Четвертый день Фестиваля нового итальянского кино начинается с уже известного нам фильма «Во всем виноват Фрейд». Зрители выходят из зала в полном восторге. Улыбаются даже контролеры билетов, которых с их багажом просмотренных фильмов точно мало чем можно удивить. Тем временем в фойе уже ходят страшилки о следующем фильме, триллере Росселлы Де Венуто «Зеркальный дом». Поговаривают, что фильм очень страшный. Параллельно спорят о том, может ли женщина снять хороший фильм ужасов. Вспоминают «Хижину в лесу» и начинают бояться еще больше.
Когда зрители — любители острых ощущений — уже заняли места, на сцену поднимается сама Росселла Де Венуто. Для нее этот фильм – дебют в полнометражном кино, и потому она очень волнуется, как примут его зрители. Да что уж там – зрители сами волнуются. Паранормальное явление происходит за моей спиной: кто-то перепутал билеты, и теперь в темноте зловещим шепотом спорит с Наумом Клейманом о местах.
Сюжет «Зеркального дома» построен вокруг ирландской художницы Меган и ее мужа – давно переехавшего в Дублин итальянца Лео. Им приходит известие о смерти дяди Лео, священника Доменико, от которого им по наследству остался старинный дом в Апулии. Меган и Лео приезжают в Италию, чтобы продать дом, но с первого же дня Меган чувствует какие-то злые силы, нависшие над особняком. Чем ближе дата канонизации преподобного Доменико, тем больше дают о себе знать тайны, связанные с совсем не святыми делами родственника Лео.
Тем, кто учится на режиссера кино (или звукорежиссера, оператора, художника по свету), «Зеркальный дом» можно посмотреть, чтобы научиться так же виртуозно противопоставлять звуки и тишину, свет и темноту, нагромождение предметов и пустоту. В этом фильме контрасты, даже во внешности героев, обыграны очень четко, гиперреалистичная съемка подчеркивает их и удерживает зрителя в напряжении. Звуковая картина, прописанная тоже очень кропотливо, так что индивидуально озвучен каждый шорох и нет клишированных «Криков Вильгельма», интересна своей яркостью.
После просмотра Наум Клейман с ходу задал Росселле Де Венуто вопрос:
«А Вы любите готические романы?»
И тут же Росселла призналась, что – да, когда она писала сценарий, она вдохновлялась именно готическими романами (жанр, к слову, был создан именно женщиной – Анной Радклифф). В целом же выбор женщины-художницы в качестве главной героини мистического триллера – это попытка не только показать историю через «женский взгляд», но это и метафора: художница через рисование рассказывает историю семьи, дает мета-описание, нелинейно раскрывает тайну за тайной. «Зеркальный дом», увлекает публику, заключает ее в себя сюжетом и техникой съемки. В то же время, за счет того, что главная героиня еще и ирландка, он рассказывает о принятии Италией иностранцев, и в этом плане фильм весьма самокритичен. Для того, чтобы снять фильм, качественно выдержанный как в плане визуальных приемов, так и в плане глубины проблематики, нужны большая смелость и мужество, чем при создании беспокойных привидений и зомби. И дебютную картину Росселлы Де Венуто отличает от многих триллеров именно это.
Следующей картиной четвертого дня NICE 2015 стала комедия «Маленькое семейное дело» Рокко Папалео.
Дон Константино – бывший священник, сложивший сан из-за связи с женщиной и теперь скрывающийся от прихожан. Его сестра Роза-Мария сбежала с таинственным любовником от своего мужа. Мать Константино и Розы-Марии, не желающая слушать сплетен соседей о детях, тоже решает уехать из города. Все они встречаются на старом маяке, где выясняется, что Роза-Мария влюблена в женщину, которая бросила Константино, но теперь все они живут вместе. Постепенно к маяку стягиваются другие «грешники»: бывшая проститутка Магнолия, влюбившаяся в клиента; брошенный Розой-Марией неудачливый пианист Артуро, и, наконец, подозрительные сотрудники строительной фирмы, которые взялись отремонтировать крышу…
Эта комедия положений собирает всех своих героев на маяке – метафоре прозрения, где суммируется опыт, помноженный на взаимные сомнения и сопоставления. Особенности характера каждого отдельно взятого персонажа и его конфликты с другими такими же яркими характерами прописаны остроумно и лихо. Духовные поиски каждого героя показаны ненавязчиво и интересно. Обрамление фильма голосом рассказчика – дона Константино – создает необходимый поэтический эффект и в то же время позволяет углубить самоиронию главного героя. Одним словом, комедия легкая, интересная и, в лучших традициях итальянского кино, с искусно снятыми итальянскими пейзажами.
В пятый день NICE 2015 нам покажут трагикомедию Алессандро Лунарделли «Мир – такой, какой он есть». Наряду с уже известным «Продавцом лекарств», картина Лунарделли считается одним из самых ожидаемых фильмов Фестиваля.