«Прочь»: и черный в поле воин

12 мая 2017, 16:10

Изощренный околокомедийный триллер «Прочь», снятый дебютантом Джорданом Пилом, стал настоящей сенсацией американского проката, заработав сумму, превышающую его производственный бюджет в 35 раз. Феномен фильма можно трактовать по-разному: от интересной работы со сценарием, который получился на редкость самобытным, до изобретательной и, как ни странно, очень эффектной постановки. Не последнюю роль сыграла и проблематика ленты, связанная с расовой дискриминацией, а конкретно ущемлением прав чернокожих, пропущенная создателями сквозь призму иронии. Другими словами, «Прочь» определенно знает, чего хочет истосковавшийся по крепким хоррорам с неординарным сюжетом зритель.

Чернокожий нью-йоркский фотограф Крис едет знакомиться с родителями своей белой девушки Роуз. Парень сильно нервничает, так как боится не произвести должного впечатления на своих потенциальных тестя и тещу. Но еще больше Криса волнует то, что Роуз не сообщила родственникам о том, что ее избранником стал… черный! Однако по приезде в уединенное семейное гнездышко родителей подруги, расположенное вдали от цивилизационного мира, тревогам Криса приходит конец: его встречают с распростертыми объятиями и даже устраивают небольшую экскурсию по фамильному поместью. И все бы ничего, если бы не подозрительное поведение «черной» прислуги, находящейся будто бы под чьим-то гипнозом. Впрочем, и это немудрено, ведь мама Роуз квалифицированный психиатр, а отец — опытный нейрохирург. Крис, почуяв неладное, решает провести собственное расследование, чтобы убедиться в том, что ему ничего, как бы смешно это не звучало, не угрожает. Хотя смеяться тут явно не над чем… особенно, когда ты единственный черный в этом белом аду.

Кадр из фильма «Прочь»

Дебютной режиссерской работе известного в узких кругах американского комика Джордана Пила определенно не занимать в иронии. Сатирический триллер «Прочь», посвященный теме межрасовых отношений, вышел в удачное время (Барака Обаму на посту президента США сменил Дональд Трамп), как бы намекая своим созданием на то, что пришла пора что-то переосмыслить. Конечно, речь идет не о перевыборах президента Соединенных Штатов, а о переоценке зрительских предпочтений и коллаборации различных киножанров. «Прочь» может быть чем угодно, но только не фильмом ужасов, или, скажем, просто триллером. Пил с энтузиазмом подошел к работе над картиной, поэтому не стоит удивляться тому, что сценарий также был полностью написан им самим. В конце концов, не надо забывать, что постановщик, как и главный герой ленты, афроамериканец. Что очень важно.

Кадр из фильма «Прочь»

Говоря о том, как «Прочь» умело лавирует между жанрами абсурдистской комедии и детективного триллера (сразу вспоминается шьямалановский «Визит»), при этом не выходя за рамки дозволенного, нельзя не отметить, помимо всего прочего, грамотно выстроенную сюжетную линию, развивающуюся всегда последовательно и (почти) безошибочно. Конечно, первая половина фильма, когда действие еще не начало должным образом раскручиваться, может показаться слегка затянутой. Однако этот факт не заставляет усомниться в ее целенаправленности, связанной с подготовкой почвы для дальнейших ужасающих и одновременно анекдотичных событий, которые приходятся преимущественно на финальный акт картины. Тем удивительнее следующее: несмотря на всю свою драйвовость и бескомпромиссность, последние 30 минут «Прочь» получились самой слабой частью фильма. Вероятно, дело в том, что на смену размеренному повествованию очень неожиданно пришел динамичный хоррор-экшен, поставленный, к слову, со вкусом и необходимым размахом. К тому же под конец фильм все же ударяется в небольшую серию банальностей, присущих триллерному жанру. Жертва, до этого не способная оказать хоть какое-то сопротивление (гипноз тут ни при чем), внезапно открывает в себе скрытые умения – надо же! С другой стороны, наблюдать за тем, с какой изощренной изобретательностью и ехидным нахальством «Прочь» проходится по современным хоррорам, а также с улыбкой говорит о расовой дискриминации и нацменьшинствах, дорогого стоит.

Кадр из фильма «Прочь»

Вообще, если абстрагироваться от уникальности жанровой структуры ленты, в которой есть место как сценам не для слабонервных, так и целой плеяде сумасбродных эпизодов, преисполненных уморительных гэгов, можно заметить одну интересную вещь: комедийная составляющая не играет против хоррорной, периодически разгружая гнетущую атмосферу, тем самым способствуя созданию контраста между угрюмым визуальным фоном картины и ее донельзя незаурядной и ироничной концепцией. «Прочь» изобилует «черным» юмором (как в прямом, так и в переносном смысле), который, в общем-то, и задает общий тон всему фильму. Пил не только ломает устоявшиеся голливудские стереотипы, но и буквально переворачивает потрепанное временем понятие «хоррор» с ног на голову! А высокий рейтинг критиков (99% положительных рецензий на сайте-агрегаторе мнений Rotten Tomatoes) и невероятный кассовый успех (сборы фильма не так давно превысили $200 млн, в то время как на его производство было потрачено всего лишь $4,5 млн) – очевидное тому доказательство.

Кадр из фильма «Прочь»

Казалось бы, на интересной работе со сценарием и умелом миксе жанров – достоинства картины заканчиваются. Отнюдь! Оказывается, «Прочь» есть чем похвастаться и в техническом плане. Фильм, несмотря на свой скромный бюджет, радует глубиной постановки мизансцен, а проделанный главным оператором ленты Тоби Оливером («Темнота») труд, начиная от кинематографичной картинки (например, эпизод, в котором главный герой попадает под действие гипноза) и заканчивая выразительной кадровой композицией (взять тот же пролог), дает полное право назвать «Прочь», вдобавок ко всему прочему, визуально насыщенной и в чем-то искусной работой. Что до актеров, то тут все довольно просто: отдувается за всех, естественно, Дэниэл Калуя, сыгравший Криса. И не говорите, что все это потому, что он черный! Что-то пытается изобразить Эллисон Уильямс (Роуз), и иногда у нее это даже получается. Фанаты «Грязных танцев» (1987) уж точно прослезятся. Еще в «Прочь» есть очень забавный персонаж (по сюжету являющийся лучшим другом Криса), роль которого исполнил Лил Релл. Именно он отвечает за львиную долю шуток — сплошной ходячий «черный» позитив.

Кадр из фильма «Прочь»

Жанровый эксперимент Джордана Пила можно считать удавшимся. «Прочь» – находчивый околокомедийный триллер, предлагающий зрителям взглянуть на проблему «расизма» в ироничном ключе. Несмотря на перенасыщенный действием финальный акт, пусть и не лишенный различных художественных находок, фильм весьма грамотно расходует весь заложенный в него потенциал. Это умное и одновременно безумное кино, которое призвано оживить постепенно затухающий голливудский конвейер.

Пил сделал свой ход. Посмотрим, что будет дальше.

 

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ