«Визит»: возвращение к истокам триллера из студийного пепла

25 ноября 2015, 21:21

После призраков, инопланетян, лесных чудищ и деревьев, М. Найт Шьямалан выпускает из сундука новых монстров — жутких пенсионеров. «365» о том, чего ожидать от нового фильма режиссера.

26 ноября российским зрителям представится возможность испытать на прочность свои нервы с релизом фильма «Визит» М. Найта Шьямалана – режиссера, возможно, с самой щедрой на неожиданные повороты карьерой.

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

Придется провести в раздумьях много времени, если попытаться вспомнить, когда в последний раз поход на фильм Шьямалана в кино не ассоциировался с посещением комнаты смеха – и сейчас это особенно обидно, ведь сначала режиссер индийского происхождения зарекомендовал себя, как «новый Стивен Спилберг» после того, как его «Шестое чувство» покорило сердца зрителей и кинокритиков. В те годы режиссер начал обзаводиться фанатами, которых с каждой последующей картиной становилась только больше. Им вряд ли захотелось бы вспоминать его последние 4 фильма, которые стали жутким разочарованием не только для них, но и для обычных зрителей.

Восстановить свое доброе имя после того, как из знака качества оно превратилось в вернейший признак того, что нужно бежать на другой сеанс сломя голову – задача не из легких. И справляться с этой задачей он решил на территории, на которой чувствует себя максимально комфортно, в полной противоположности той, где его ожидали чудовищные провалы — где над ним не тяготеют требования студий. В этот раз Шьямалан снимает фильм на собственные деньги, и потому режиссер обладает полной творческой свободой. Благодаря этому «Визит» является первым его достойным фильмом со времен «Таинственного леса».

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

Выбрав для работы поджанр found-footage и используя накопившийся опыт, он также создал, возможно, первый фильм в данном под-жанре, в котором использование этого приема целиком и полностью оправдано характерами персонажей. «Визит» можно смело воспринимать как возрождение и «второе дыхание» режиссера после мучительно долгого падения на самое дно, от которого он, по всей видимости, сможет подпрыгнуть высоко вверх, потому что на этот раз режиссер сумел выдать нечто действительно любопытное.

Малобюджетная картина индийского режиссера, выполненная в пределах found-footage-хоррора, рассказывает историю о двух подростках, которые приезжают погостить у своих бабушки с дедушкой, которых никогда раньше не видели. Старшая сестра – начинающий документалист, она серьезно подходит к построению композиции кадра и записывает на камеру буквально все, что происходит вокруг. В большинстве случаев это кривляния ее младшего брата, юного фаната Тайлера Криэйтера, рассчитывающего взорвать интернет своим талантом рэпера. Он, в отличие от своей благоразумной сестры, всегда предпочитает первым замечать и признавать, что бабушка с дедушкой ведут себя очень странно. Когда он предлагает покинуть «безопасную» спальню, чтобы узнать источник жутких звуков в темном коридоре, она нацеливает свой объектив на своего испуганного брата. Ведь она считает, что странное, порой даже паранормальное поведение их родственников — это редко встречающаяся болезнь, которой подвержены старые люди.

История становится хорошим фоном для нагнетания жуткой атмосферы. Съемки документального фильма об истории семьи героев заводят нас в не самое лицеприятное и радужное прошлое, страшная тайна которого будет непременно раскрыта.

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

Новая картина Щьямалана вобрала в себя все лучшее, что было в его предыдущих фильмах и ловко обошла их же недостатки. Она похожа одновременно на все его фильмы, и в то же время кардинально отличается от каждого в отдельности. В ней даже напрочь отсутствует музыка, некогда игравшая важнейшую роль в нагнетании атмосферы. Но также, как в «Знаках», события этой страшной истории происходят в одном старом мертвом доме, а иллюзия внешнего мира создается лишь через окно компьютера во время скайп-разговоров с матерью.

Сильные стороны фильма – это явная работа над ошибками, которые портили впечатление от просмотра предыдущих работ режиссера. Но начиналось все как всегда, с абсолютной удачи, которым являлось «Шестое чувство» 1999 года.

Картина стала феноменом, открывшим миру молодого режиссера, снявшего на тот момент всего два фильма, которые посмотрели два с половиной человека на нескольких кинофестивалях. Фильм в свой первый уикенд заработал 26 миллионов долларов, застолбив за собой место среди самых кассовых фильмов 1999 года. Надо отметить, что в нем напрочь отсутствуют спецэффекты и какая-либо искусственно выращенная интрига — и он оказался в одном ряду с такими мастодонтами, как «Матрица», первый эпизод «Звездных войн» и первопроходец found-footage «Ведьма из Блэр».

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

Фильм о мальчике, который видит покойников, шокировал своим сюжетным поворотом, который впоследствии стал не только самым знаменитым «твистом» в истории кино, но и к сожалению, приемом, который Шьямалан начал любезно заимствовать у самого себя, а затем безбожно эксплуатировать, становясь все более и более предсказуемым.

В случае «Шестого чувства» не только история, персонажи, логика повествования и особый символизм строятся специально ради откровения главного персонажа в исполнении Брюса Уиллиса. Самое главное в нем, что даже сцены выстроены таким образом, что полученное знание главной интриги превращает повторный просмотр фильма в совершенно новый опыт, раскрывающий все мастерство сценариста и постановщика М. Найта Шьямалана. Но он не устоял перед соблазном создать для себя дополнительный козырь в рукаве, который позднее также превратится в назойливую визитную карточку: тема особого предназначения.

Перед тем, как эти и многие другие трюки начнут вновь и вновь реинкарнироваться в последующих фильмах, в «Неуязвимом» происходит переворот в восприятии жанра – он меняется до неузнаваемости по сравнению с тем, как его преподносит рекламная кампания. Трейлеры позиционировали «Неуязвимомого» как мистический триллер, на деле оказавшийся весьма оригинальным фильмом о супергерое. Дважды номинировавашийся на «Оскар» создатель «Кровавого Алмаза» и обеих седьмых частей «Гарри Поттера» оператор Эдуардо Серра выстроил визуальный ряд фильм на эстетике комиксов, превращая кадры в ожившие страницы, используя множество долгих общих планов. В одном из своих интервью Квентин Тарантино назвал этот фильм «блестящей интерпретацией истории про Супермена» с новым взглядом на историю: что, если Супермен живет среди нас, но не знает об этом? По его мнению, это было упущением рекламной кампании фильма.

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

Тема предназначения вынесена на новый, уровень еще более мрачный, чем в истории о призраках, с которыми кому-то суждено общаться, пока он окончательно не станет одним из них. И выражено это также в золотом правиле комиксов: злодей всегда является тем, кто создает героя. Тема, подчеркнутая пронзительным саундтреком Джеймса Ньютона Ховарда (который впоследствии напишет музыку буквально к каждому фильму Шьямалана) срабатывала именно для этой истории. Но в последующих «Знаках», «Таинственном лесу» «Явлении» «Повелителе Стихий» и «После нашей Эры» при очевидных положительных сторонах этих фильмов эти же трюки работают явно не в их пользу. То, что делало первые два фильма Шьямалана уникальными, впоследствии превратилось в претенциозность, притянутую за уши настолько. Нельзя отрицать, что этим фильмам, тем не менее, удавалось изобретательно пугать, а работы таких мастеров, как вышеупомянутый Джеймс Ньютон Ховард, Роджер Дикенс и Так Фудзимото придавали незабываемый облик его необычным идеям своим аудиовизуальным рядом. Но сценарии превращались в рассадник навязчивых тем, экзистенциальных рассуждений и сюжетных поворотов, которые размазывались по крупнобюджетному пространству все более тонким и невзрачным слоем смысла.

Кадр из фильма "Визит"

Кадр из фильма «Визит»

«Визит» поступает ровно наоборот. Маленькая по масштабам история одной семьи концентрируется на детях и их отношениях между родственниками и не выходит за ее пределы, а идет вглубь: каждому не составит труда вспомнить себя ребенком и поставить себя на место главных героев, чего уж говорить о юных зрителях. Герои располагают себе с первых минут благодаря прекрасной игре молодых актеров Оливии Деджондж и Эда Оксенбульда. Бабушка и дедушка в исполнении Дианны Канаган и Питера Макробби становятся оригинальными «монстрами» со своим уникальным арсеналом странностей и способов причинения физического вреда своим внукам и окружающим. Операторская работа и режиссура делают этот фильм бодрым «двухкамерным» found-footage-ужастиком, начисто стирая из памяти то убожество, которым являлся этот же прием в другом фильме продакшн-компании BlumHouse «Виселице».

Вряд ли получится назвать «Визит» выдающимся фильмом ужасов, особенно если учитывать, что это комедия абсурда, умело прикидывающаяся хоррором/триллером, то для М. Найта Шьямалана она, вне всяких сомнений, является уверенный шагом в правильном направлении.

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ