«Я должна всё вспомнить…»

31 октября 2014, 11:25

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что первая сцена этого фильма – предмет мечтаний множества женщин по всему миру: главная героиня одним погожим осенним утром просыпается в постели с Колином Фёртом, и он, совершенно неожиданно для неё, оказывается её заботливым и любящим мужем. Но в процессе просмотра данной картины вы не раз задумаетесь, что такое забота, а что такое любовь, и где должны быть границы того и другого чувства.

Для многих, к сожалению, этот фильм окажется примитивным и предсказуемым. Говоря о завязке: главная героиня – женщина больная тяжелой формой амнезии не может запомнить событий более чем одного дня и много лет подряд каждый день просыпается с ощущением, что ей 20 ­– хочется вспомнить даже не гениальное «Помни» Кристофера Нолана, а романтичную и в меру банальную картину «50 первых поцелуев». В первые минуты фильма может даже показаться, что это своего рода продолжение, в котором ставится вопрос: можно ли годами жить бок о бок с человеком, который не помнит даже твоего имени? Роуэн Жоффе – режиссер, а по совместительству и сценарист фильма – отвечает на этот вопрос однозначно: «можно», но оставляет множество других, ответы на которые нам придётся искать вместе с героиней Николь Кидман на протяжении всёй киноленты.

k

Но, несмотря на поиски разгадок, детективом назвать этот фильм можно лишь с большой натяжкой. Да, это триллер, но триллер психологический, а может даже семейно-психологический. Это фильм, прежде всего, о супружеском доверии, о доверии по отношению к врачам, по отношению к своим друзьям и, наконец, самое важное – о доверии к себе.

Жоффе играет с человеческими представлениями и стереотипами, проверяя нашу веру в того или иного персонажа, ведь больше половины этого триллера, как и полагается фильмам этого жанра, строится на догадках самого зрителя. Оправдает он ваши догадки или нет, вы смело можете проверить в кинотеатре.

Этот фильм подкупает своей установкой на реалистичность, серые безликие кварталы, дом, стоящий на отшибе улицы, как будто бы вырезанный из остального пространства картины (типичный прием для фильмов-ужасов и здесь работает на ура), да и герои, в сущности, обычные люди в необычных обстоятельствах, даже по профессии они учителя или врачи. Но во всё это реальное пространство, очевидно с целью создания более мрачной и интригующей атмосферы, введены ни с чем не согласованные звуковые и сценарные эффекты. Например, главная героиня дважды чуть не попадает под машину, резкий звук оглушает её и зрителя, настораживает и, возможно, пугает, но в итоге ни к чему вразумительному – кроме, пожалуй, красивого кадра с растерянной Николь Кидман в окружении взметнувшейся в воздух осенней листвы – не приводит. Красивых вещей, разбросанных по фильму вообще немало, правда, опять же, они плохо согласованы между собой и с общей идеей картины. Хрестоматийный пример – макро-крупный план прекрасного голубого глаза героини, означающий начало нового дня, к концу фильма начинает раздражать, да и вообще частотность употребления данного приема в фильмах и сериалах последнего времени (начиная с того же, простите, «Остаться в живых») зашкаливает.

Несерьёзным и весьма спорным выглядит и финал фильма. Лично у меня он вызвал ассоциации с хэппи-эндом прошлогоднего хоррора «Заклятие», который, однако, нареканий у критиков не вызвал. Сказочная концовка рассчитана на то, чтобы пронять чувства зрителя, вызвать у него эмоцию, и это, безусловно, срабатывает в большинстве аудиторий. Но нужен ли такой финал триллеру, пускай даже психологическому? Ответ на этот вопрос после просмотра каждый должен дать себе сам.

1708141659341

По ходу развития действия фильма мы понимаем, что основной идеей режиссера, по-видимому, было донести до современного чёрствого и равнодушного зрителя, что семья всё еще остаётся основой психологического равновесия любого человека, а любовь не всегда заключается в ежедневном держании за руку, и иногда человека можно и необходимо просто оставить в покое. Эти идеи, а также некоторые другие, высказанные в фильме более контекстуально, делают данную картину выигрышной на фоне других представителей жанра. Несмотря на недостатки, очерченные выше, этому фильму хочется верить и концовке хочется верить, а не это ли главная задача кинематографа – заставить поверить в чудо?

Однозначно стоит порекомендовать эту картину поклонникам Николь Кидман и Колина Фёрта. Оба они уже, к сожалению, изрядно постарели (хотя выглядят более чем достойно), но и доказывать силу и глубину своего актерского таланта им давно уже не требуется. Кидман в роли несчастной, больной и обеспокоенной женщины смотрится крайне убедительно, ни капли не переигрывает и не скатывает весь свой образ в пучину бесконечной истерики. А невероятно востребованный в последнее время Колин Фёрт – только в этом году на российские киноэкраны вышло два, помимо рецензируемого, фильма с его участием – «Возмездие» (также в дуэте с Кидман) и «Магия лунного света», а уже грядущей зимой выйдет шпионский боевик «Kingsman: Секретная служба» – неожиданно показывает многогранность своего привычного амплуа идеального мужчины. Поверьте, такого Фёрта вы ещё не видели! Пожалуй, было бы трудно выбрать более удачную экранную пару для этой осенней во всех смыслах кинокартины. Актерский состав весьма камерный, так что большая часть времени отведена именно им, а также Марку Стронгу, которой тоже со своей задачей справился прекрасно.

Представителям мужского пола советуем смело брать с собой свою жену или подругу, а девушкам собираться компанией и идти в кинотеатр на этот, пусть и весьма тривиальный, но закрученный психологический триллер, сюжет которого, подобный синусоиде, может заставить вас, как и чертовски испугаться, так и пустить слезу умиления.  Приятного просмотра.

Текст: Дарья Клубничкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ