В центре сюжета простая история: юноша Коля (Александр Паль) приезжает из провинциального городка в Москву к своему дяде. На нем «висит» долг перед предыдущими работодателями, и отдать его надо как можно скорее. Он готов работать 24 часа в сутки. Дядя же устраивает его сторожем на кладбище. Однако Колю никто не предупредил, что предыдущие работники сбегали с этого места. Он оказывается не готов к тому, что происходит на кладбище ночью. Однако подходит к работе ответственно — нет ничего, с чем Николай не справился бы. Даже если за ночными гостями кладбища кроется что-то таинственное.
С одной стороны, в сценарии нет ничего нового для зрителя: парень из провинции переезжает в Москву, ищет работу и так далее. С другой же, «бытовая» знакомая история показана через элементы триллера и комедии. Сюжет доходит до абсурда, особенно если детализированная часть картины так же иронично подходит к повествованию. Однако даже эта легкая иррациональность делает картину намного человечнее, чем если бы изначально кинолента была заявлена без каких-либо фантастических «фокусов».
По словам продюсера картины, российскому кинематографу не хватает именного такого, «народного», кино о простых людях: об охранниках, пожарных, врачах. Но будет ли это «народное» кино принято зрителем, даже если оно рассчитано на массы? Здесь Сельянов отдал все «лавры» дебютантам — режиссерам Илье и Антону Чижиковым и сценаристу Владимиру Серышеву.
Изначально сценарий был рассчитан исключительно на жанр триллера, по ходу работы было решено добавить туда и комедийные элементы. На выходе картина получилась не столько смешной, сколько с нотками мелодрамы. «Аттракцион» начинается при наличии саспенса, который оператор пытается сымитировать с помощью камеры, одновременно с тем, когда точный ритм фоновой музыки попадает в кадр. Типичные и всем известные приемы классического триллера выглядят смешно в этой добродушной истории. Однако они ничуть не портят, а, наоборот, совмещают в себе два несовместимых жанра, триллера и комедии, в конце превращаясь в легкую драму.
Архетипы всем известны, да фильм бы не назывался «народным кино», если бы персонажи были сложными и запутанными. Но тут выходит на первый план Александр Паль, которого до сих пор помнят только по роли брата жениха в нашумевшей комедии «Горько!» Играя главного героя, он ломает систему всех типичных образов молодых охранников и прощается со своей ролью в ленте Крыжовникова. Один его Николай способен удивлять зрителя до конца фильма, в то время как остальные персонажи остаются без развития. Картина предстает «театром одного актера».
Юмор и ритм добавляют взятые приемы из классики западного кинематографа: «хитрая» камера, способная видеть те места, до которых человеческому взгляду трудно достать. Создается впечатление, что режиссеры насмотрелись фильмов Сэма Рэйми времен 80-х. Стилистически они даже похоже, акценты на психологию киновосприятия делают одинаковую. Если в американском кинематографе можно увидеть один настоящий «стеб» вперемешку с триллером, то у братьев Чижиковых картина с душой. Киноленту даже не назовешь комедией положений, потому что юмор как будто импровизирован, он случаен, но в любом месте он как нельзя кстати. Если бы человек поскользнулся на кожуре в реальном времени, а не на экране, обратная связь в образе смеха была бы куда мощнее.
Однако, кажется, какое же это «народное кино», если режиссеры обращаются к западному кинематографу? «Народность» фильма лежит в основе сценария, а само повествование похоже на эксперимент, так как «Парень с нашего кладбища» — это единственный российский фильм за последнее время, снятый в жанре триллерком, и ему есть, что сказать зрителю. Совмещая жанры, режиссеры старались показать все, что они видят внутри этой истории. В дальнейшем братья Чижиковы еще сумеют поработать с другими целыми жанрами, раскрываясь полностью как творчески, так и идейно.
Интересную тенденцию можно наблюдать в российском кинематографе: большое внимание уделяется именно комедийным кинолентам. Среди различного второсортного продукта появляются картины арт-мейнстримного направления — отсюда и «Горько!» Жоры Крыжовникова, и «Ч/Б» Евгения Шелякина. Так получается, что режиссеры сейчас делают акцент на том, чтобы комедия оставалась авторской в любом понимании. Но, например, в «Горько!» пытались удивить стилем, драйвом и способом подачи, у Шелякина на первый план становились комедия и внезапность сплетения сюжетных линий. В картине «Парень с нашего кладбища» Сергей Сельянов, Владимир Серышев и братья Чижиковы старались совместить все это, экспериментируя с мистикой и добавляя шутки, которые понятны только русскому человеку.
Вот оно, настоящее «народное кино» — таинственное и смешное.