Роман Индык: «Если зритель воспримет европейские тенденции, то придёт новое поколение»
5 марта 2015, 11:16
6LOLCdKutCM

Театр.doc переехал на новое место и начал новую жизнь. «365» встретились с актером и создателем сериала «Офисное буйство» Романом Индыком, которого в последнее время можно было увидеть в телесериале «Физрук» на канале ТНТ. Мы поговорили о самом театре и о сериальной индустрии в России.

Поговорим о Театре.doc, а конкретно о Вашем спектакле «Офисное буйство». Почему Вы выбрали именно сериальный формат?

Я считаю, что в 90-е годы прошлого столетия произошла сериальная революция. Всегда была некая сериальная форма, например, гомеровская «Илиада». Она пелась по одной песне. Библия также по главам разделялась, в итоге форма «одна глава на день» существовала всегда. В XIX веке отдельные главы произведений публиковались в литературных журналах. Появлялось желание узнать, что дальше или когда выход следующей книги. Таким образом, существует жажда прослушивания каждодневной истории, по сути, это как «сплетни у подъезда». 90-е годы прошлого века: с появлением «Клана Сопрано» и сериала «Друзья» начинается великая эпоха сериалов. Уже прошло более двадцати лет, но люди до сих пор воспринимают сериал как произведение «низкого пошива», однако уже все смотрят «Во все тяжкие», «Декстер», «Оливия Киттеридж», «Настоящий детектив». Сейчас Вуди Аллен собирается снимать сериал, Дэвид Финчер и Кевин Спейси покорили публику сериалом «Карточный домик». Перевернулась страничка, гомеровская и библейская истории ищут свой способ выражения в каждой эпохе. Кино – это симфоническая музыка, а сериалы – это ежедневные рассказы. Например, «Во все тяжкие» – рассказ о разрушении человеческой личности, «Остаться в живых» – библия, рассказанная на необитаемом острове. Следующего прорыва стоит ожидать в игровой индустрии.

А как создавался сам спектакль?

Я тогда работал в театре «Практика», было ясно, что вокруг современная драматургия и было ощущение, что в ней не Боги горшки обжигают. Хотелось рассказывать истории, кинорежиссер из меня никакой, а в драматургии решил, что получится. Тогда возник первый сценарий «Офисного буйства». Потом собрались небольшим актерским коллективом, сыграли первый спектакль. Подумали о продолжении: сериал ведь, почему бы не взять такой формат? Знаю, многие актеры хотели попробовать поработать именно в такой форме, знаю, что в Германии такие опыты проводились, но у нас это как-то все не срасталось. А тут просто возник один хороший текст, потом второй, третий, пошла машина, и сейчас, я считаю, сериал для театра – хорошая тема. Сейчас уже есть идеи для второй сериальной франшизы, и думаю, что все сложится.

Театральные сериалы трудно делать в отличие от обычного спектакля?

В театре сериалы были и раньше, комедия дель арте – чистый сериал.  Театр развивается и в высоком, и в низком жанре, есть культура аристократическая и площадная. То же самое и в кино. В принципе, даже если взять конкретного режиссера, если прослеживается его стилистика, его почерк, то в этом тоже есть некоторая сериальность. А у нас простая ярмарочная итальянская традиция, низкий жанр. Мне хотелось вернуться к истокам самого актерства.

4MC3gry2uDA

А какова дальнейшая судьба «Офисного буйства»?

Новые серии будут в Театре.doc. Кроме этого, это и коммерческий проект, мы играем на корпоративах, сейчас идут разговоры насчет других площадок. У нашего спектакля есть будущее.

А как дела у самого Театра.doc?

Док – это маленький театр, на 80 человек, и остается в этом формате. Ему всего 13 лет, это потрясающая ситуация театрального менеджмента. В Москве есть два варианта ситуации: продюсерский вариант, когда все делается через деньги, или режиссерский. Либо директор всем заведует, либо главный режиссер. В любом случае одна личность определяет театр. А в Доке все определяет сообщество. Что потрясающего в Доке, так то, что его придумали интроверты, драматурги, свободолюбивые люди. Я их сейчас встречаю на территории нового здания, на стройке, это даже немного смешно, они же не работяги, не лидеры. Люди, которым ручка, бумага и клавиатура ближе, чем какой-нибудь мастерок. В Доке нет тирании, колкостей, злости. Здесь даже и денег нет, стабильная ситуация чистого воздуха, причем меняется уже третье или четвертое поколение Дока. Я поражаюсь этому последнему островку свободы и достоинства. А что делают со свободой в наше время? Потихонечку сжимают в капкан. Сейчас театр обосновался в районе метро «Бауманская», на Спартаковской улице, дом 3. Какое-то ощущение взлета искусства, все проходит очень хорошо.

Давайте поговорим о сериальной индустрии. Больше всего вы снимаетесь в сериалах, с чем это связано?

Можно заниматься классической музыкой, а можно играть в группе Led Zeppelin. Можно заниматься высоким искусством и низким, я считаю, что кино и сериалы сейчас разделяются именно так. Вот интересно, какой Звягинцев мог бы снять ситком? Он нашел свой жанр, высокую трагедию. По моему мнению, каждое искусство должно воздействовать, у Звягинцева получается это очень хорошо. И такой нонконформизм возможен везде, в любом жанре, поэтому можно достойно делать и площадную комедию. Я очень уважаю обычного зрителя. Я понимаю высокоинтеллектуального зрителя, но для него мне не так приятно играть. Я считаю, что в высоком искусстве слишком много алгебры. Рассказывать историю для простого человека, который не знает, что такое жанры, это намного приятнее, тут всегда надо быть немного скоморохом. Делайте обычную историю для самого обыкновенного зрителя, а сколько туда высокого, трагедийного и библейского занесете в силу своего таланта – это уже ваше решение. Считаю, что создатели сериала «Физрук» смогли типичный сюжет «рыбы на суше» вплести в ситком и сделать из этого трагедию, к первому сезону у меня вопросов нет.

А что насчет качества производства? Существует большое количество сериалов на различных каналах, но качество при этом очень страдает, с чем это связано?

У нас другой бизнес. Российский сериальный бизнес и зарубежный – это две разных планеты. У нас это бюджетные деньги, рейтинг тоже не фактор. За рубежом получить второй сезон может только один сериал из 500 запущенных в производство. У нас один человек на канале думает, что нам снять, берет книжку с полки и решает отдать какому-то конкретному режиссеру… Труднее всего выживать в комедийной среде, это дешево, быстро, есть публика и даже качественно можно сделать. А в драме? Хорошие драмы можно по пальцам пересчитать: «Ликвидация», «Оттепель». Поэтому я жду сериал «Клим», адаптацию «Лютера», быковского «Метода», адаптации «Декстера». А на территории комедии, – пожалуйста, все что угодно. Я, конечно, понимаю, что 25 сезон «Универа» мне трудно оценивать, но были и прорывы. Например, «Моя прекрасная няня» – это был прорыв в свое время, «Не родись красивой» – да адаптация, но качественная. «Физрук» – оригинальный продукт, «Интерны» – очень качественный сценарный продукт, своеобразный парафраз всех известных западных медицинских сериалов, но сейчас оценивать его уже сложно. Просмотр сериала схож с терапией у психолога, зритель начинает смотреть со своими какими-нибудь комплексами, находит их в сериале, проходит их вместе с героями, и это, возможно, равно полугоду хождения к психологу. Безусловно, фильмы имеют такой же эффект, но это скорее единичная сессия/мастер-класс, которые пробивают стену, но оставляют человека, которому следовало бы еще недельку другую походить на сеансы, абсолютно беспомощным. В комедийном формате есть с кем биться, у нас много национальных историй, женских, подростковых, есть, где «пободаться». Комедия в России – это конкурентное поле борьбы, и там есть, где родиться продукту. Пока мы не можем сравниться с зарубежными работами, но мы недалеко.

K4EwqkQaXAE

Что именно сделало «Физрука» популярным?

Я считаю, что новый жанр: трагифарс, трагикомедия на территории ситкома. Они сделали сериал на проблему отцов и детей. Физрук – человек эпохи «модерна» и совершенно постмодернистский мир подростков. Он не знает, что с этим делать. Очень точно сформулирован разрыв.

Сейчас по ТНТ транслируются анонсы будущих сериалов, целая волна. Как думаете, какой-нибудь «выстрелит»?

Я бы выделил «Озабоченных» Хлебникова, я очень жду «Завтра» Романа Волобуева, «Лондонград». У Гай Германики мне просто не близка рэперская эстетика, но считаю, что ознакомиться стоит. Будет ли прорыв – для меня это ставка, дело даже не в деньгах. Если рейтинги будут значительные, потому что сейчас вопрос в зрителе, если зритель воспримет ориентированные на Европу истории. Уже были проекты такие, как «Сладкая жизнь», «Чернобыль», которые доказали, что зритель почти готов. На современном российском телевидении обычно рассматриваются три жанра: мужской боевик, тяжелая женская доля и комедия, а в новых проектах мы перепрыгиваем в хоррор, драмеди, сексуальную комедию. Если это произойдет, то придет новое поколение.

Подводя итоги, чего именно не хватает нормальному развитию сериальной индустрии у нас в России?

В первую очередь конкуренции, не хватает нормального бизнеса. В большинстве случаев это просто «слив» денег, когда надо закрыть какие-то часы в эфире, начинают подыскивать какие-то истории, определенные имена, ставят определенные рамки. Чудеса, что в таких условиях бывают прорывы, если сейчас из новой волны что-нибудь да пробьется, я думаю, страница перевернется. Эпохи все-таки сменяются, и я чувствую, что скоро будет прорыв в искусстве.

Фото: Анна Аристова

Текст: Анастасия Заболоцкая
  • VK
  • Facebook

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ

Яндекс.Метрика