Анатолий Солоницын: «Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать — времени»
30 августа 2015, 18:04

Сегодня, 30 августа, талантливому советскому актеру театра и кино Анатолию Солоницыну исполнился бы 81 год.

Жизнь заслуженного артиста РСФСР состояла из сплошных трудностей. Трудно поверить, но Солоницына трижды не принимали в ГИТИС. Однако уже через несколько лет бывший студент-отличник сам вел занятия по актерскому мастерству.

Начало пути

Будущий актер появился на свет 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края в семье поволжских немцев. При рождении ему было дано имя Отто в честь научного руководителя экспедиции по спасению челюскинцев Отто Юльевича Шмидта. Однако после начала Великой Отечественной войны по понятным причинам родители решили сменить имя мальчику и назвали Анатолием.

После окончания школы он поступил в строительный техникум, но учеба не радовала его, и он часто пропускал занятия, сбегая с них в театр или кино. Позже, отца Анатолия отправили работать в Киргизию, и семья вынуждена была переехать. Там Анатолий решил продолжить неоконченное образование и пошел в девятый класс. Здесь у него появилась возможность проявить себя в художественной самодеятельности, читать стихи и выступать с куплетами. Парню это давалось, и его стали приглашать на выступления в различных учреждениях.

Истоки творческой карьеры

Давней мечтой Анатолия было поступление в ГИТИС, но в этом ему мешала его «неактерская внешность». Вторая и третья попытки также не увенчались успехом. Отчаявшись, Анатолий уезжает в Свердловск. Там он решается на поступление в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре. Солоницына сразу же приняли в состав актерской труппы. Анатолия назначали на разные роли, но в основном, они были эпизодическими.

В последующие годы Солоницын меняет немало театров: с 1960 по 1966 – Свердловский театр драмы; с 1966 по 1967 – театр драмы имени Горького (БССР). В периоде с 1968 по 1970 Анатолий играет в Новосибирском театре драмы «Красный факел»; с 1970 по 1971 в Русском драматическом театре в городе Таллинне; а с 1972 четыре года служит в театре им. Ленсовета. Последней работой Анатолия Солоницына в театре стала роль Гамлета в Ленкоме. Всего актером были сыграны более ста ролей в театре.

Дебют в кино

В 1965 году свердловчанина приглашают на роль немецкого солдата в фильме под названием «Дело Курта Клаузевица» под режиссурой Глеба Панфилова. В течение следующих пяти лет Солоницын сменил несколько киностудий: с 1967 по 1968 работал в Одесской киностудии; с 1971 по 1972 - в киностудии имени Горького; а в 1972 году - в киностудии «Ленфильм».

Позже в жизни Солоницына появился его главный режиссер – Андрей Тарковский. Однажды Солоницын прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрея Рублева». Никому еще не известный актер немедленно поехал в Москву с надеждой получить главную роль. При встрече с Анатолием Солоницыным Тарковский сказал: «Какие глаза, какой взгляд!» и решил отдать ему роль Рублева.

Немалых трудов стоило Тарковскому утвердить Солоницына на роль в своем фильме, ведь после первой кинопробы режиссер был единственным, кто увидел в нем Рублева. Андрей Арсеньевич настолько увлекся образом, представленным Солоницыным, что, несмотря на все возражения членов многочисленных художественных советов, настаивал на том, что сниматься должен именно Анатолий. Чтобы доказать это, режиссер взял фотографии двадцати актеров, претендующих на роль Рублева, и отнес их к историкам и специалистам по древнерусскому искусству и спросил: «Какое лицо могло быть лицом Рублева?». Несмотря на то, что никто не знал, как выглядел иконописец, эксперты поддержали Тарковского и указали на Солоницына. Режиссер понял, что не ошибся в своем выборе.

Анатолий Солоницын с Андреем Тарковским на съемках "Андрея Рублева"

Анатолий Солоницын с Андреем Тарковским на съемках "Андрея Рублева"

После «Андрея Рублева» в гениальности Солоницына никто не мог усомниться. Этот фильм сильно повлиял на судьбу актера. Солоницын даже оставил работу в театре, дабы полностью сосредоточиться на образе Рублева. Анатолий стал любимым актером Андрея Тарковского, который, в свою очередь, приглашал его на съемки во всех своих последующих фильмах, таких, как «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало».

Кадр из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих", реж. Никита Михалков

Кадр из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих", реж. Никита Михалков

Дочь актера вспоминала: «Тарковский был режиссером, требующим абсолютного к себе доверия, беспрекословного подчинения. А отец как раз считал: высшая актерская доблесть - точное выполнение замысла режиссера. Они идеально совпали по своим внутренним позициям».

Награды и звания

В так и неосуществленной экранизации «Идиота» Достоевского Солоницыну пришла в голову идея сделать пластическую операцию, чтобы быть похожим на великого писателя. Тарковский воскликнул: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актер возразил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?» Впоследствии он все же сыграл писателя в фильме «26 дней из жизни Достоевского» и получил за эту роль приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. В1981 году актеру присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Однако к этому времени он был уже не просто заслуженным, а истинно народным артистом.

кадр из к/ф "26 дней из жизни Достоевского", реж. Александр Зархи

кадр из к/ф "26 дней из жизни Достоевского", реж. Александр Зархи

Уход из жизни

В 1981 году во время съемок фильма в Монголии, Солоницын ушиб грудь при падении с лошади. Во время обследования в больнице врачи обнаружили у него рак лёгких. Однако заслуженный актер оставался верен своей профессии до самой смерти. После операции он сыграл в фильме Абдрашитова «Остановился поезд». Актер покинул мир 11 июня 1982 года, не дожив нескольких месяцев до 48 лет.

За 47 лет жизни Солоницын сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В своем дневнике он в 25-летнем возрасте однажды написал: «Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать – времени».

Кадр из к/ф "Зеркало", реж. Андрей Тарковский

Кадр из к/ф "Зеркало", реж. Андрей Тарковский

Прошло уже 33 года со дня смерти Анатолия Солоницына, но остались фильмы, в которых он играл. Фильмы эти разные – средние, хорошие великие. Но ни за одну сыгранную роль актёру не было бы стыдно.

Текст: Белла Аллахвердиева

  • VK
  • Facebook

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика