«Нелюбовь» и несчастье Андрея Звягинцева

2 июня 2017, 18:55

Сразу после Каннского кинофестиваля российские экраны вышла новая картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь», прокат которой уже успели организовать почти по всему миру. Российский режиссер не был обделен вниманием, в итоге получив Приз жюри киносмотра, а мировые кинокритики провозгласили «Нелюбовь» смелой картиной о разрушающей все ценности и чувства России.

Андрей Звягинцев после «Левиафана» возвращается к тематике, которая сделала его одним из мэтров российского кино — к семейной драме, анализу ценностей и динамики взаимоотношений по сути самых близких людей. Команда собирается все та же, во главе с продюсером Алесандром Роднянским, оператором Михаилом Кричманом и сценаристом Олегом Негиным.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

В центре сюжета — история Жени и Бориса, их 12-летнего сына Алеши и неудавшегося брака, который завершается тяжелым для всех троих (но особенно — для мальчика) разводом. В постоянных ссорах, недопониманиях и конфликтах они никак не могут покончить с формальностями и развестись. А ребенок то и дело все слушает их недомолвки, особенно когда разговор заходит о нем. Чувствуя свою собственную ненужность, после их очередной ссоры Алёша убегает из дома.

У Звягинцева в этом фильме совершенно другая точка зрения, нежели в его предыдущей картине, «Елена» (2011), которая схожа тематикой с «Нелюбовью». Зрители наблюдают за поведением и поступками главной героини в драме 2011 года, полностью оправдывая ее материнское чувство и роль, которую она должна играть в обществе. Антитезой же становится нынешняя история Жени, Бориса и их сына.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Каждый из них уже начал свою новую жизнь — кто-то совсем с чистого листа, а кто-то попадает в ту же самую историю, как это было 12 лет назад. С самых первых сцен в фильме так и провозглашается: «Любви нет». Главные герои уже сами изначально сломленные, покалеченные жизнью и этой самой нелюбовью, которую они получали с детства. Никогда не испытывавшие любви, они беспомощны в современном мире, они не могут ее кому-то дать и не могут получить ее в ответ.

Персонажи говорят о любви, признаются в ней своим новым «вторым половинкам», с которыми они решили начать новую жизнь. При этом они не разрешают проблемы прежней жизни, тем самым только ухудшая свое состояние.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

У Звягинцева выходит по-настоящему камерная семейная драма, которая получается у него лучше, чем политизированные фильмы, так и требующие номинации на «Оскар». Политика есть, о ней твердили все зарубежные СМИ и даже парочка российских. Но стоит обратить внимание именно на динамику семейных отношений. Режиссер рассматривает постепенное разрушение института семьи. Некоторые постановщики выберут заглавной темой именно комфорт в человеческом счастье. Звягинцев уже подытоживает и объясняет, что данный комфорт приведет к разрушению.

На самом деле не о любви говорится в данном фильме и при таком контексте. В картине повествуется о счастье, материальном или духовном, но любовь здесь ни при чем. Отсюда и «нелюбовь» в заглавии. Люди, обезумев от поиска высокого чувства, начинают отождествлять его с самым простым, но не всегда доступным явлением — счастьем.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Может, не именно любви нет в России, а простого и глупого счастья? В которое не будет вмешиваться СМИ со своими разговорами о конце света, ни Дмитрий Киселев со своими вздохами и мимикой, рассказывая об ужасах в Украине. На первый план выходит все тот же вечный вопрос: «В чем же счастье?». Начиная с перестроечного кино эта тема так и витает где-то в воздухе в поиске ответов и выводов, переплетаясь с мотивами любви и мечтаний. Российский кинематограф так и «долбится» об стену, оказываясь в собственном тупике — там же, где и нашло себя общество.

Андрей Звягинцев не дает ответов на вопросы — он оставляет вопросы открытыми и не разрешенными вместе с финалом, по-своему уходя от классического повествования и как можно сложнее, по-постмодернистски запутывая зрителя. Этот прием по-своему ставит под вопрос искренность картины и данной истории: очередной фарс и гонка за «Оскаром» или же реальная художественная драма? Тем не менее главный конфликт остается неразрешенным. Ответов никто не получает и каждый остается один на один со своим прошлым, не в силах начать жить заново, разрушая свое будущее, которое уже недостижимо.

 

Текст: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ