«Мир Юрского периода»: безопасность гарантируется

11 июня 2015, 17:02

Рецензия на художественный фильм «Мир Юрского периода».

Существует ряд франшиз, в рамках которых присутствуют части, заслуженно признанные лучшими сиквелами за всю историю.  Восьмидесятые показали миру продолжения «Чужого», «Назад в будущее» и «Индианы Джонса», успевшие стать классикой ещё до того, как в 1991 году их ряды пополнил «Терминатор 2: Судный день». Вышедший на экраны в 1997 г. «Затерянный мир: Парк Юрского периода», снятый по роману Майкла Крайтона (как и первая часть), по очевидным причинам к их числу не относится, но эта картина разделяет с ними одну важную общую черту, которой должен обладать любой мало-мальски достойный сиквел – она не похожа на своего предшественника.

В таких картинах действие и герои переносятся в совершенно новые условия, зачастую расположенные на территории совсем другого жанра. Например, из жуткого пространства корабля «Ностромо» из оригинального «Чужого» мы попадаем на планету монстров спустя 57 лет, за которые хоррор успел превратиться в фантастический боевик. Марти оказывается в той идеальной версии будущего, которой, как мы знаем, не  суждено было стать реальностью. Терминатор превращается из злодея в защитника и сражается с новым врагом, превосходящим угрозу предыдущего в десятки раз. А в «Затерянном мире» на карте Майкла Крайтона появляется второй остров с динозаврами, давно выбравшимися из своих клеток: из вычищенного пространства парка действие переносится в смертоносные джунгли. Пускай «Затерянный мир» успешно выполняет это условие, но стоит признать, что новые части этой серии становились с каждым разом только хуже. В дальнейшем ничто не указывало на то, что ситуация хоть как-нибудь изменится. Неизбежность продолжения серии, дабы исправить ситуацию, была очевидна всем, в первую очередь — создателям. Но те трудности, с которыми пришлось столкнуться на этапе разработки, поставили под сомнение его необходимость с самого начала.

Кадр из фильма "Мир Юрского периода"

Кадр из фильма «Мир Юрского периода»

Работа над четвертой частью велась больше 10 лет, то замораживаясь на неопределенный срок, то возобновляясь с новыми, пугающими подробностями. Например, одна из самых ранних версий сценария авторства Уильяма Монахэна рассказывала о скрещиваниях ДНК динозавров и людей ради создания супер-солдат для  борьбы с колумбийским наркокартелем… Но, к счастью, финальная версия вышла из-под пера Аманды Сильвер и Рика Джаффа, ответственных за перезапуск «Планеты обезьян». После долгих лет метаний имена авторов вселили в фанатов серии уверенность в успехе нового фильма. Режиссёр Колин Трэвороу, которому Стивен Спилберг доверил постановку 4-й части, подходил к своей задаче, чётко понимая, что остров Нублар, изменённый до неузнаваемости – условие необходимое для выживания франшизы в современной экосистеме, спустя 15 лет после провального триквела Джо Джонстона . Он приглашает нас в мир, в котором мечты о работающем заповеднике с динозаврами стала реальностью. Теперь территория «Мира Юрского периода» каждый день битком заполнена туристами всех возрастов — для каждого из них здесь найдётся аттракцион по вкусу.

История с изолированным островом с динозаврами, где человек сталкивается с первобытной опасностью вдали от цивилизации, забыта: в этом месте над природой установлен жёсткий контроль корпорации Masrani, который осуществляет чемпионка по тайм-менеджменту в лёгком весе Клэр в исполнении Брайс Даллас Ховард. За 20 лет исследований они  продвинулись на беспрецедентно высокий уровень: возможность генетической модификации существ стала реальной возможностью усилить WOW-фактор для нового поколения юных посетителей, которых просто динозаврами уже не впечатлить. Велоцерапторы, которые стали поддаваться дрессировке в ходе изучения их интеллекта, начинают рассматриваться в качестве достойной замены солдатам на Ближнем Востоке. В вольерах установлены инфракрасные датчики и детекторы движения, камеры наблюдения торчат отовсюду, для каждого заболевшего динозавра наготове бригада ветеринаров, и даже пятилетний ребёнок может сделать селфи с детёнышем трицератопса. Одним словом, становится понятно, что «Парк Юрского периода» образца 2015 года выглядит именно так, как должен выглядеть в наши дни.

Кадр из фильма "Мир Юрского периода"

Кадр из фильма «Мир Юрского периода»

В оригинале ставился вопрос о целесообразности вмешательства человека в природу до такой степени, что он создаёт заново вымершую жизнь в XX веке, безответственно игнорируя особенности современной экосистемы и социального сосуществования животных в замкнутом пространстве острова. Спустя 20 лет на передний план выступает новая проблема: как далеко будет заходить крупная корпорация-владелец, если посетители перестанут видеть разницу между стегозавром и слоном? Создатели приняли решение, которое напрашивалось само собой: новый, более агрессивный и смертоносный хищник Индоминус Рекс (I-Rex), специально спроектированный генетиками так, чтобы при необходимости порвать в клочья даже Тираннозавра. Мы знаем, что осатаневшая тварь вырвется на свободу и начнёт сеять смерть и хаос по всему острову, но каким же образом?

Невольно задаёшься вопросом, как в настолько, казалось бы, продуманном мире, где у динозавров нет шансов просто так оказаться на воле, произойдёт главный поворот, после которого всё полетит к чертям и люди-таки начнут погибать от зубов и когтей злобных рептилий? Что же даст толчок тому, чтобы кажущаяся совершенной система дала сбой? Напомним, что в первой части причиной была конкуренция корпораций, прибегающих к промышленному шпионажу, вербуя сотрудников компании соперника.

Когда становится понятно, что в 4-й части и без того поверхностно прописанные сюжетные линии запускаются благодаря череде идиотских случайностей или непробиваемой тупости некоторых персонажей, фильм моментально перестаёт восприниматься всерьёз. Авторы сценария всерьёз думают, что в охраняемом круглые сутки вольере с супер-хищником, следы от когтей, указывающие на то, что животное смогло сигануть через ограду, можно обнаружить совершенно случайно… С этого момента осознаешь, что привлекательное на первый взгляд полотно картины сплошь соткано из штампов, работающих только тогда, когда целевой аудиторией являются дети. Ближе к середине фильм провисает настолько, что не остаётся ничего, кроме как наслаждаться динамичным экшеном. И стоит отдать должное, с развлекательной функцией фильм справляется «на отлично». Несмотря на сюжетные дыры, его приятно смотреть, потому что в нём есть буквально всё, что хотел бы увидеть внутренний ребёнок, когда-то любивший эти фильмы. Но, к сожалению, кроме неуклюжего и навязчивого фан-сервиса, у этого фильма не выходит предложить зрителю ровным счётом ничего.

Кадр из фильма "Мир Юрского периода"

Кадр из фильма «Мир Юрского периода»

Сегодня, когда концепт-дизайн играет решающую роль при производстве, мы видим «Парк Юрского периода», который выглядит совершенно по-новому, но только и делает, что подражает оригиналу буквально во всём. В таком случае фильму следовало позиционировать себя как перезапуск. Но сам режиссёр Колин Тревороу называет его прямым продолжением первой части и оставляет без внимания события второй и третьей, события которых больше не имеют значения для новой истории.  Главное, как утверждает режиссёр, «вернуть давно забытое ощущение необыкновенного чуда, которое люди испытывали при просмотре оригинала». Почти 25 лет назад…

Любопытно, что точно такой же фокус в данный момент проделывает Нил Бломкамп, которого недавно пригласили ставить пятую часть о «Чужих». Молодой режиссёр «Района №9» с самого начала сообщал в многочисленных интервью, что его фильм будет начисто игнорировать всё, что происходило в серии после того, как к ней прикоснулся Джеймс Камерон. «Терминатор: Генезис» использует путешествия во времени для того, чтобы ворваться в хронологию истории и проделать то же самое.

Сложно сказать, как расценивать такое отношение авторов к наследию франшизы, но пускай факты говорят сами за себя: на выходе получается, что «Мир Юрского периода» означает для серии примерно то же самое, что «Чужой: Воскрешение» Жана-Пьера Жене («Амели») для всей истории лейтенанта Рипли. Она представляет из себя результат хитроумного скрещивания элементов из разных жанров и клонирования атрибутов из оригинала, которые рассунуты роялями по кустам. Из приключений он превращается в романтическую комедию, затем принимает окрас боевика, изредка ведя себя как триллер. Отовсюду торчат отчаянные напоминания о родстве с классикой, которые вплетены в сюжет просто, потому что должны быть там.

По иронии судьбы фильм ведёт себя совсем как Индоминус Рекс – намешанный из разных видов гибрид, который всю свою жизнь провёл запертым в клетке. 11 июня он вырвется на свободу и начнёт убивать нервы зрителей  ради удовольствия, пытаясь найти своё место в пищевой цепи бокс-офиса.

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ