«Повесть о любви и тьме»: человек человеку ад или рай?
15 июня 2016, 14:15

Фильмом открытия второго Московского Еврейского Кинофестиваля стал полнометражный режиссерский дебют Натали Портман «Повесть о любви и тьме». В своей работе актриса показывает трудное становление государства Израиль посредством воспоминаний известного писателя и общественного деятеля Амоса Оза. «365» посмотрел эту удивительную автобиографичную картину, где писатель рассуждает о прошлом своих соотечественников.

Режиссерский дебют актрисы Натали Портман не прошел незамеченным. Премьера фильма состоялась на 68-м Каннском кинофестивале, и публика тепло приняла его. Талантливая актриса берется за непростую тему, описывая сложное время молодого государства Израиль 1940-1950 годов. Еврейский народ настолько устал от длительных гонений и репрессий, что готов буквально «вгрызаться в землю», чтобы получить суверенитет и собственный клочок заветного гектара. Эхо Холокоста и войны еще не утихло, и люди напуганы неизвестностью. Отчаянное желание евреев получить гражданские права ведет к военному конфликту с соседями-палестинцами.

Кадр из фильма "Повесть о любви и тьме"

Кадр из фильма «Повесть о любви и тьме»

Неприглядную картину прошлого зритель видит глазами главного героя — маленького мальчика. Портман как режиссер весьма деликатно работает с юным персонажем фильма, не навязывая ему статус жертвы. В жизни этого ребенка есть не только слезы, отчаяние, стеснение, но и светлые моменты. Это те моменты, когда мама героя, Фаня, рассказывает сыну философские притчи, страшные сказки и истории своего детства. Подобное балансирование между фольклорным вымыслом и пугающей реальностью дает мальчику возможность ненадолго позабыть про свои невзгоды. Портман умело вводит сновидения и сказочные грезы мальчика в основной сюжет. Если для мальчика есть и реальность, и вымысел, то Фаня полностью абстрагируется от внешнего мира и погружается в детские воспоминания. Как признался позже сам писатель, романтичная душа его мамы не выдержала реалий жесткого времени, в ней произошел надлом. Ее девичьим мечтам не суждено было исполниться, также как и мечтам и планам тысяч еврейских переселенцев.

Кадр из фильма "Повесть о любви и тьме"

Кадр из фильма «Повесть о любви и тьме»

Сам же маленький герой проходит путь от наивного ребенка до мужественного подростка за короткое время. Стать взрослым ему помогают не только суровая действительность, но и личные разговоры с матерью и отцом. Маму писателя Фаню играет сама Портман и делает это феноменально. Ее героиня – бывшая мечтательная гимназистка из городка Ровно на границе Польши и Украины. С началом войны ее семья эмигрирует в Палестину, оставив мельницу и все свои пожитки. Теперь она замужем за писателем Клаузнером Иехуда-Арье, который трудится библиотекарем, и внешне кажется счастливой. Однако конфликты с властной матерью и отсутствие перспектив буквально «убивают» героиню. Ей нужно уединение, поэтому она отлучается из дома на короткое время, чтобы побыть наедине с собой. Также отдушиной для героини является сын, которого она ласково называет «солнышком» и наивным ребенком. Ей нравится эта черта, и она просит сына не растерять этот дар во взрослой жизни. Амос Оз сдерживает слово, став одним из самых лиричных писателя Израиля.

Кадр из фильма "Повесть о любви и тьме"

Кадр из фильма «Повесть о любви и тьме»

Примечательно, что в фильме нет злостной эксплуатации еврейской темой и помпезной трагичности. Кажется, что режиссер легкими штрихами обрисовывает сложившуюся ситуацию, предлагая зрителю самостоятельно домыслить масштаб трагедии. Да, на экране есть кровь, убийства, но режиссер намеренно не смакует жуткие детали. Меткий выстрел — и падает молодая женщина, развешивающая белье. Меткий выстрел — и мальчишка-футболист уже не отбивает мяч. Грохочущая канонада — и бутылки с зажигательной смесью в руках подростков… Портман использует эти сильные визуальные образы, не забывая сосредоточиться на эмоциях и переживаниях героев.

Кадр из фильма "Повесть о любви и тьме"

Кадр из фильма «Повесть о любви и тьме»

Помимо фиксации на лицах героев, мрачных декораций, кирпичных стен еврейского поселения, зритель видит медитативные эпизоды притч, жутких сказок и детских воспоминаний Фани о польском офицере. Портман разрушает стереотип, что «может играть только красоток» и уверенно доказывает злопыхателям, что жанр исторической драмы ей по плечу. Ее героиня Фаня мертвенно бледна, отрешена, меланхолична и разбита. Ничто не радует ее, она загадочно смотрит в окно, а эпизод под дождем настолько передает отчаяние героини, что действительно проникаешься состраданием. «Повесть о любви и тьме» — не только большая актерская, но и режиссерская удача Натали Портман, что хочется от новоявленной дебютантки новых творческих проектов.

Кадр из фильма "Повесть о любви и тьме"

Кадр из фильма «Повесть о любви и тьме»

Через историю собственной семьи Амос Оз показывает трагедию своего народа, который хочет обрести долгожданную независимость и родную землю. После тысячи лет притеснений и лишений даже пустыня кажется подарком небес. Мама главного героя мечтала, чтобы на месте сухой пустыни появился цветущий оазис, и ее мечты осуществились спустя некоторое время.  Хочется верить, что каждый человек станет для другого человека раем, а арабо-израильский конфликт наконец будет завершен.

«И ад, и рай можно найти в каждой комнате. За любой дверью. Под каждым семейным одеялом. Это так: чуть-чуть злости — человек человеку ад. Немного милости, немного щедрости — и человек человеку рай».

Цитата из книги Амоса Оза «Повесть о любви и тьме»

Текст: Александра Эрднеева

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика