“Номер 44”: в СССР убийств нет

15 апреля 2015, 16:07

Сегодня стало известно, что фильм “№44” не будет показан на территории Российской Федерации. Компания «Централ Партнершип» после консультации с Министерством культуры отозвала прокатное удостоверение, мотивировав это содержанием фильма — искажением исторических фактов и своеобразной трактовкой событий до, во время и после событий Великой Отечественной войны.

Несмотря на это, мы всё равно публикуем нашу рецензию на фильм, внезапно ставший центром скандала, и разбираемся, чем он так не понравился Министерству культуры.

Лев Демидов (Том Харди) – сирота, разведчик и герой войны. После Победы занимает важный пост в МГБ, проводит репрессии и слушается начальства. Но в душе он добрый малый, не чета странному Василию (Юэль Киннаман), который готов убить любого, кто ему не нравится. Конечно, такое мягкосердечие не доводит до добра в Советской России. Страшный майор Кузьмин (Венсан Кассель) требует от Демидова сдать собственную жену (Нуми Рапас). Он, понятное дело, отказывается и вместе с женой отправляется в ссылку в некий город Вольск, куда поступает в милицию в распоряжение генерала Михаила Нестерова (Гэри Олдман). На фоне всего этого проглядывает странная история маньяка, убивающего детей.

Мы всегда с некоторой насмешкой смотрим на зарубежные попытки показать Россию в кино. В большинстве случаев получается карикатурно-преувеличенный, нереалистичный, клюквенный образ. Ну, не понять западному человеку нашу тонкую душевную организацию, берёзки, поля и бесконечную русскую тоску. Чтобы снять хороший фильм о России, надо в глубине души чувствовать себя чуточку русским.

676255

Режиссёр Даниэль Эспиноса не понимает русских. В погоне за драматичностью он пренебрегает смысловыми тонкостями, которые крайне важны для понимания исторического момента. Например, в фильме множество раз повторяется, что в Советском Союзе не может быть убийц и убийств, а следовательно – причиной смерти первого ребенка объявляют несчастный случай. И это полный абсурд, потому что на теле мальчика нет никаких ушибов и синяков, лишь хирургически точные порезы. Но ведь у нас коварное МГБ, Сталин-кровопийца, репрессии – надо нагнетать атмосферу, надо рисовать безумие руководителям всех рангов. И плевать, что тезис «в СССР нет убийц» — это из области далекого коммунистического будущего, но никак не из социалистического настоящего. И такие переборы, которые сильно роняют фильм в глазах российского зрителя, просто на каждом шагу. Чего стоит только МГБшник Василий (антипод Демидова), который может убить коллегу по разведке прямо на полу своего кабинета. В такие моменты можно просто вставать и выходить из зала.

Но кроме отвратительных переборов есть ещё очень смешные моменты, над которыми можно от души похохотать. Сцена – советские солдаты штурмом берут Рейхстаг. Примерный диалог:

— Александр, прикрой меня!
— Василий, слева!
— Петр, скорее беги вперёд!
— Николай, берегись!

Создатели явно боялись, что зритель не запомнит странные славянские имена, поэтому напоминают о них в течении всего фильма. Вы точно будете знать, что главного героя зовут Лев, его жена – то ли Лена, то ли Раиса, а «главный плохой» — Василий. Иронии добавляют и фамилии героев. Предателя Родины, которого ловят через 15 минут после начала фильма, зовут Бродский, а безумного маньяка-убийцу – Малевич. Также вы узнаете, что в Советском Союзе телефоны были только у МГБ, некоторые сотрудники Госбезопасности не умели читать (а-ха-ха), а все города России кроме Москвы – это один огромный завод.

678770

Несмотря на все вышесказанное, в моментах, когда речь идёт о раскрытии странных убийств, фильм захватывает ваше внимание. Маньяк, прототипом которого выступил знаменитый Чикатило, действительно представляется любопытным персонажем, историю которого, правда, так до конца и не рассказывают. Линия с убийствами здесь вообще отнесена на второй план и не верьте, если в жанрах этого фильма есть слово «детектив». Детектива тут очень мало, и кино оказывается, скорее, выдуманной биографической историей Льва Демидова, которому да, волею судеб, случилось распутывать такое дело. К положительным моментам можно также отнести актерские работы – на Тома Харди, Нуми Рапас и Гэри Олдмана всегда приятно посмотреть. К концу нас порадует даже внезапно появившийся лорд Тайвин Ланнистер – Чарльз Дэнс.

676540

Но, к сожалению, эти небольшие плюсы меркнут по сравнению с промахами, которые допустили режиссёр, сценарист и продюсеры. Кроме клюквенности и нереалистичности, фильм страдает от ненужных сюжетных линий, дыр и противоречивости самому себе. Историю про притеснение гомосексуалистов в СССР расширили явно из-за социально-политического контекста, к основному сюжету она не имеет никакого отношения. Вроде бы важный персонаж Гэри Олдмана – генерал Нестеров, которого даже на постер впихнули, выполняет свою роль и уходит в закат, так и не раскрыв себя и свой потенциал. В итоге 2 часа хронометража можно спокойно порезать до стандартных 90 минут, не потеряв ничего важного и даже усилив накал страстей. Но монтажеры-режиссёры решили иначе и превратили 500-страничный роман Тома Роба Смита, по которому снят фильм, в длинную, распадающуюся на отдельные части историю. Конечно, их выбор, а книга как всегда лучше.

Текст: Александр Залесов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ