Что не так с фильмом «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона

10 августа 2017, 17:51

В своем новом фильме «Валериан и город тысячи планет» культовый французский постановщик Люк Бессон вновь обращается к теме космоса, благодаря которой он когда-то приобрел мировую известность. С премьеры легендарного фантастического боевика «Пятый элемент» прошло 20 лет, однако мало кто знает, что на создание картины с Брюсом Уиллисом и Миллой Йовович в главных ролях режиссера вдохновил детский комикс. И вот, наконец, популярный во Франции цикл комиксов «Валериан и Лорелин», предвосхитивший лукасовские «Звездные войны», получает масштабную экранизацию, о которой так давно грезил Бессон. Красивый, визуально изобретательный и насыщенный спецэффектами, но сценарно неряшливый и плоский космический блокбастер с не желающими играть актерами – вот каким получился бессоновский «Валериан».

Далекое будущее. Людям удалось добиться межгалактической дружбы народов. Гигантская космическая станция «Альфа», более известная как город тысячи планет, объединила представителей различных инопланетных рас. Жизнь во Вселенной наконец-то нормализовалась. Но покою не суждено было длиться вечно: странный сигнал, полученный от считавшейся вымершей цивилизации, приводит в замешательство Верховное правительство «Альфы», которое не готово к встрече с гостями «с того света». Космические спецагенты с Земли, майор Валериан и сержант Лорелин, получают задание выкрасть таинственный артефакт, принадлежавший той самой «несуществующей» расе, для урегулирования назревающего конфликта. Однако после того, как они узнают, что все это время их водили за нос, посылая на всякого рода рискованные авантюры, пока настоящий враг отсиживался в тени, героям приходится отклониться от изначально поставленной перед ними цели, чтобы предотвратить грядущую галактическую катастрофу.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

После абсурдного, но очень драйвового научно-фантастического триллера «Люси» (2014) со Скарлетт Йоханссон, кассовые сборы которого превысили его производственный бюджет в 10 раз (!), знаменитый французский режиссер Люк Бессон, являющийся ярчайшим европейским кинематографистом современности, вновь обращается к жанру космического приключения, сделавшего из него в конце 90-х постановщика мировой величины. Вышедший 20 лет назад «Пятый элемент» снискал огромный успех у зрителей и был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший монтаж звука», что говорило о победе Бессона как визионера. Его новая картина «Валериан и город тысячи планет» основана на популярном во Франции графическом цикле «Валериан и Лорелин» (1967-2010), которым вдохновлялся не только Бессон, снимая теперь уже культовый фантастический боевик с участием Брюса Уиллиса и Миллы Йовович, но и Джордж Лукас, когда создавал свои «Звездные войны». Казалось бы, самый дорогой французский фильм в истории (игра ва-банк!), звездный актерский состав (от Кары Делевинь и Рианны до Клайва Оуэна и Рутгера Хауэра), интересный и в меру оригинальный сюжет – что могло пойти не так? Но Бессон умудрился обыграть все таким образом, что на выходе вместо захватывающего космического блокбастера получилось скучное и заурядное подростковое фэнтези.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Нет, чисто технически «Валериан», конечно, удался. С фантазией у Бессона, как и прежде, полный порядок. Дизайн «Альфы» превосходит все ожидания, при этом радуя разнообразием обитающих на ней фантастических существ, графика которых, кстати, заслуживает отдельной похвалы (такой детализированной проработки компьютерных персонажей не приходилось наблюдать давно, а уж тем более в неголливудском проекте). В визуальном плане это, наверное, один из самых изобретательных и впечатляющих блокбастеров последних лет. Бессоновский утопический мир уступает по масштабам разве что прославленному «Аватару» (2009) Джеймса Кэмерона, который выигрывал за счет тщательного и продолжительного знакомства зрителей с флорой и фауной Пандоры и бытом ее жителей. Хотя по-настоящему эффектных экшн-сцен в «Валериане» раз и обчелся (что не в минус ленте), те, что есть – сражают наповал своим невероятным спецэффектным размахом. Бессон не растерял былой прыти: от его картинки по-прежнему невозможно оторвать глаз.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Обидно осознавать, что за всей этой блокбастерной мишурой, которой нынче мало кого удивишь, Бессон не заметил, как превратил поначалу казавшийся инновационным фантастический фильм в дорогую, но несмешную молодежную приключенческую комедию. Француз явно питает симпатию к марвеловским экранизациям, иначе как еще объяснить его неожиданно возросшую (особенно по сравнению с предыдущими работами мэтра) тягу к юмору? Жаль, что здесь Бессону практически не удалось «шутить по делу». Львиную долю хронометража зрителям приходится терпеть нескончаемый поток гэгов, рассчитанных на зрителей, кругозор которых (утрируя) ограничивается ситкомами телеканала «ТНТ». Но за ироничный пролог (пролетарии всех планет, соединяйтесь!) под «Space Oddity» Дэвида Боуи можно простить многое. Хотя…

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Пожалуй, самой главной ошибкой Бессона было пренебречь драмой в пользу так и оставшейся плавать где-то на поверхности романтической линии. Как и в оригинальном комиксе, по мотивам которого делался фильм, в его экранизации немало времени отводится выяснению любовных отношений между Валерианом и Лорелин. Нас без особой нужды возвращают к так называемой «space love story» каждые 15 минут, однако ожидаемого развития за этим не следует, кроме того, что Бессон предлагает в самом конце, как бы декларируя: «Любовь всему голова!». Нолан со своим «Интерстелларом» (2014) явно не был готов к такому «любовному» повороту, но эпилог «Валериана» доказал, что банальнее есть куда.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Если неохотно кривляющейся, но милой простушке в лице Кары Делевинь, примерившей на себя образ очаровательной Лорелин, удивляться не приходится, то сыгравший Валериана Дэйн ДеХаан, блеснувший в недавнем «Лекарстве от здоровья», откровенно разочаровывает. Актер выглядит скованным в роли крутого космического агента, да и на героя, несмотря на свой далеко не юношеский возраст (в феврале ему стукнуло 31), он тянет с трудом. ДеХаан чувствует себя куда увереннее на поприще малобюджетного и независимого кино («Место под соснами», «Убей своих любимых»), а большие проекты (по крайней мере, пока) его только портят. А ведь именно этой парочке выпала честь стать новыми Брюсом Уиллисом и Миллой Йовович! Хотя, могло быть и хуже. Из звезд, задействованных на втором плане, никто особенно не отличился: Клайв Оуэн жутко переигрывает и много кричит, а у персонажей Рутгера Хауэра и Итана Хоука мало экранного времени. Лучшей же, как ни странно, оказалась танцующая Рианна – ее перформанс стал самым ярким моментом всего фильма.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Испорченный плохим сценарием, а также его еще более негодной реализацией, фильм всеми силами пытается удержаться на плаву, но взбалмошный сюжет и сумбурное повествование не дают ему развернуться на ровном месте. Если первая половина смотрится с интригой и интересом, то все, что следует после, являет собой не что иное, как повторение уже пройденного ранее. Например, ассоциации с многострадальным «Восхождением Юпитер» (2015) сестер Вачовски на почве государственного устройства «Альфы» и ее политической системы, или, скажем, визуальная схожесть с провальным диснеевским «Джоном Картером» (2012). Ближе к середине «Валериан» теряет первоначально присущую ему цепкость, а события становятся все более предсказуемыми. Под конец же Бессон, по всей видимости, совсем выдохся: эпилог, не предусматривающий никакой эпичной межгалактической финальной баталии, длится, кажется, целую вечность, что делает и без того пресное кино еще унылее. Но страшнее всего то, что оскароносный композитор Александр Депла («Отель «Гранд Будапешт»») написал для «Валериана», наверное, самый попсовый саундтрек на свете! Бывает и такое.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Снятый за бешеные деньги фантастический блокбастер Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет», являющийся экранизацией знаменитого французского комикса, оказался недостаточно интересным и захватывающим, чтобы называться космооперой с большой буквы. У фильма исполинские масштабы и отменная картинка, однако не все в порядке с сюжетом и актерами. Бессон не сумел усидеть на двух стульях, увы. Как итог – красивый, но, к сожалению, пустой аттракцион. Очевидно, что режиссер рассчитывал сделать из «Валериана» долгоиграющую франшизу, но теперь, видимо, ему придется об этом забыть: лента с треском провалилась в американском прокате, заработав за дебютный уик-энд всего лишь $17 млн (бюджет, как известно, оценивается в $177 млн), да и по миру сборы пока оставляют желать лучшего.

 

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ