"Под покровом ночи"

«Под покровом ночи» – завораживающий интеллектуальный триллер от Тома Форда

8 декабря 2016, 16:46

На экраны выходит один из самых интригующих фильмов-призеров 73-го Венецианского кинофестиваля – «Под покровом ночи» Тома Форда. Знаменитый дизайнер, а теперь и обласканный критиками режиссер, сделал изысканную картину, которая хочет казаться сложнее, чем она есть на самом деле.

Том Форд работал над этим фильмом — по крайней мере, так утверждают некоторые западные источники — более шести лет, с самого выхода его первого фильма «Одинокий мужчина» в 2009 году. Он выбрал для экранизации одноименный роман Остина Райта. Перерабатывая его, Форд увеличивал масштабы метафор, добавлял новые грани характерам героев, усложнял конфликт, помещая его в определенные временные и социальные условия, осознанно создавая в одном фильме фактически два — триллер о мести и мелодраму об истинной любви.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Задумчивая рыжеволосая красавица Сьюзен получает от бывшего мужа Эдварда, с котором не виделась уже много лет, рукопись его романа. Мучимая бессонницей, Сьюзен решает не откладывать знакомство с рукописью в долгий ящик и сразу же  погружается в историю главного героя Тони Гастингса, который очень похож на Эдварда, и его жены, которая сильно напоминает саму Сьюзен.

В книге с семьей Тони происходят страшные события, странным образом напоминающие Сьюзен фрагменты из ее личной жизни с Эдвардом. Только ничего из описанного на страницах романа со Сьюзен формально не происходило. Что же тогда пытается донести до своей бившей жены Эдвард? Ведь именно ей он посвятил роман, полный грусти.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Эми Адамс исполнила роль Сьюзен, а Джейк Джилленхол сыграл и ее бывшего мужа Эдварда, появляющегося во флэшбеках, и героя романа Тони Гастингса. Актерский дуэт Адамс-Джилленхол смотрится в кадре очень гармонично как с «внешней» стороны (все же в этом фильме визуальная часть проработана идеально, даже там, где уродство контрастирует/соседствует с красотой), так и в плане игры. Актеры выдают одни из лучших своих драматических ролей, благодаря чему триллер приобретает еще большую психологическую глубину.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Начинается «Под покровом ночи» с незабываемой сцены танца, явно призванной вызвать отвращение или шок. (Обойдемся без спойлеров, но будьте готовы ко всякому.) Пока обескураженный зритель думает «Что за мракобесие твориться на экране?», Том Форд приступает к игре «отличи правду от вымысла». На протяжении всего фильма режиссер не раз будет манипулировать зрительскими эмоциями, заставляя испытывать весь их широкий спектр — от восторга до леденящего ужаса, а потом развеивать флер реальности происходящего и обращать все в иллюзию.

Том Форд мастерски сталкивает на экране два, на первый взгляд, параллельных друг другу мира – реальный, в котором живет Сьюзен, и придуманный, в котором разворачивается драма Тони. Даже географически они четко разграничены. Мир Сьюзен – это полный условностей, изысканности и прагматичности Лос-Анджелес. Здесь правят бал расчетливые и прагматичные женщины, такие, как Сьюзен и ее мать (маленькая, но запоминающаяся роль Лоры Линни). Мир Тони – это пыльный и знойный Техас, место жестокое и беспощадное. Здесь, как и в дикой природе, побеждает сильнейший. Но, дороги имеют свойства пересекаться, поэтому миры Тони и Сьюзен оказываются связаны друг с другом.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Пересечение этих миров рождает конфликт реальности и творческого вымысла. А если говорить более конкретно, то «Под покровом ночи» — это размышление на тему из какого сора рождаются художественные произведения, как автор перекраивает личные переживания в сюжет для своего романа или фильма.

Эта тема волнует и самого Тома Форда, человека безусловно талантливого и пришедшего в режиссуру не из праздного любопытства. Свою профессиональную квалификацию Форд доказывает с помощью сложной системы повествования (флэшбеки, параллельное действие, перекрестное действие) и постмодернистской игры с жанрами. Здесь есть и брутальный детектив в духе «Настоящего детектива», и тонкая сатира на гламурный мир, и мелодрама об отношениях, и драма о мести.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Режиссер и не пытается особо скрыть, что фильм носит для него личный характер. Как и экранный альтер-эго, мастерски сыгранный Джейком Джилленхолом, он может рассказывать истории только о том, что затрагивает лично его. Выбирая место действия, он остановился на Техасе, где сам вырос и нередко страдал от того, что не вписывался в местные консервативнее рамки, и Лос-Анджелес, где проживает сейчас, — город полный творческой богемы и лишенный предрассудков.

За изысканными кадрами (потрясающая работа оператора Шеймаса МакГарви), безупречно выстроенными сценами, гипнотизирующими образам (не в последнюю очередь благодаря завораживающей музыке Абеля Коженевски) и отличными актерскими работами, как первого (дуэт Джилленхола и Адамс удался), так и второго плана (отличные Аарона Тейлор-Джонсон и Майкл Шеннон), проглядывают довольно простые, даже несколько банальные идеи. Становится это очевидным ближе к концу, когда все фокусы продемонстрированы и остается только открытый финал.

Кадр из фильма "Под покровом ночи"

Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Концовка оставляет после себе только грусть от несоизмеримости всех формальных нагромождений, чтобы донести прописные истины — нельзя разбрасываться близкими людьми, а предавать любимых – это плохо. «Под покровом ночи» — это второй фильм у Тома Форда, и он несоизмеримо более сложный и амбициозный, нежели дебютный «Одинокий мужчина». Однако то, что гармонично выглядит в пятисот страничном романе первоисточнике, не вполне адекватно смотрится в полнометражном фильме. Остается только ждать следующей картины Форда, ведь несмотря на огрехи, смотреть его фильмы невероятно увлекательно.

 

Текст: Валерия Свиридова

Сохранить

  • VK
  • Facebook

Новости

Марк Нунан
Режиссер Марк Нунан: «Всегда сложно делать карьеру в искусстве»

Яндекс.Метрика