«Ой, мамочки»: притча о пределах свободы в современном обществе

13 апреля 2017, 12:44

«Ой, мамочки»: легкая французская комедия о беременности неожиданно оборачивается весьма умной притчей о том, что такое свобода в современном обществе и какие ограничения (и для кого) на нее наложены.

Словосочетание «французская комедия» с самого детства ассоциируется с чем-то изысканным и нездешним. Пьер Ришар и Депардье, де Фюнес, Лазурный берег, неловкий смертельный укол зонтиком, роковые блондинки с впечатляющими бюстами…Квинтэссенция красивого юмора, подающегося тонко и со вкусом. Миллионы советско-российских людей расплывались в улыбке, вспоминая приключения высокого блондина в черном ботинке.

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Но не в наши дни. Если «Такси», «Амели» и «1+1» несут в себе приятные черты национального колорита, то комики Эрик и Рамзи, например, стерли в пух и прах всякое желание находить отличия с Голливудом: кажется, французское кино больше не доводит никого до колик, а лишь снисходительно предлагает тот или иной раз хмыкнуть в ответ на плоскую шутку. Однако французы настойчиво продолжают брать российские экраны если не количеством, то качеством: по-прежнему их кино ассоциируется с чем-то изысканным и нетривиальным. Слава богу, Годар и Трюффо, в свое время хорошо поработали над культурным имиджем своей страны.

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Выделяется ли картина «Ой, мамочки» в общем потоке французских комедий? Сюжет картины прост и вместе с тем оригинален. Мать, Мадо (Жюльет Бинош) и дочка Авриль (Камилль Коттен) одновременно беременеют. Только дочь – ответственная сотрудница парфюмерной компании, а мать – оторва, ведущая себя так, будто ей 17. Дочка требует от матери съехать с квартиры, мать капризничает и не хочет становиться бабушкой, а в итоге – она не знает, что делать уже со своим ребенком. Внешние обстоятельства настойчиво взывают героев к переменам.

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Тем и хорошо жанровое кино, что дает нам возможность комфортно провести время в «пройденных» ранее уютных паттернах. При всей своей шаблонности, картина оригинальна: мало кто говорил о проблеме отцов и детей таким образом, переворачивая тему с ног на голову. Разгулявшаяся молодежь и строгие родители – всем ясный и понятный, набивший оскомину конфликт. Другое дело, когда все обстоит наоборот.

Но тут-то и возникает основное противоречие. Вроде бы море пространства для гэгов и комедийности, но в нагромождении остроумия не должен потеряться месседж фильма: у каждого есть недостатки, и нужно научиться их прощать. Удалось ли авторам соблюсти меру и гармонично выстроить историю вокруг ее основных персонажей?

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Бинош, рассекающая на мопеде по Парижу, любительница алкоголя и случайного секса (с бывшим мужем) – главный солнечный лучик в фильме. Она не хочет мириться с заведенными раз и навсегда правилами «как нужно себя вести в 50 лет», демонстративно приклеивает жвачку к кассе в супермаркете и слушает тяжелый рок. Ее дочь символизирует скуку раз и навсегда заведенного порядка вещей – офисных кабинетов и пасты со спаржей на ужин.  Парень Авриль, диссертант — ноль на палочке, он создан для того, чтобы подчеркивать противоречия между дочкой и матерью. Бывший муж Мадо, талантливый дирижер Марк, лавирует между ней и дочкой, стараясь морально поддерживать обеих; стареющий холостяк-оптимист искрометно сыгран Ламбером Вильсоном. На сладкое — родители диссертанта, у которых селится пара по ходу фильма: гарри-поттеровские Дурсли, зорко следящие, чтобы в их семье все было «как у людей», и их любимое развлечение — играть в идиотские игры с отгадыванием слов. И конечно же, не обошлось без милого пса, который в нужный момент восполняет коммуникационный пробел между героями.

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Круг замкнулся, перед нами традиционная ячейка французского общества. Микрокосм, схема-конспект европейского благоденствия в силе: никто не скроется, потому что нет надобности, никто не изменится, т.к. не позволят. Главная тема новых фильмов Франции — освобождение от всего. От гнета карьерных ограничений, психических расстройств, семейных приличий, ребенка, в конце концов. Недаром ключевыми сценами в картине «Ой, мамочки» станет прогулка беременной Авриль по крыше дома, поступок вызванный настойчивым нежеланием новой семьи признавать ее интересы, а для Мадо — уход с престижного занятия по фитнесу ради того, чтобы отыскать Авриль.

Кадр из фильма «Ой, мамочки»

Итак, за внешней комедийностью картины скрывается драма, ведь каждый шаг героев вне общепринятой схемы оборачивается их крахом. Этот фильм — о том, какой дорогой ценой порой дается освобождение, и о том, что не стыдно стать сумасшедшим в глазах людей, если ты делаешь что-то действительно важное. В наши дни поднять голоc, заявить о себе хоть на полтона громче общепринятого — уже невероятный подвиг. И когда мы видим в финале картины два счастливых семейства, объединенные идеей самопожертвования, становится ясно: систему можно и нужно побеждать.

Перед современным французским кинематографом стоят непростые задачи: в эпоху тотальной политкорректности и установки «как бы кого случайно не обидеть» ему выпала сложная миссия дать людям шанс осознать себя. Но, кажется, эта миссия может быть востребованной. Слегка переродившееся (нам всегда казалось, что не в лучшую сторону, но это не так!) и подстроившееся под голливудский формат французское кино имеет в нашей стране большие перспективы, если продолжит ненавязчиво и красиво напоминать нам о главном.

 

Текст: Петр Скопин

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ