«Птичка»: ода чувственности на фестивале «2morrow/ Завтра»

7 февраля 2016, 09:05

30 января, в рамках фестиваля «2morrow/ Завтра», в Музее Москвы состоялся единственный российский показ картины Владимира Бека «Птичка».

Дебютная работа режиссера «Без кожи» демонстрировалась на ММКФ, фестивалях «Voices» и «Окно в Европу». В кинематографических кругах Владимир Бек стал известен после получения гран-при фестиваля «Движение». Вторую его работу, картину «Птичка», уже показали на кинофестивале в Риме, где картина была тепло встречена жюри и зрителями. Во этой полнометражной работе режиссера все хорошо: юные актеры, музыка, съемки, атмосфера и сюжет.

В центре повествования фильма — история любви, случившаяся в детском подмосковном лагере. Подобное могло случиться в любом лагере и в любом месте, что делает сюжет «Птички» универсальным и правдоподобным. Девочка по имени Лента (Александра Рыбакова) влюблена в вожатого Петю (Петр Скворцов), Петя любит вожатую Риту (Маргарита Толстоганова), к Рите неровно дышит лагерный мальчишка. Получается как в песне музыканта Чижа «Молодость», где каждый персонаж безответно влюблен и несчастен. Такую жизнь, такую молодость и такую любовь наблюдает зритель на экране. Помимо любви, зритель видит на экране скучающих подростков, пылких вожатых, почти колдовские хороводы со считалками и юного мальчика-документалиста с портативной камерой, снимающего хронику лагерной жизни. Примечательно, но в картине мало диалогов и даже монологов. Владимир Бек намеренно отказался от структурированности в сюжете, дав волю импровизации и экспрессии. Персонажи картины «общаются» на интуитивном, чувственном уровне: в кадрах много прикосновений, взглядов, сфокусированности на деталях (как например, яркая птичка или предметы для любовного обряда), хаотичных и плавных движений героев. Владимир Бек намеренно ограничивает словесную часть жизни, доказывая, что в любовных делах слова излишни. В картине почти нет изображения традиционной лагерной жизни, зритель даже не видит лица директора лагеря, а слышит только ее голос. Дети и вожатые живут в собственных мирах: если в детском мире есть место мистическому, волшебному, свободному, то в жизни взрослых все жестко регламентировано, рационально, а для творчества и самовыражения нет места.

Кадр из фильма "Птичка"

Кадр из фильма «Птичка»

Изначально «Птичка» предполагалась как ремейк «Петрова и Васечкина». За финансирование новой версии приключений школьников взялась компания «К.И.Д клуб», занимающаяся организацией лагерного отдыха детей. Однако режиссер и сценарист Владимир Бек кардинально отошел от предполагаемого сюжета, сделав акцент на разновозрастной любви. Смелый эксперимент не понравился ни спонсору, ни лагерю, где проходили съемки. Несмотря на неприятный инцидент, фильм с успехом дебютировал на Римском международном кинофестивале. Как признался сам режиссер, его интересовали, прежде всего, человеческие чувства, а сам лагерь выступает как авансцена для истории любви.

«Меня интересуют человеческие чувства. Лагерь, скорее всего, является поводом: предложенные обстоятельства, ограниченное пространство очень помогают рассказать историю. Там простая история, несколько параллельных линий: взаимоотношения вожатых, отношения детей, дети, влюбленные в вожатых, котрые пытаются привлечь к себе внимание взрослых, сближаются. История чувственная, как в случае прошлой картины. Смешная, неловкая местами».

Кадр из фильма "Птичка"

Кадр из фильма «Птичка»

Конечно, «Птичка» выбивается из ряда типично подростковых и юношеских фильмов, она, скорее, рассчитана на повзрослевших ребят и студентов, которые еще не забыли лагерное детство. Юные актеры, искренность мотивов, смелое проявление чувств, завораживающая операторская работа Ксении Середы, несомненно, привлекают внимание зрителей. Режиссер и оператор пошли на рискованный шаг: они сняли довольно провокационный фильм о трагической любви.

Кадр из фильма "Птичка"

Кадр из фильма «Птичка»

«Птичка», как выразилась одна из зрительниц, « очень эротизированная» картина среди «бесполых» фильмов о любви.

 

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ