович Шехтель, внесший не одну лепту в неповторимый облик нашей столицы, в красоту ее памятников, покоряющих своим национальным своеобразием. Проект Шехтеля был одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II, и мастер приступил к воплощению замысла.

Реконструкция Ярославского вокзала в начале XX века.

Шехтель создал уникальное здание. Одна из его башен напоминает Московский Кремль, другая сооружена по типу церквей северного края. Фронтон над входом в вестибюль напоминает ворота Спасского монастыря в Ярославле. Здесь, в нише, Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов Руси, которые связала Ярославская железная дорога: Георгий Победоносец — Москва, Святой Михаил Архангел — Архангельск, а медведь с секирой — герб Ярославля.

В традициях русского Севера были выполнены ажурные металлические кружева в коньках кровли и арок. Цветные майоликовые и глазурованные плитки, ассоциирующие флору и фауну северного края, поражающие своим изяществом майоликовые полотна.

1372928424_untitled_fr11-46

Майоликовые и глазурованные плитки.

Свое место нашел там и известный русский живописец Константин Коровин — его 12 прекрасных панно также рассказывают о жизни и пейзажах северного края.

Панно Коровина

Панно Константина Коровина.

Вокзал рос на глазах. Не успели в 1902 году начать строительство, как в ясный январский день, в 1904 году, его уже вновь освятили и торжественно открыли.

3

Ярославский вокзал в начале XX века, после реконструкции под руководством Ф.О. Шехтеля.

В январе 1907 года Московско-Ярославско-Архангельский вокзал, вплоть до 1936 года, был переименован в Северный вокзал.

Платформа Ярославского вокзала (предположительно, 1930 год).

Платформа Ярославского вокзала (предположительно, 1930 год).

В 60-х годах прошлого века здание подверглось очередной реконструкции, главными итогами которой стали: разборка зала ожидания, встроенного между крыльями, возведение взамен двухэтажного помещения, перекрытого железобетонными сводами-оболочками, и двухэтажная пристройка со стороны перрона для размещения зала для пригородных пассажиров.

1867 год.

1987 год.

В техническом задании на реконструкцию Ярославского вокзала указывалось, что здание, построенное архитектором Шехтелем, «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами – безвкусны». Было принято решение: «запроектировать пристройку, которая соответствовала бы духу времени, современным прогрессивным конструкциям». Соответствие выразилось в большом стеклянном витраже, открывающем вид на станции. Для увязки нового фасада со старыми предлагалось «карнизы и рустовку наружных стен крыльев сбить, а фасады облицевать керамической плиткой светлых тонов».

В 95 году с вокзалом опять начали производить архитектурные манипуляции. Перенос кассовых аппаратов на 1-й этаж высвободил дополнительное пространство, но вызвал дисгармонию внутреннего вида вокзала. Вокзал протестовал и не желал становиться просторным, но убогим.

Перед новыми архитекторами встала сложная задача: расширить вокзал, но не сломать, не стереть его индивидуальность.

Yaroslavskiy-vokzal-kleemann-photo-001

Современный облик Ярославского вокзала.

1e6d5f1a2f85fed53a17d11603b08f2c

Останься Шехтелевский проект без изменения, вокзал стал бы идеальным музейным центром. Как любое обширное пространство идеально подходит для экспонирования, так и Ярославский вокзал, скрывший в себе работу мастеров -Коровина, Шехтеля, Мамонтова, вписался бы в число таких объектов.

Но он не часть стационарной, неизменной архитектуры. Ярославский (Северный) вокзал — это поток людей, поток машин. Потоки увеличиваются, меняются, поэтому и вокзал должен постоянно меняться и динамично подстраиваться под скорость современного мира.

Текст: Юлия Костина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ