«Звездные войны»: история создания величайшей саги в кино

16 декабря 2015, 17:21

Уже завтра состоится премьера долгожданного седьмого эпизода «Звездных войн» — «Пробуждение силы». Перед тем, как вы отправитесь в кинотеатр, вспомните историю создания легендарной саги.

Не так давно, на единственной обитаемой планете одной из миллионов звездных систем нашей родной галактики…

Если быть совсем точным, то в начале 70-х годов в Лос-Анджелесе молодой кинематографист по имени Джордж Лукас решил откликнуться на зов судьбы и создать произведение, которое оказалось определяющим не только для него самого, но и для всего мира. Значение франшизы «Звездных Войн» невозможно переоценить даже будучи самым цинично настроенным зрителем. Начиная от технологий создания спецэффектов в кино, запуска карьер многих талантливых людей (некоторым из них было суждено нести знамя революционеров индустрии), заканчивая стратегиями продвижения и диалога с аудиторией, во всех этих и многих других аспектах шоу-бизнеса эта киновселенная отметилась как «точка без возврата».

С выходом каждого фильма в серии мир навсегда переставал быть прежним, и в преддверии того, когда это произойдет в очередной раз, журнал «365» решил взглянуть на эту историю с самого начала, чтобы освежить в памяти путь, который был проделан несколькими поколениями и который ведет нас прямиком в реальность, в которую еще два года назад никто не верил – 17 декабря на экранах всего мира на фоне россыпи звезд желтыми буквами вновь засветится знакомое всем название величайшей космической саги всех времен.

Джордж Лукас на съемках фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", 1977 год

Джордж Лукас на съемках фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977 год

Как ни странно, зарождение удивительной истории «Звездных войн» произошло не в Америке, а ровно в противоположном конце Тихого Океана – в Японии. В 50-х годах после Второй Мировой войны оккупированная американскими войсками страна восходящего солнца вовсю подвергалась американскому влиянию практически во всем, включая кинопроизводство. В частности, «комиссия гражданской цензуры» составила список из 31 тем, которые в то время было запрещено поднимать в снимаемых картинах. Туда входили любые комментарии в адрес генерала Дугласа Макартура, испытания атомной бомбы, любая форма художественного оправдания тех, кого считали военными преступниками, но наиболее противоречивой был запрет на любую форму имперской пропаганды, что автоматически означало, что самураям на японских экранах нельзя было появляться очень долго.

Ситуация в Голливуде была ровно противоположной: таким студиям-мэйджорам, как Warner Bros. MGM и Universal было дозволено делать буквально все, что приходило в головы их владельцам вплоть до контроля производства, продвижения и даже дистрибуции своим картин (в их распоряжении были свои кинотеатры, куда вход фильмам из репертуара студий-конкурентов был запрещен). Но знаменитое антимонопольное дело против студии Paramount положило этому конец в 1949 году, оставив продюсеров в сложном положении: прежним работающих бизнес-моделей не существовало, но производство прибыльных картин все больше становилось вопросом выживания кинокомпаний в течение 20 последующих лет.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда"

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда»

Тем временем, оккупация Японии была завершена в 1952 году. В это время из цензурного ада появились режиссеры, которые достигли вершины своей славы, и накопившие достаточного опыта для того, чтобы как можно громче сообщить остальному миру об истинных японских ценностях, о которых им было запрещено говорить. Самым известным из них был Акира Куросава, который незамедлительно начинает работать в одном из самых известных жанров японского кинематографа – Джидай-Геки, что является костюмированной драмой, как правило, исторической. Его первый же фильм «Расемон» побеждает на Венецианском кинофестивале, что привлекает внимание всего мира к японскому кинематографу, и дает Куросаве карт-бланш на создание таких эпиков как «7 Самураев», «Трон в крови» и, что самое важное, «Трое негодяев в скрытой крепости», которые попались на глаза Джорджу Лукасу в конце 60-х годов, и откуда он позаимствовал основные сюжетные ходы для своего космического эпика.

Как раз в то время владельцы кинокомпаний были в полном отчаянии и продавали целые студии крупным корпорациям, управлявшимся людьми, далекими от киноискусства, но тем не менее заинтересованных в максимизации своей прибыли. После углубленного изучения рынка и разных возрастных аудиторий они пришли к выводу, что в стране существует высокий спрос на молодых и радикальных режиссеров, которые стали бы производить картины для юного поколения зрителей.

Самыми талантливыми и достойными крупных финансовых вложений оказалсь такие режиссеры как Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан де Пальма и сам Джордж Лукас.

Джордж Лукас и Керри Фишер на съемках фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", 1977 год

Джордж Лукас и Керри Фишер на съемках фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977 год

Во время учебы в Университете Южной Калифорнии, Лукас создает научно-фантастическую короткометражку «THX – 1138», которая привлекает внимание продюсеров. Он получает шанс снять полный метр, но когда продюсеры ознакомились с отснятым материалом, потребовали деньги назад, не веря в успех картины.

Человека характеризуют в первую очередь его действия после поражения, и уже тогда Лукас проявил себя, как исключительно предприимчивый кинематографист. Он создал компанию Lucasfilm и снял фильм «Американское Граффити», который занял третье место в числе самых кассовых картин 1973 года, что открыло ему дорогу к крупным студиям.

Еще в преддверии премьеры «Американских Граффити» Лукас закончил разрабатывать тритмент «Звездных Войн», который звучал раз за разом на многочисленных питчингах. 14-страничный тритмент, во многом напоминавший классические сериалы вроде «Флэша Гордона» или «Бака Роджерса» отпугивал большинство продюсеров, так как не соответствовал духу фантастических картин своего времени: в 70-е годы жанр фантастики был представлен такими фильмами как «Смертельная Гонка» (1973) и «Зардоз» (1974), повествующие о мрачном пост-апокалиптическом будущем.

На съемках фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", 1977 год

На съемках фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977 год

После отказа студии Universal Алан Лэд из 20th Century Fox оказался единственным из всех потенциальных инвесторов, кто сумел разглядеть в истории Лукаса потенциал невиданного масштаба и заключил предварительное соглашение, по условиям которого Лукас должен был написать сценарий и предоставить концепт-дизайн.

Сценарий был завершен в 1974 году, и состоял из 200-страничной истории Люка Старкиллера (фамилия Скайуокер пришла к нему позднее), каждый акт которой впоследствии стал отдельным фильмов в классической трилогии. Джордж Лукас нанял художника Ральфа Маккуори, работавшего в то время на компанию Боинг, для наиболее детальной визуальной презентации декораций, существ и персонажей. Алан Лэдд был настолько впечатлен, что уговорил студию утвердить бюджет в 8,5 миллионов долларов, что превышало затраты на производство «Планету Обезьян» и лишь немногим уступало «Космической Одиссее 2001» Стэнли Кубрика.

На съемках фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", 1977 год

На съемках фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977 год

В 1975 году 31-летний Джордж Лукас основал компанию Industrial Light and Magic (ILM) которая впоследствии превратится во флагман мировой индустрии спецэффектов в кино. Но на тот момент она состояла из небольшой команды хипповатых художников и инженеров, которые трудились в небольшом ангаре над созданием технологий, впоследствии легших в основу производства всей трилогии. К примеру, технология Motion Control, которая позволяла запрограммировать камеру таким образом, чтобы она могла повторять одно и то же движение с той же скоростью во время неоднократных дублей. При помощи также специально созданного оптического принтера, это позволяло создавать многослойные композиции при движении макетов космических кораблей в открытом космосе.

Но несмотря на амбициозные идеи, с самых первых дней съемок работа над проектом превратилась в производственный ад. От испепеляющей жары на съемках планеты Татуин в Тунисе, сильных отставаний всех департаментов от графиков до превышения бюджета на 10 миллионов и черновой версии фильма, оказавшейся катастрофой, которая вылилась в увольнение монтажера – все это указывало управленцам студии на грядущий провал проекта. Дата премьеры была перенесена с декабря 1976 года на май 1977 года, а Лукас попал в больницу с подозрением на сердечный приступ.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", 1977 год

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977 год

Провал казался неминуемым,   но благодаря стратегии продвижения, придуманной Чарльзом Липенкоттом, у фильма стала формироваться лояльная аудитория из любителей научной фантастики и комиксов. Была выпущена серия комиксов издательства Marvel, в ноябре 1977 года была издана новелизация сценария Джорджа Лукаса, — впоследствии было продано более полумиллиона копий.

25 мая 1977 года «Звездные Войны» (который на тот момент еще не обзавелся заголовком «Новая Надежда») вышел на 37 экранах Америки, и побил все мыслимые рекорды кассовых сборов, заработав 250 миллионов долларов.

Фильм был хорошо принят как критиками так и зрителями, явив первым глубокую историю становления классического героя с огромным мифологическим подтекстом, а вторым – незабываемое зрелище.

Заблаговременно отметив в своем контракте закрепление за собой контроля над производством сиквелов и всего мерчендайзинга, Джордж Лукас  обеспечил себе независимость от студий, получив возможность собственными силами профинансировать следующий эпизод «Империя наносит ответный удар».

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар", 1980 год

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар», 1980 год

На этот раз бюджет составлял 25 миллионов долларов и в режиссерское кресло был приглашен Ирвин Кершнер, бывший учитель Лукаса. В фильме появились новые персонажи, такие как Боба Фетт, Лэндо Калрисиан, и самый легендарный джедай всех времен – Йода. В кульминации картины зрителей ждало шокирующее открытие о родстве Люка Скайуокера и Дарта Вейдера, что держалось в строжайшем секрете даже от съемочной группы: об этом знали только сам Лукас, режиссер Кершнер, сценарист Лоуренс Касдан и исполнитель главной роли Марк Хэмилл.

Съемки фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар", 1980 год

Съемки фильма «Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар», 1980 год

Несмотря на то, что в процессе производства Lucasfilm  вновь превысила бюджет и оказалась на грани банкротства, фильм был выпущен в прокат  в 1980-м году и стал вторым по счету хитом, принесшим своим создателям полмиллиарда долларов. Он также запустил новую волну сопутствующих товаров, окончательно оформившись в мировой культурный феномен.

На этот раз прибыль позволила Лукасу обосноваться в округе Марин в Калифорнии, и создать там «Ранчо Скайуокер» — масштабное предприятие, включавшее в себя рабочее пространство таких компаний как Lucas Arts, THX, и ILM.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая", 1983 год

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая», 1983 год

Имея под рукой собственные цеха по работе над каждой стадией производства своих фильмов и получая дополнительный заработок с обслуживания других картин, Лукас стал волен делать все, что сочтет нужным, что проявилось во всех негативных сторонах заключительной части трилогии – «Возвращение джедая»

В эпичном финале картины у героев не остается никаких шансов на победу: Люк Скайуокер оказывается в одном шаге от вступления на темную сторону Силы, флот повстанцев вот-вот будет разгромлен, а небольшой отряд во главе с Ханом Соло оказывается в ловушке Легиона отборных имперских солдат. Когда в подобного рода безвыходном положении ситуация кардинально меняется благодаря расе Эвоков, внешне напоминающих плюшевых медведей и вооруженных копьями, также не менее резко меняется отношение фанатов сериала к его же создателю. Строго говоря, за этим решением, основанном на чисто коммерческих соображениях, начинается волна противоречивых нововведений, которые впоследствии привели к тому, что фанаты предали имя Лукаса анафеме. Это вполне логичный исход, если создатель этой вселенной остается единственным человеком на планете, который уверен, что Хан Соло не выстрелил первым.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая", 1983 год

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая», 1983 год

Волна ненависти по отношению к Джорджу Лукасу ударила с новой силой, когда один за другим окунались в грязь его приквелы, выпущенные в 1999, 2002 и 2005 годах. Грандиозная история падения Старой Республики была наполнена аллюзиями на историю падения Люцифера, на загнивающую Римскую империю, истории Юлия Цезаря и Наполеона, становление Третьего Рейха и даже на войну в Ираке. Она повествовала о том, как могущественный лорд ситхов Дарт Сидиус под личиной канцлера Палпатина создавал искусственные войны и кризисы в Старой Республике и использовал страх войны для того, чтобы захватить абсолютную власть. В попытке рассказать историю о демократии, которая чрезвычайно хрупка и легко может обратиться тиранией, Джордж Лукас создал мир приквелов, в котором многие сцены напоминали уровни из неизбежно последовавших компьютерных игр, а многие персонажи смотрелись в кадре хуже, чем на витрине магазинов игрушек. Трагичная история Энакина Скайуокера разочаровала многих, поселив в сердцах фанатов новую надежду на достойное продолжение некогда любимого киносериала.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов", 2005 год

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов», 2005 год

Несмотря на свой масштаб и влияние на формирование культурного поля по обе стороны Атлантики, у космической саги Джорджа Лукаса имеется множество замечательных сторон и недостатков, которые нуждаются в доработке по мере того, как у этой вселенной появляются все новые поколения фанатов.

За последние 30 с лишним лет вселенная «Звездных Войн»  вышла далеко за пределы шести фильмов, рассказывая нам с помощью книг, компьютерных игр и анимационных сериалов о событиях, имевших место между ними и задолго до них – они раскрывали нам новые грани персонажей и истории, делая их более глубокими и многогранными.

17 декабря на экраны выйдет «Пробуждение Силы», которое расскажет нам о том, что же произошло спустя 30 лет после битвы при Эндоре, оставляя при этом огромный пробел в жизни любимых героев и событий галактического масштаба. На этот раз Джордж Лукас не принимал в создании никакого участия, уступив место новому поколению кинематографистов во главе с Дж. Дж. Абрамсом, и новым героям, которым предстоит вести борьбу с новым злом, гораздо более разрушительным и могущественным.

Но это уже совсем другая история…

 

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ