«Вне/себя»: путь к бессмертию с пересадками

28 июля 2015, 20:32

30 июля в российский прокат выходит фантастический триллер Тарсема Сингха «Вне/ себя». «365» побывал на показе картины, которая, как и все фильмы Сингха, отсылает героев куда подальше от самих себя, но теперь изучает проблемы бессмертия, обмена разумом и самопожертвования.

Искусственный интеллект, виртуальные миры, имплантация разума и прочие попытки расширить человеческие представления о реальности с помощью достижений науки все больше волнуют современное человечество. Эти темы остаются одними из самых популярных в фантастике еще с конца прошлого века, а режиссеры обращаются к ним с завидным постоянством. За примерами далеко ходить не надо, стоит вспомнить хотя бы прошлогоднее «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли.

Режиссер картины «Вне/себя» Тарсем Сингх известен любовью отсылать главных героев своих фильмов то в разум маньяка-психопата («Клетка»), то в сказку их собственного сочинения («Запределье»). Его новая лента также является, по сути, фантастикой, но уже на научную тему. Представить хоть призрачную возможность осуществить физическое бессмертие людям пока не под силу, а пофантазировать на тему вечной жизни путем обмена нематериальным разумом – всегда пожалуйста. Так и поступили сценаристы Давид и Алекс Пастор («Эпидемия», «Из темноты»), попутно поднимая тему этической обоснованности таких экспериментов с сознанием. Как утверждают создатели фильма, основой для сюжета послужили реальные научные разработки.

Кадр из фильма "Вне/ себя"

Кадр из фильма «Вне/ себя»

По сюжету, новые технологии сделали возможной борьбу со смертью путем перемещения разума определенного человека в другое тело. Естественно, этой возможностью сразу захотели воспользоваться сильные мира сего, которые решили, что им умирать еще рано. Один из них – главный герой картины, бизнесмен Дэмиен (Бен Кингсли). Он угасает на глазах от стремительно прогрессирующего заболевания. Страх неминуемой смерти приводит его к мысли о шеддинге (именно так, согласно фильму, называется пересадка разума в новый «сосуд», молодое и здоровое тело). Недолго колеблясь, он решается на опасную процедуру, пытаясь, как истинный делец, предварительно рассчитать все риски. Но так как болезнь, разрушающая старое тело, не собирается ждать, Дэмиен сдается и дает согласие на операцию и просыпается в обличие сильного здорового мужчины (Райан Рейнольдс). Отныне его зовут Эдвард, он пытается запомнить свою новую биографию, приспособить разум к новому «сосуду» и вообще начать беззаботную жизнь.

Кадр из фильма "Вне/ себя"

Кадр из фильма «Вне/ себя»

Первая часть фильма наиболее живая и стремительная благодаря тому, что режиссер подбирает очень удачные детали, показывая контраст новой и старой жизни Дэмиана. На первых порах жизнь в молодом теле доставляет только удовольствие. Увлечения баскетболом, девушками, клубами и прочими радостями жизни проносятся перед зрителем в беспрерывно повторяющемся потоке под джазовые мотивы уличных музыкантов. Видимо, здесь дает о себе знать большой опыт Сингха в качестве клипмейкера (его клип на «Losing my religion» группы R. E. M. получил 6 престижных наград). И это, наверно, единственный яркий момент, связанный с саундтреком. На протяжении остальных полутора часов музыка практически незаметна, бесхребетна, и ее существование обнаруживается где-то ближе к титрам, когда основное действие уже прекратилось.

Дэмиен продолжает беззаботную жизнь в своем теле, но тут обнаруживаются неприятные последствия в виде странных галлюцинаций. Герой осознает, что в его разум прорываются воспоминания «сосуда», который был реальным человеком и умер, оставив семью, а не был выращен в лаборатории, как уверял Дэмиана исследователь Олбрайт (Мэтью Гуд), ответственный за эксперимент. Герой не может остаться в стороне и спокойно жить после такого открытия, поэтому он решается на свое расследование, чтобы расставить все по местам. Что, естественно, вызывает недовольство компании Олбрайта, начинающей преследование Дэмиена.

Кадр из фильма "Вне/ себя"

Кадр из фильма «Вне/ себя»

Оригинальное название фильма – «Self/less», что на русский переводится как «Вне/себя», именно так и назвали ленту в российском прокате. Но его можно трактовать двояко: не только как два слова, разделенные слешем, но и как одно полноценное прилагательное, которое в переводе на русский означает «самоотверженный», «бескорыстный». Такой двойственный смысл не случаен, ведь Дэмиан, оказавшись в теле чужого человека, действительно проникается его судьбой и искренне хочет помочь семье, оставшейся без мужа и отца. Даже если ему самому придется заплатить за это слишком высокую цену.

К достоинствам фильма можно отнести целостность сюжетной линии. Она доминирует на протяжении всей картины и не расплывается на побочные действия. Хотя из-за слишком большого хронометража (почти 2 часа) какие-то незначительные детали все же порой теряют ясность. Второстепенные линии и персонажи также достаточно определенные, зритель знает о них ровно столько, сколько нужно для развития основного сюжета. В целом все повороты истории логичны, но иногда мотивы персонажей не до конца понятны. Тут же и обнаруживается некоторая безликость героев. Они предстают не людьми с характерами, а стандартными типами, пешками в руках режиссера, которые нужны лишь для того, чтобы двигать внешнее развитие действия. Также мы не видим духовной эволюции персонажей, она присутствует в определенной мере лишь у главного героя.

Кадр из фильма "Вне/ себя"

Кадр из фильма «Вне/ себя»

Фильм избавлен от псевдоглубокого повторения прописных истин, режиссер просто ставит нас перед фактом выбора. Тем не менее, картине недостает какой-то более глубокой и искренней эмоциональности. В этом плане разочаровывает героиня Мэделин (Натали Мартинес), основной женский персонаж картины. Именно ее умерший муж служит пристанищем разума Дэмиена. Девушка не превращается в типаж «подружки супергероя», которая помогает в борьбе против зла, а становится просто жертвой. Разрыв этого клише не придает фильму оригинальности, при том, что героиня отличается только громкими, но бессмысленными и наигранными эмоциями на фоне всеобщей серьезности.

Не обошлось здесь и без элементов боевика. Неоправданно долгие перестрелки и погони не придают фильму нужного напряжения, а просто отвлекают внимание зрителя на не самые важные подробности. Ленте не хватает стремительности и интриги, чтобы напоминать триллер или детектив. Детали разных жанров сливаются, кажется, что режиссер захватывает много аспектов, но количество не перерастает в качество. Возможно, глубины бы добавили эмоциональные или интеллектуальные моменты. Без них многое выглядит поверхностно и сухо.

Кадр из фильма "Вне/ себя"

Кадр из фильма «Вне/ себя»

Хоть Тарсему Сингху не удалось «сказать новое слово» в истории кинофантастики нашего времени, но в целом у него получилась картина с необычной задумкой и достаточно непредсказуемой концовкой. Весь фильм связывается мыслью об этичности подобных экспериментов с сознанием. Главному герою предстоит ответить на вопрос, действительно ли технический прогресс стоит жизни хотя бы одного невинного человека, а также получить шанс понять, все ли правильно он сделал в своей собственной истории.

Текст: Елена Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ