Великие женщины в жизни и кино: Фрида Кало и Мария-Антуанетта

8 марта 2015, 12:02

Женщины! Удивительные, загадочные и непредсказуемые! Сегодня они ласковы и нежны, а уже завтра с огнем и мечом идут защищать свою Родину, мечту и любовь. Журнал “365” выбрал два замечательных фильма о великих женщинах, вдохновивших не только режиссеров на создание своих произведений, но и миллионы зрителей по всему миру на героические подвиги, невероятные открытия, храбрость быть собой и беззаветную, всепоглощающую любовь.

Фильм Джули Тэймор «Фрида» рассказывает о жизни знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. В 18 лет Фрида попала в аварию, и получила тяжелые травмы, казалось, несовместимые с жизнью: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, а также раздробленную и вывихнутую правую стопу. Вопреки всем прогнозам врачей, Фриде удалось не только сохранить жизнь, но и встать на ноги, что стало настоящим чудом. Более года будущая художница была прикована к постели. Именно тогда Фрида впервые занялась живописью. Первой ее работой стал автопортрет.

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», говорила художница.

frida

К своим картинам Фрида относилась критически. Наконец, художница решила показать свои работы известному художнику Диего Ривера, чтобы узнать, стоит ли ей продолжать заниматься живописью или лучше подыскать себе другое занятие. Ривера отметил талант юной, умной и своенравной девушки, которая вскоре стала его ближайшей соратницей и женой. Союз Фриды и Диего — легенда: страстной, глубокой любви сопутствовали бурные ссоры и многочисленные измены Диего. Спустя много лет Фрида говорила:

«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

viva-la-vida-watermelonsВыставка Фриды в Париже стала сенсацией: самобытные, яркие, как и сама художница, картины, покорили критиков. Фрида удостоилась огромной чести: одну из ее работ приобрел Лувр. К тому времени как состоялась первая персональная выставка художницы на родине, в Мексике, Фрида уже не могла встать с постели: проблемы со здоровьем, мучившие ее всю жизнь, обострились. Уже в следующем году Фрида скончалась от воспаления легких. За восемь дней до смерти она написала натюрморт: разрезанные арбузы на темном фоне. На красной, как кровь, мякоти можно прочесть:

«VIVA LA VIDA!» — «Да здравствует жизнь!».

«Фрида» — это история о невероятной воле к жизни, творчеству и любви. Людям не дано решать, сколько жить, но дано решать, как. Так будем же жить изо всех сил своей души, друзья, как заповедовала нам великая Фрида!

«Мария-Антуанетта» — стильная до мелочей биографическая драма Софии Копполы о жизни королевы Франции Марии-Антуанетты. Тоненькая, хрупкая, невинная четырнадцатилетняя Мария-Антуанетта, дочь королевы Австрии Марии Терезии, покидает отчий дом для того, чтобы стать женой дофина Франции Людовика XVI. Открытое сердце, сияющий взгляд — такой предстает девочка перед развращенным и изысканным французским двором. Супруг будущей королевы оказывается чересчур воспитанным и робким юношей, настолько, что отношения молодой пары долгие годы остаются исключительно платоническими. Не в силах изменить такое положение дел и родить наследника, тем самым укрепив свое положение на французском престоле, Мария-Антуанетта занимается самыми что ни на есть девичьими делами: заказывает у дорогих портных изящные наряды, примеряя их с новыми подругами, знатными дамами, в своем будуаре, делает невообразимые, но жутко модные прически у лучшего версальского парикмахера, проводит дни в поедании вкуснейших сладостей, а ночи — в бесконечных вечеринках.

После смерти старого короля, Людовик XVI и Мария-Антуанетта становятся королем и королевой Франции. Отвлеченные от реальной жизни, они, с беззаботностью детей, наслаждаются новым положением: траты королевы превосходят все мыслимые и немыслимые пределы, а увлечение короля охотой напрочь лишает его времени и возможности заниматься решением важных государственных вопросов. Искренне симпатизируя друг другу, Людовик и Мария-Антуанетта продолжают жить как брат сестрой. Тогда же в Версаль прибывает Иосиф II, родной брат Марии-Антуанетты, для того, чтобы навестить королеву и посоветовать ей воздержаться от постоянных вечеринок и азартных игр. Иосиф объясняет Людовику «механику» сексуальных отношений на примере замков и ключей, так как именно этому увлечению король посвящал свободный от охоты остаток времени.  В ту же ночь король и королева впервые занимаются любовью. Вскоре Мария-Антуанетта становится матерью, родив дочь, маленькую голубоглазую и светловолосую принцессу.

Королева перебирается с дочерью в загородный дворец, где проводит много времени наедине с природой. Простая и естественная жизнь умиротворяет Марию-Антуанетту. Но красочный водоворот версальской жизнь вновь захватывает ее: на одном из приемов Мария-Антуанетта знакомится с графом Ферзеном, шведским дипломатом и военачальником. Страстный, чувственный роман преображает королеву.

Тем временем, экономическое и политическое положение Франции заметно ухудшается, Великая французская революция набирает силу. Узнав о том, что ее подданные голодают, Мария-Антуанетта говорит:

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».

Отвратительное по своей наглости заявление является всего лишь свидетельством полного непонимания королевой реальной жизни и бедствий простых людей. Ситуация внутри страны обостряется, двор принимает решение покинуть Францию из соображений безопасности, но король и королева решают остаться. Почему? Наверное, из-за уверенности в абсолютной неприкосновенности монархов, избранных на престол самим Богом. Однако бунт не жалеет никого — ни Людовика, ни Марию-Антуанетту, ни их детей.

В одну ночь вечная девочка, балованная и обласканная судьбой Мария-Антуанетта становится женщиной: любящей мужней женой, заботливой матерью. Вечный праздник жизни закончен — впереди смерть и жестокая казнь. Но этот трагический момент и становится для Марии-Антуанетты настоящей жизнью, полной бесконечного мужества, всепрощающего и принимающего смирения. Не согласны? А вы бы решились выйти к разъяренной толпе и склонить перед ней голову в признании собственной неправоты? Помните: жизнь открывается храбрым.

Страстная и красочная картина «Фрида» Джули Тэймор совершенно не похожа на стильную и элегантную «Марию-Антуанетту» Софии Копполы лишь на первый взгляд. Обе героини познали жизнь во всей ее полноте и красоте, научились любить, отдавать свою любовь и бесстрашно смотреть в глаза смерти. Фрида Кало и Мария-Антуанетта вдохновили не одно поколение женщин отважно идти по своему пути, любить жизнь такой, какая она есть. И отрадно сознавать, что жизнь в этом мире не кончится до тех пор, пока на Земле есть женщины, из чрева которых она всегда готова возродиться.

P.S. Статья женщины, посвященная фильмам женщин-режиссеров о великих женщинах, в Международный женский день для женщин Земли.

1

Джули Тэймор и Сальма Хайек на съемках фильма «Фрида»; София Коппола и Кирстен Данст («Мария-Антуанетта»)

Текст: Екатерина Коваленко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ