«Снеговик»: Майкла Фассбендера недостаточно, чтобы спасти фильм от провала
24 ноября 2017, 13:35

Новая работа режиссера Томаса Альфредсона («Впусти меня», «Шпион, выйди вон») по детективному роману Ю Несбе приковывает внимание участием в касте известных актеров, включая Майкла Фассбендера и Шарлотту Генсбур, а также притягательными пейзажами Норвегии. Но способен ли фильм впечатлить зрителя еще чем-то?

Харри Холе – герой многочисленных романов Ю Несбе, норвежского мастера детективного жанра. На родине он имеет невероятную популярность, его славу в Норвегии можно сравнить только с известностью Шерлока Холмса в Англии. За пределами страны, в отличие от Холмса, Холе не столь известен. В остальном мире о нем узнали лишь после выхода аж седьмого романа из серии о знаменитом полицейском – «Снеговик». Книга была издана в 2007 году, было продано 34 млн экземпляров. После ее выхода фанаты Несбе со всей планеты стали устраивать паломничество в Норвегию, чтобы пройтись по местам боевой славы Харри Холе.

После всего вышесказанного очевидно, что фильм был ожидаем. Причем ожидаем как поклонниками книги, так и поклонниками Майкла Фассбендера (и других участников каста, но всем же ясно, кто тут главная звезда?). Главный вопрос: оправдались ли ожидания?

Кадр из фильма «Снеговик»

В жанре триллера, в принципе, все придумано еще его патриархом Альфредом Хичкоком. Его идеи до сих пор считаются эталонными, хичкоковский саспенс эксплуатируют с тех пор все представители жанра. А уж детективов всех видов и форм каждый год появляется столько, в основном низкопробных и некачественных, что можно сбиться со счета. Это еще более затасканный жанр, построенный, по большей части, по одним и тем же схемам, единственный интерес которого заключается в угадывании личности убийцы.

Успешный детектив должен включать в себя интересный нестандартный сюжет, продуманных колоритных персонажей, а главное, он просто обязан быть атмосферным. Потому что атмосфера – это залог успеха для детектива.

Кадр из фильма «Снеговик»

Фильм «Снеговик» этой атмосферой обладает. Холодные безлюдные норвежские пейзажи, угрюмые скандинавские физиономии (и все равно, что настоящих скандинавов на экране раз, два и обчелся), мрачность и таинственность всего происходящего создают эффект глубокого погружения в экранное действие.

«Снеговик» очень красив – невозможно оторвать глаз от прекрасных заснеженных пейзажей, которые так часто демонстрирует нам оператор Дион Биби («Эквилибриум», «Чикаго», и, на минуточку, «Оскар» за «Мемуары гейши»). Фильм выигрывает от того, что снимался «на натуре», а не в павильонах – съемки проходили в столице Норвегии Осло, а также в городе Берген и окрестностях города Рьюкан.

Кадр из фильма «Снеговик»

Но хватит о внешних красотах, пора переходить к самому главному – сюжету. И тут-то радужная картина моментально омрачается. Стоит начать с того, что лента не привносит ничего нового в жанр. В ней один за другим обыгрываются все жанровые клише – начиная, собственно, с самих перипетий и заканчивая образами героев. Таинственные записочки, которые Снеговик шлет Холе, визитная карточка со снеговиком, оставляемая им поблизости от каждого места преступления, беспомощность всех остальных полицейских, кроме упомянутого доблестного детектива, перед неуловимым убийцей, политик-извращенец, скрывающийся под личиной добренького мецената и прочие узнаваемые атрибуты большинства триллеров-детективов не самого высокого качества вызывают невольную зевоту. Упомянутый выше саспенс из-за предсказуемости большинства сюжетных ходов лишь вяло трепыхается, не оказывая на зрителя никакого воздействия.

Кадр из фильма «Снеговик»

Сюжет весьма вторичен, и, как ни старается удивить своими поворотами, нам все равно ясно, что нас ждет в следующей сцене и даже предугадываются отдельные реплики персонажей. «Я не могу все время прикрывать тебя, несмотря на твои заслуги», — говорит Холе его суровый начальник. «Мы изучали ваши дела в академии. Вы живая легенда!» — восхищается новоиспеченная напарница Холе с горящими глазами (Ребекка Фергюсон), на что он, с характерным ироническим прищуром, отвечает: «Еще помнят обо мне?»

Кадр из фильма «Снеговик»

В то же время возвеличиваемый образ киношного детектива Холе не вызывает абсолютно никого интереса. Это типичный герой-одиночка с вечным похмельем, который постоянно ходит в одной и той же армейской куртке, курит сигарету за сигаретой и не выпускает бутылку из рук. Кстати, мы знакомимся с героем Фассбендера, когда он после очередной бурной ночки обнаруживает себя спящим в домике посреди парка с бутылкой водки. Эта самая бутылка появляется в кадре раньше самого персонажа – мол, смотрите, наш герой одинокий несчастный пропойца. Но этот пьяница, конечно же, еще и гениальный детектив, являющийся для всех примером и предметом обожания. В общем, ничего нового.

Кадр из фильма «Снеговик»

Помимо всего прочего, фабула картины грешит недосказанностью и периодическими провисаниями. Появляются сомнения в уместности некоторых сюжетных линий. С какой целью в фильме присутствуют похотливый политик в исполнении Дж. К. Симмонса и его прихвостень доктор-сутенер (Дэвид Денсек) догадаться сложно. Напрашивающаяся сама собой любовная интрижка Холе и его напарницы Катрины Братт заканчивается, так и не успев начаться. Сам образ виновника торжества, маньяка Снеговика, оказывается так же банален, как и образы остальных персонажей, а мотивы его преступлений исчерпываются тривиальной детской травмой и надуманной ненавистью ко всему женскому роду. Концовка же фильма не оправдывает ожиданий, ибо хорошая развязка – это половина успеха качественного триллера. А тут, кажется, авторы в один момент проснулись и поняли, что ленту пора заканчивать. В результате мы получили отвратительно скомканный финал, где за пять минут до конца фильма раскрывается личность убийцы, который, кстати говоря, все это время был у «великого детектива» прямо под носом, происходит эпичная схватка (если ее можно так назвать), а также делается недвусмысленный намек на возможное продолжение.

Кадр из фильма «Снеговик»

Теперь обратимся к главному козырю картины – актерским работам. Кроме Фассбендера, в фильме играют Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Дж. К. Симмонс, Тоби Джонс, Хлоя Севиньи и, в конце концов, Вэл Килмер. Все они, разумеется, настоящие профессионалы своего дела и очень стараются. Но беда в том, что играть в фильме особо нечего. Актеры зажаты в рамках своих скучных образов и, вследствие этого, просто не могут раскрыться. Многочисленным поклонницам (и поклонникам) мордашки Фассбендера здесь тоже нечего ловить, т.к. он выглядит соответственно своей роли опустившегося грустного алкоголика. Опухшее понурое лицо, глупая стрижка и пивной животик не дадут фанатам насладиться лицезрением своего кумира в должной степени. Разве что практически неузнаваемый Вэл Килмер порадовал, да харизматичная и обаятельная Шарлотта Генсбур. Они смогли хотя бы в какой-то степени оживить своих картонных героев, поэтому наблюдать за ними интереснее, чем за всеми остальными. Жаль, что в фильме им уделено довольно мало времени.

Кадр из фильма «Снеговик»

Если бы «Снеговик» не снимался в Норвегии и не имел своеобразного скандинавского колорита, а также если бы в нем не участвовал Майкл Фассбендер и сотоварищи, о фильме никто бы и не упомянул. Вообще, с подобными преимуществами, он имел весьма серьезные шансы на успех. Но сюжетные дыры, глупые диалоги и обилие клише убили потенциально хитовую ленту.

Интересно, что думают о фильме уже посмотревшие его фанаты книжной саги о Харри Холе? Почему-то есть уверенность, что он им не понравился.

 

Текст: Максим Андрианов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика