Шон многоликий: 5 актерских масок Шона Пенна

17 августа 2015, 14:48

Сегодня голливудскому актеру Шону Джастину Пенну исполняется 55 лет. По этому случаю «365» предлагает вам увидеть 5 ярких масок выдающегося актера, переносящих его и нас в миры, в которых мы до этого не были.

Так уж в кинематографе сложилось, что есть несколько категорий популярных актеров. Существуют актеры одного амплуа. Почти во всех своих фильмах, за редким исключением, они исполняют одну и ту же роль с небольшими отличиями. Например, Арнольд Шварценеггер или Адам Сэндлер. Есть те, кто играет разнообразных персонажей и делает это, в общем-то, хорошо, но при всем своем таланте частенько слишком узнаваемо и довольно однообразно. Среди них Морган Фримен и Клинт Иствуд. Но существует еще одна категория – мастера перевоплощений. Они так часто кардинально меняются в своих ролях, что один образ за ними ну никак не закрепляется. Именно к этой категории и относится один из самых ярких и заслуженных актеров современности Шон Пенн.

«Путь Карлито» (1993, реж. Брайан Де Пальма)

Шон Пенн в фильме "Путь Карлито"

Шон Пенн в фильме «Путь Карлито»

Карьера актеров в большом кино начинается по-разному. Кто-то первой же ролью привлекает пристальное внимание режиссеров, критиков и зрителей и заставляет говорить о себе, как, например, Аль Пачино, продемонстрировавший запредельное актерское мастерство в первом же полнометражном фильме с ним в главной роли «Паника в Нидл-парке» и попавший после этого к Френсису Форду Копполе в ныне культовую картину «Крестный отец». Большая карьера Шона Пенна складывалась далеко не так стремительно. Сперва, в 1981 году, была небольшая второстепенная роль в средненькой драме «Отбой», где юный Шон вместе с еще более молодым Томом Крузом сыграли кадетов. Затем последовала молодежная комедия «Беспечные времена в «Риджмонт Хай»», где Пенн исполнил легкомысленного и глуповатого юношу, озабоченного лишь развлечениями. Исполнил ярко, но персонажу изначально не хватало глубины и запоминающегося характера.

До 1993 года вышло множество других фильмов с участием Пенна, во многих из которых он был хорош, временами даже очень. Но именно в 1993 году на экранах кинотеатров появилась картина «Путь Карлито» Брайана Де Пальма, снятая по мотивам романа Эдвина Торреса «После работы». Пенн в этой киноленте примерил роль взбалмошного адвоката Дэвида Клейнфилда. Персонаж Пенна помогает выбраться из тюрьмы Чарльзу «Карлито» Бриганте, которого исполнил Аль Пачино, в прошлом одному из лидеров наркомафии. Дэвид – уникальный адвокат. При нем целый букет качеств, которые явно не соответствуют человеку его профессии: он неуравновешенный, подверженный алкогольной и наркотической зависимости и плохо контролирующий все, что происходит в его жизни. Как ни странно, но на одну из самых ярких своих ролей, принесших актеру первую номинацию на «Золотой глобус», Шон Пенн согласился лишь с целью заработать на съемки собственного фильма.

«Сладкий и гадкий» (1999, реж. Вуди Аллен)

Шон Пенн в фильме

Шон Пенн в фильме «Сладкий и гадкий»

В 1995 выходит фильм «Мертвец идет» Тима Роббинса, где Пенн сыграл приговоренного к смертной казни Мэтью Понселета. Сыграл он отлично (в этом, конечно, помог месячный опыт тюремного заключения, которое он получил за избиение папарацци), поэтому получил дебютную номинации на «Оскар» и вторую – на «Золотой глобус». Но достойная актерская игра не отменяет того, что сам персонаж оригинальностью не радовал. Аналогичная история с финчеровской «Игрой» и «Тонкой красной линией» Терренса Малика, безусловно, отличными фильмами, в которых Пенн исключительно профессионально справился со своими обязанностями, не создав при этом ярких и запоминающихся образов своих героев.

Однако этого нельзя сказать о его роли в картине Вуди Аллена «Сладкий и гадкий». Здесь Пенн облачается в маску Эммета Рэя, далеко не самого знаменитого, но крайне талантливого американского джаз-гитариста 30-х годов прошлого века. Персонаж этот выдуман, но его черты и история основаны (пускай и с преувеличением) на реально существовавшем музыканте того периода Джанго Рейнхардте. Стоит отметить, что для этой роли Шон Пенн обучался игре на гитаре у известного музыканта Говарда Алдена, который и исполнил все соло-партии в фильме.

Эммет – великолепный музыкант, он невезуч в отношениях с противоположным полом, любитель выпить и, к тому же, клептоман. Пенн прекрасно реализовал в кадре каждую из этих особенностей своего персонажа, заслужив номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Но две эти престижные премии и на этот раз обошли актера стороной, «уплыв» к Кевину Спейси и Джиму Керри, соответственно.

После выхода фильма Аллен заявил, что в процессе съемок у них с Шоном никаких проблем не возникло. А ведь к этому времени Пенн заработал себе репутацию актера, с которым трудно сотрудничать. К режиссерам, например, он относится довольно своеобразно:

«Мне не нравится ни один из режиссеров. Я не ладил ни с кем из них. По большей части, это кучка плаксивых людей без какой-либо точки зрения. Поэтому мне не хочется быть около них в 6 часов утра в гриме. Я выгляжу так же перед своими актерами, но это уже их проблемы».

«Я – Сэм» (2001, реж. Джесси Нельсон)

Шон Пенн в фильме "Я - Сэм"

Шон Пенн в фильме «Я — Сэм»

Очередное выдающееся перевоплощение Пенн продемонстрировал в фильме Джесси Нельсон «Я – Сэм». В этой картине он сыграл сорокалетнего Сэма Доусона с уровнем интеллекта семилетнего ребенка. В течение фильма он вместе с адвокатом Ритой Уильямс, героиней Мишель Пфайффер, отстаивает свое право на отцовство. Для того, чтобы лучше прочувствовать персонажа, актер посещал центр для людей с нарушением умственного развития. Наблюдение и выдающийся актерский талант позволили Пенну погрузиться в образ главного героя с головой. Невероятно добрый, чуткий и именно поэтому отличающийся от большинства людей Сэм Доусон стал одним из ярчайших и самых запоминающихся героев в исполнении Пенна. За эту роль актера не могли не выдвинуть на «Оскар». Но в очередной раз номинация заветную статуэтку не принесла.

«Думаю, у любого, кто делает фильмы, занимается искусством вообще, должна быть ответственность. Он должен осознавать, в какое время живет, разговаривать с этим временем вне зависимости от того, делает ли он заявление, просто зарисовку или хочет разобраться в чем-то сам».

«Харви Милк» (2008, реж. Гас Ван Сент)

Шон Пенн в фильме "Харви Милк"

Шон Пенн в фильме «Харви Милк»

В следующие несколько лет Пенну предстояло сыграть в двух великолепных фильмах. Главная роль в картине «21 грамм» Алехандро Гонсалеса Иньярриту принесла актеру Кубок Вольпи, а исполнение главного героя в «Таинственной реке» Иствуда – долгожданные «Оскар» и «Золотой глобус». Пенн даже назвал Иствуда одной из немногих легенд, не разочаровавших его при личном знакомстве. Но в 2008 году под режиссурой Гаса Ван Сента выходит байопик «Харви Милк» с Пенном, в котором актер перевоплощается в знаменитого американского политика и борца за права представителей нетрадиционной ориентации и разного рода меньшинств. Можно по-разному относиться к тому, что Пенна наградили премией «Оскар», но сложно отрицать блестящее погружение в образ человека, противоположного Шону в ряде ключевых моментов, начиная от ориентации и заканчивая чертами характера. И все-таки что-то объединяет Шона Пенна и Харви Милка. Например, актер часто критиковал республиканскую партию, занимался активной общественно-политической и гуманитарной деятельностью. Он лично оказывал помощь жертвам урагана «Катрина» в Новом Орлеане, а в открытом письме, опубликованном в The Washington Post, осудил американскую политику в отношении Ирака. Пенн даже отправлялся с мирным визитом в Ирак и Иран, не согласовав эти поездки с американскими военными.

«Конечно, меня волнует, что происходит с нашей страной, ведь у меня двое детей, и им здесь жить. Думаю, людям стоит смотреть, в кого летят их снаряды, прежде чем палить во все стороны. И перед тем, как выстрелить или позволить своему сыну это сделать, вы должны спросить у себя: зачем мы туда лезем? Те, кто на это не способен – овцы, а не герои. Мелкие люди. Как и те, кто нас в это втравил».

«Где бы ты ни был» (2011, реж. Паоло Соррентино)

Шон Пенн в фильме "Где бы ты ни был"

Шон Пенн в фильме «Где бы ты ни был»

Еще один запоминающийся актерский перформанс Пенн продемонстрировал в картине Паоло Соррентино «Где бы ты ни был». В этой киноленте актер перевоплотился в проработанный по большей части самим собой образ рок-исполнителя Шайенна, который в прошлом был суперзвездой, но ушел на пенсию, сохранив при этом яркий внешний облик. Поведение и внутреннее состояние Шайенна полностью противоречит этой оболочке. Он будто потерялся в своем прошлом, события которого нанесли ему серьезнейшую моральную травму. От этого потрясения главный герой на протяжении многих лет так и не смог оправиться. Наблюдение за путешествием оригинального и искреннего главного героя в поисках самого себя позволяет нам стать свидетелями еще одного удивительного амплуа Пенна.

Шона Пенна нельзя назвать примером для подражания с точки зрения поведения, но невозможно не признать его выдающийся актерский талант. За это мы его и ценим. Хочется только пожелать актеру, чтобы он наконец нашел человека, искренне понимающего его, и цитата, завершающая этот материал, осталась лишь воспоминанием из прошлого:

«Стоит признать, что я тот, кто чувствует себя довольно отчужденным от остального мира. Я чувствую, что никто и никогда не может меня понять».

Текст: Давид Абабеков

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ