С любимыми

26 января 2015, 16:40

Рецензия на художественный фильм «Ещё один год».

Москва, наши дни. Тесная квартира наверняка на окраине, матрац вместо кровати – рай в шалаше. Он (Филимонов) – ночной бомбила, она (Лумпова) – начинающий дизайнер. У них все очень хорошо, поэтому они постоянно ходят за ручку и улыбаются друг другу. Но им приходится туго, когда они вдруг понимают, что кроме сильного чувства и счетов за квартиру, у них нет ничего общего.

Оксана Бычкова, автор добропорядочной мелодрамы про любовь и совпадения («Питер FM»), какое-то время занималась преимущественно сериалами («Черчилль», «Откровения» и «Жанна»). Но это не помешало ей выдать крепкий и уверенный в себе «Еще один год». Немалую роль в этом сыграла не только оригинальная пьеса Александра Володина, но и умелое ее переложение на реалии современной России Натальей Мещаниновой и Любовью Мульменко.

Должно быть, именно из проекта Гай Германики, где Мещанинова была одним из режиссеров, в «Еще один год» эмигрировали прекрасные актеры, в числе которых и Наташа Терешкова (Оля – по сюжету), и Валентин Самохин (представитель компании по продаже бассейнов), и Сергей Овчинников (один из друзей Комара), и Анна Шепелева (старший дизайнер). Разумеется, основная движущая сила тут – пара Филлимонов-Лумпова, к которой даже при большом желании получается придраться едва ли. У него – способность быть недовольным даже в самые главные праздники, за ней значится милая прическа и отличный финальный монолог.

god03102014-2

Но мало просто выглядеть как представители несуществующего в России среднего класса, здесь не об этом. Сцена, в которой «Комар» ждет Женю, сидя на стуле в ее офисе, вызывает подлинное восхищение своей ультимативной человечностью, универсальностью места и времени действия. Выполненная в жанре экзистенциального триллера она позволяет полностью отождествить себя с героем Филимонова: начать точно так же ненавидеть эти бесконечные вечеринки, но все равно заставлять себя ждать.

Сценаристы позволяют себе даже лишнего: «Еще один год» полон абсолютно статичных, полудокументальных сцен. Зрителю могут показывать и как герои занимаются любовью под собственные сопения, и как в окне автомобиля мелькает полуночная Москва под радио «Шансон». Подобные трюки в данном случае смотрятся уместно и во многом даже необходимо. Они расширяют пространство до того, в котором мы привыкли обитать – иногда нелепого, иногда глупого, иногда бедного на события, но своего, родного.

another_year_film_still_4_0

Бычковой удается обходиться почти совсем без музыкальных тем: если что и звучит, то только из чужих динамиков. Этот почти «догматический» прием позволяет до определенного момента пренебречь разницей между героями и зрителями, и позволить последним руководить сюжетом. Лента умудряется походить одновременно на грустный ромком и душевную трагикомедию – с окончательным жанром не определились и сами авторы. Все это – слишком о людях, чтобы пытаться конкретизировать, о каких именно.И недосказанность здесь как раз затем, чтобы избегать любых ответов. Прямо как в жизни.

Текст: Александр Елизаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ