«Ночные стражи»: пародия на «импортозамещение»

25 августа 2016, 14:52

Сегодня на экраны выходит фильм «Ночные стражи», снятый литовским режиссером Эмилисом Веливисом. Молодежная кинолента о подпольной борьбе с нечистью в Москве легко встраивается в колею, проложенную «Дозорами» Тимура Бекмамбетова — с той лишь разницей, что незамысловатый сюжет новой картины максимально адаптирован для среднестатистического российского зрителя, жаждущего развлечений, а не философских изысканий.

Главной тенденцией отечественного кинематографа, снятого в Год российского кино, стало осознанное «импортозамещение», то есть намеренное подражание голливудским блокбастерам с их качественными спецэффектами и компьютерной графикой, хорошо продуманной неординарной историей и главным героем-протагонистом. Именно такой подход к съемкам стал попыткой реанимировать российское кино и вернуть в кинотеатры массовую аудиторию. В итоге, создание ажиотажа вокруг отдельных картин (например, «Экипаж» или «Он — Дракон») и их относительно неплохой дебют в мировом прокате действительно увеличили кассовые сборы. Однако если экранизация «Экипажа» несколько усмиряет привычный во время просмотра скептицизм, то кино вроде «Ночных стражей» лишь распаляет его.

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Эмилис Веливис задумал «Ночных стражей» как динамичное городское фэнтези с экшеном, черным юмором и сердечными делами — в общем, учел все, что может удержать молодежь, еще не искушенную богатым жизненным опытом. Вероятно, наивного 14-летнего подростка и вправду могут занимать мистические события, в которые вовлечен простоватый Пашка-курьер (Иван Янковский), каждую ночь видящий один и тот же странный сон. Став невольным свидетелем драки между нечистью и людьми в дорогом столичном отеле, Паша обрекает себя на стажировку в особом полицейском отделе «Н» у майора Гамаюна (Леонида Ярмольника), который быстро вводит его в курс дела. В процессе разборок с оборотнями и упырями Паша пытается разобраться и с собственными романтическими чувствами к виновнице московских кровавых распрей — княгине Дане Локес (Любови Аксеновой).

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Между тем, для более зрелой аудитории фильм может показаться обычной интерпретацией сказки о везучем дурачке (самые повторяемые фразы Паши за полтора часа — «Я ничего не понял» и «Как это»), спасающем свою царевну из лап Кощея — в нашем случае, главы клана упырей Янкула (Михаила Евланова). Так, практически в каждом сюжетном элементе есть намек на славянскую мифологию: например, сама фамилия майора — Гамаюн — напоминает нам о птице, предвещающей будущее и ведающей все о происхождении тьмы и света, а в Пашином постепенном «превращении» в воина, решающего судьбу «альтернативной жизни», можно углядеть параллель со славянским богом Семарглом, который участвовал в главной битве между добром и злом. Занятно, что служба курьерской доставки, в которой работает главный герой, называлась «Крылья» (к слову, так изначально назывался и сам фильм): существует легенда, что на Земле Семаргл воплощается в огненного сокола победы, так что, возможно, эта «птичья» перекличка также неслучайна. Однако, отдавая дань национальному колориту, создатели фильма как будто бы не придали значения детальному раскрытию персонажей и логичному объяснению того или иного сюжетного поворота — неожиданной концовки, в частности. Действия героев и вправду не всегда поддаются объяснению — и вероятно, это прямое следствие того, что нам не показывают их бэкграунд. Все, что мы знаем о Паше, Дане и Гамаюне укладывается в первые двадцать минут фильма: все остальные подробности их прошлого или упоминаются вскользь и не имеют для нас никакой важности, или не упоминаются вовсе. Отдельные недоумение вызывают второстепенные персонажи — вроде кореянки Ли. Кроме того, сочетание фольклорных аллюзий и многочисленных отсылок к зарубежному кино о потустороннем мире создает ощущение, что именно из этих «цитат» и состоит повествование: за воспоминанием о «Сумерках» следуют «Люди в черном», за «Другим миром» — бесконечное возвращение к текстам Сергея Лукьяненко.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Впрочем, если сравнить «Стражей» с одним из последних российских фэнтези-фильмов «Темный мир: Равновесие» (2013), в котором всякая претензия на оригинальность убивается синтетической игрой актеров, то очевидным становится один из плюсов картины Веливиса — Леонид Ярмольник в главной роли. Многолетний актерский опыт, умение импровизировать, веселящая зрителей ирония и, наконец, абсолютное новое брутальное амплуа а-ля Брюс Уиллис с нашего двора — все это вытягивает довольно тривиальную киноленту до уровня абсолютной приемлемости. Игорь Верник в роли Лешего тоже способен удивить нехарактерным для себя образом и довольно-таки талантливым его воплощением. Не вызывает разочарования и трогательная игра Ивана Янковского — в целом, его персонаж импонирует зрителю. Однако со стороны Темных сил актерский состав оставляет желать лучшего: имидж нечисти напоминает группу закоренелых московских неформалов, ежедневно толпящихся на Чистых прудах, а самый главный злодей Янкул, чей жеманный образ заставляет забыть о его величии, и вовсе превращает фильм в простоватую пародию на все, что мы знаем о вампирах.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Что касается спецэффектов в «Ночных стражах», то сложно выделить что-то особенно впечатляющее — разве что сцена стрельбы в вагоне метро под аккомпанемент Эдуарда Хиля точно не останется незамеченной. Любители компьютерной графики смогут оценить и эффекты «слоу-мо», и рассыпание нечисти в прах, и медленное падение с московских небоскребов. Среди декораций также есть на что обратить внимание — например, эффектная конструкция «зеркальная комната», где проходят допросы нечисти, и «Спецпоезд», в котором герои будут кататься под землей, оказались самыми визуально внушительными и непростыми в изготовлении.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Кадр из фильма «Ночные стражи»

Зрителям вряд ли когда-нибудь наскучит наблюдать за взаимодействием обычного человека и всемогущей нечисти: во-первых, людей всегда занимал поиск иррациональной альтернативы в обычной жизни; во-вторых, идея чудесного превращения из неуверенного подростка в воина, принимающего серьезные решения, все еще актуальна и сегодня. Так что, несмотря на упрощенную экранную реальность, в которой подвиги, как и положено, совершаются во имя любви, фильм «Ночные стражи», определенно, будет просмотрен большим количеством людей. Хотя бы из-за его широкой PR-компании.

 

Текст: Саша Гусева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ