Неделя с ММКФ: День первый

21 июня 2015, 12:35

Вчера прошли премьеры двух конкурсных фильмов: «Анклав» Горана Радовановича (Сербия) и «Росита» (Дания). Мы успели их посмотреть и написать, что о них думаем.

«Анклав»

Картина повествует о временах, когда оставшиеся сербы после Косовской войны и беспорядков пытаются примириться с тяжелыми условиями жизни, при этом чувствуя себя на вражеской территории. Но это история показывается глазами детей, а не взрослых людей.

Как принято у сербского кинематографа, в киноленте всегда должен присутствовать неописуемый трагизм ситуации. Так же и здесь: средние планы разрушенных храмов, почти непригодные для жилья дома, чувство полнейшей отрешенности, даже в бронетраспорт могут кинуть камень, пока ты пытаешься доехать от дома до школы. После войны большинство сербского населения пыталось по возможности уехать, а оставшимся приходилось жить в так называемых анклавах.

Радованович делает главным героем маленького мальчика, который совершенно не в курсе этого внутреннего конфликта между двумя народами. Он знает, что ничего не делал и живет с такими мыслями. В принципе не только он один. Пока парень не знает другой жизни: сегодня албанские мальчишки начнут кидать камни в бронетраспортер, позже можно сыграть с больным дедом, а если повезет, то отец не будет так много пить за ужином. Мальчишка добр и невинен сердцем.

Кадр из фильма "Анклав"

Кадр из фильма «Анклав»

Режиссер не выносит этнический конфликт на первый план, акцент он ставит на нравственности и человеческих чувствах. То это молодые ребята, то это предатель серб, конфискующий оружие, когда люди омрачены горем. Поэтому Радованович не указывает конкретных названий, по крайней мере не очень часто, потому что таких анклавов много, и похожее могло случиться с любым живущим в них. Обрамляя киноленту, создавая для нее кольцевую композицию, постановщик начинает фильм со слов «Мой лучший друг», со школьного сочинения, который пишет главный герой. Живя в замкнутом пространстве, для серба лучшим другом является его дедушка, которого совсем скоро не станет. Когда же это происходит, отважный молодой человек отправляется в одиночку за священником, попадаясь на пути к албанским «пацанам».

В кульминационной сцене обостряется со всех сторон тот самый этнический конфликт, но проигрывает. Отдать все лавры следует молодым актерам, которые справились с актерской работой, отыгрывая отвагу, смелость, сломленность и неосознанность собственных чувств. Так серб и албанец сделали невозможное: они смогли подружиться. Так как ничего не имеет значения, пока ты помнишь, что ты все еще человек. Так и сидел потом главный герой, стараясь без ошибок написать сочинение на тему «Мой лучший друг», только уже не думая о своем дедушке.

«Росита»

Фильм датского режиссера Фредерикке Аспек «Росита» снят в традициях социального реализма: это относится и к операторской работе, и к подбору актеров, и, конечно же, к выбору темы. В целом картина посвящена феномену «жены по почте», когда более-менее состоятельные граждане в прямом смысле «заказывают» себе домработницу с широким списком услуг из стран третьего мира. Однако данную тему режиссер решила развить на почве взаимоотношений вдовца с выросшими сыновьями и отношения датского общества к «птичкам из горячих стран».

Кадр из фильма "Росита"

Кадр из фильма «Росита»

Ульрик, владелец крупной рыбной фабрики, давно живет один и очень скучает по умершей супруге. Его старший сын женился и ждет прибавления в семье, а младший, Иоханнес, крутит роман с парикмахершей, но, по его же словам, «не продержится с ней наедине и неделю». Наконец глава семейства решает вновь привести женщину в дом, но не местную, а из-за границы – с далеких Филиппин. Росита, как зовут «выписанную» девушку, становится глотком свежего воздуха как для Ульрика, восхищающегося ее кротостью и хозяйственностью, так и для Иоханнеса, который вдруг влюбляется в филиппинку. Любовный треугольник в рамках заявленной режиссером проблематики становится способом раскрыть самые острые и актуальные проблемы датского общества: реакция страны геополитические сдвиги, связь поколений, настроения самого общества и еще массу всего.

Как режиссер ни пыталась донести свое видение до журналистов на пресс-конференции, конец озадачивает. Фредерикке Аспек дала понять, отвечая на вопрос о выбранном конце истории, что у нее была задача «сделать всех своих героев счастливыми». И – да, действительно, Росита (характер идеально прописанный, цельный и сильный, прекрасно исполненный актрисой Мерседес Кабраль) счастлива, Ульрик (занимательный только за счет великолепной игры Йенса Альбинуса, который многое дал герою от себя) счастлив, Иоханнес (сильная и яркая игра Миккеля Боэ Фёльсгора) получает по заслугам и, за счет именно ему принадлежащего открытого финала картины, выходит в мир и соединяет фильм с оным. Но конец, так или иначе, не сильный и по-женски щадящий. Но – да, правдоподобный. Исключительно в рамках желания режиссера.

Текст: Анастасия Заболоцкая, Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ