«Ветреная река»: дикий мир

3 августа 2017, 17:30

Сценарист Тейлор Шеридан, громко заявивший о себе фильмами «Убийца» (2015) и «Любой ценой» (2016), вновь пробует свои силы на режиссерском поприще. После неудачного дебюта в 2011 году с хоррором «Гнусный», который миновал широкий прокат и был выпущен сразу на цифровых носителях, ныне известный драматург снимает нео-нуарный триллер «Ветреная река», исследующий природу человеческой жестокости. Вторая полнометражная работа Шеридана, отмеченная призом за «Лучшую режиссуру» в категории «Особый взгляд» на 70-м Каннском кинофестивале, не оставит разочарованными зрителей, соскучившихся по атмосферным детективам с интригующим сюжетом. Кстати говоря, только в «Ветреной реке» вы сможете увидеть, как звезды «Мстителей» – Джереми Реннер и Элизабет Олсен – играют обычных людей, которым приходится решать реальные проблемы, а не крутых супергероев, обладающих сверхспособностями.

Бывалый зверолов Кори Ламберт (Джереми Реннер), переживший смерть дочери, обнаруживает на территории индейской резервации «Ветреная река» труп молодой девушки-индианки. Сообщив о страшной «находке» в городскую полицию, редко откликающейся на вызовы об убийстве краснокожих, Кори решает повременить с отстрелом семейства пум, терроризирующих скот здешних жителей, чтобы помочь неопытному агенту ФБР Джейн Бэннер (Элизабет Олсен), которой поручили расследовать это дело, в поимке «рыбы» покрупнее. Кори пообещал родителям девочки во что бы то ни стало отомстить убийце их дочери, к тому же никто не знает эти земли лучше него, а его навыки следопыта могут пригодиться при поиске возможных улик. Поняв, что в одиночку она не справится, агент Бэннер принимает предложение от местного охотника, согласившегося оказывать ей всяческое содействие. Вместе им предстоит выяснить, кто стоит за этим зверским преступлением…

Кадр из фильма «Ветреная река»

Дебютировавший в 2011 году режиссер и сценарист (а по совместительству сериальный актер, специализирующийся в основном на ролях второго плана) Тейлор Шеридан, приложивший руку к созданию «Убийцы» (2015) Дени Вильнёва, спешит порадовать зрителей, уставших от дорогих конвейерных голливудских блокбастеров, выпуском атмосферного инди-триллера «Ветреная река». Казалось бы, детективные сюжеты, посвященные расследованию убийств, успели приесться настолько, что браться за них сейчас — неблагодарный труд. Однако «Ветреная река», удостоенная приза за «Лучшую режиссуру» в каннской программе «Особый взгляд», заставляет убедиться в обратном: несмотря на малость вялую, но очень ровную первую половину и, напротив, перенасыщенную действием середину, фильм являет собой пример крепкой драмы о дегуманизации общества, во главе которой стоит интригующая и шокирующая своей бескомпромиссностью (спасибо рейтингу «18+»!) история.

Кадр из фильма «Ветреная река»

Вторая полнометражная работа ныне известного драматурга имеет много общего с прошлогодней лентой Дэвида Маккензи «Любой ценой», за которую, кстати, Шеридан был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий», что, в общем-то, не так уж и удивительно. Безусловно, в обоих случаях мы имеем дело с авторским кино, рассчитанным на определенный круг зрителей. Что «Ветреная река», что «Любой ценой» – проекты, старающиеся быть максимально реалистичными, поэтому сетовать на чрезмерную условность происходящего не приходится. Правда, если фильм Маккензи говорит о глобальных проблемах (массовая безработица, коррупция и т.д.), то Шеридан в своей картине рассуждает на тему обесчеловечивания личности, как бы минимизируя акцент. Хотя стилевое наполнение (мрачные депрессивные тона и аутентичный саундтрек) остается прежним вне зависимости от подачи. Даже несмотря на то, что на смену выжженной жарким техасским солнцем пустыне пришли завораживающие заснеженные пейзажи восточной Америки, от которых кровь стынет в жилах.

Кадр из фильма «Ветреная река»

Что еще роднит новый фильм Шеридана и криминальный боевик «Любой ценой», так это их ловкая игра одновременно на несколько киношных фронтов: интересная коллаборация жанров способствует расширению диапазона ленты, поэтому, начавшись как детектив, «Ветреная река» по ходу развития сюжета переживает трансформацию из экзистенциальной драмы в нео-нуарный триллер, а под финал и вовсе оборачивается… вестерном, снятым в лучших традициях «Омерзительной восьмерки» (2015) Квентина Тарантино. Эпилог шеридановской картины, включающий в себя одну из самых эффектных сцен перестрелок в кино за последнее время, впечатляет своей напористостью в начале и умиротворенностью в конце, тем самым оставляя приятное послевкусие.

Кадр из фильма «Ветреная река»

Исследование природы человеческой жестокости на примере «Ветреной реки» занимательно: Шеридан грамотно обращается с материалом (лента снята по его же сценарию) и в очередной раз доказывает, что он талантливый драматург. Фильм пропитан насилием – от первого и до последнего кадра. Ощущение приближающейся опасности не покидает во время просмотра ни на секунду, а лишь усиливается за счет постоянного сгущения красок и нагнетающей атмосферу меланхоличной музыки. Люди здесь приравниваются к животным, демонстрируя, так сказать, падение моральных и нравственных устоев в современном обществе. Это дикий мир, где сильные пожирают слабых: стая голодных волков накидывается на ни в чем не повинную овечку, отбившуюся от стада, осознавая, что обязательно найдется охотник, готовый застрелить бесчинствующих зверей. Завуалированная форма изложения делает «Ветреную реку» более любопытной с точки зрения кино, поскольку зрителю, хочет он того или нет, приходится обращать внимание на детали и вслушиваться в диалоги (в этом Шеридану нет равных) между действующими героями.

Кадр из фильма «Ветреная река»

Если с написанием сценария и созданием ярких экранных образов у Шеридана проблем не возникло, то властвовать над хронометражем он пока не научился. Сюжет фильма слишком долго разгоняется, что делает первую половину, как уже было упомянуто выше, пресной и малосущественной. Персонаж Реннера предстает перед нами то образцовым семьянином, мило проводящим выходные в компании своего сына, то воином-отшельником, для которого куда важнее поймать семейство позарившихся на чужой скот пум. При этом нужно отметить, что к самому Реннеру претензий нет, да и быть не может! Наконец, после череды ролей в громких франшизах, среди которых были как «Мстители», так и «Миссия невыполнима», актер, когда-то покоривший всех оскароносной драмой «Повелитель бури», снова правит балом. Из Реннера вышел харизматичный и запоминающийся «вершитель правосудия», сохранявший невозмутимость даже в самые напряженные моменты. Вписался как влитой: и брутальный, и мужественный, и хорошо играющий. К сожалению, подобных теплых слов в адрес напарницы Реннера по фильму, которой уже приходилось работать вместе с ним на одной съемочной площадке («Мстители» нас связали!), сказать не получится. Олсен по-прежнему с трудом дается драма, она жутко переигрывает, хоть и старается оставаться естественной. Так или иначе, наблюдать за ее актерскими потугами как минимум занимательно. То-то же!

Кадр из фильма «Ветреная река»

Возвращаясь к проблеме, связанной с неравномерным повествованием, сразу следует оговориться, что ближе к середине «Ветреная река» все же набирает необходимый темп, который ей тоже не удается выдержать, только на этот раз по другой причине, а если конкретно, то из-за излишней… динамичности! Шеридан окончательно потерялся во времени: вместо того, чтобы уложить фильм в обозначенные 107 минут, постановщик решает растянуть первый час на два, а в эпилоге попробовать исправить все те пустяковые сюжетные неурядицы, которыми он умудрился наполнить без пяти минут выдающееся произведение. Увы, но про тот же геноцид индейцев в «Ветреной реке» было сказано бессовестно мало, хотя эту тему режиссер выдвигает чуть ли не на первый план.

Кадр из фильма «Ветреная река»

У Шеридана определенно есть вкус: детективный триллер «Ветреная река» получился ровно таким, каким и должен быть фильм от сценариста наделавшей шума криминальной драмы «Любой ценой» – захватывающим, атмосферным и бескомпромиссным. Не без огрехов, не без ошибок, но все же это качественное кино, которое, несмотря на монотонное повествование и громоздкий сюжет, остается верным своему стилю. Скоро имя Тейлора Шеридана заметно вырастет в цене, поэтому хочется верить, что «Ветреная река» не станет последним независимым проектом в его фильмографии. Очень уж хорошо пока у него все складывается на этом поприще.

 

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ