Мир и жизнь самого странного режиссера Голливуда Найта М. Шьямалана

16 марта 2017, 18:53

По всем законам современности, Найт М. Шьямалан, режиссер триллера «Сплит», одной из самых громких премьер недели, – это человек-мем. Его имя прочно ассоциируется с одним словом – твист. Твист означает неожиданный поворот сюжета, который переворачивает всю историю с ног на голову. Иронично, но жизнь и карьера Шьямалана – это твист. Некоторые его фильмы провозглашаются шедеврами, другие получают самые нелестные оценки критиков и зрителей. «Шестое чувство», его третий фильм в карьере, претендовал на «Оскар» в шести номинациях (включая «Лучший фильм»), а через десять лет режиссер стал обладателем сразу двух антинаград «Золотая малина» за «Девушку из воды». Шьямалан точно знает, что он хочет снимать и как, но очень часто это оказывается настолько странным, что сбивает с толку.

В честь долгожданной премьеры «Сплита» мы вспоминаем творческий путь Найта М. Шьямалана и пытаемся предсказать, что ждет «твиста» в будущем.

Начало пути, или «Кто вы такой, мистер Шьямалан?»

"Я бы хотел сухой джин мартини... с твистом"

«Я бы хотел сухой джин мартини… с твистом»

Становление Шьямалана обычно забывают, а очень зря. Он родился в Пондишери, Индия, но спустя 6 недель после рождения оказался в Штатах, куда переехала семья. Будучи подростком он активно снимает короткометражки на камеру «Супер 8», равняется на Стивена Спилберга, а затем поступает в Нью-Йоркский университет. Конечно, на режиссера – это его мечта.

Во время обучения его увлекает кинематограф Хичкока, и то, что триллеры стали визитной карточкой Шьямалана, не случайность, как и многочисленные камео в собственных картинах.

Первый свой полнометражный фильм «Яростная молитва» Шьямалан снимает еще во время учебы на деньги друзей и родных. Это автобиографическая история о том, как американец индийского происхождения возвращается на географическую родину и там переосмысливает свою жизнь. Фильм получил достаточно мало внимания со стороны критиков, хотя и был показан на кинофестивале в Торонто и имел не такой уж и маленький бюджет в 800 тысяч долларов.

Одновременно Шьямалан пишет и выгодно продает два своих комедийных сценария: «Стюарт Литтл» и «Пробуждение». Последний он не только пишет, но и режиссирует. Финансово фильм обернулся провалом, но это был первый крупный релиз для молодого деятельного автора. Однако кроме невероятной энергии и производительности, ничто не предвещало, что через пару лет он станет новой иконой в мире кинематографа, которого будут называть «следующим Спилбергом» и «гуру хоррора».

«Шестое чувство» и далее

Американский выпуск Newsweek с обложкой "Следующий Спилберг"

Американский выпуск Newsweek с обложкой «Следующий Спилберг»

В 1999 случилось невероятное – «Шестое чувство» Шьямалана, главную роль в котором сыграл Брюс Уиллис, захватило мир. Новый подход к мистике и неожиданный поворот сюжета в конце заставили зрителей рассказывать о фильме шепотом, боясь не выдать тайну, которая могла испортить все удовольствие от просмотра. «Шестое чувство» задало такую планку ожиданий, что еще на семь лет репутация Шьямалана прочно держалась на этом гвозде. Номинации дождем посыпались на человека, для которого это был всего лишь третий фильм в жизни. «Оскар», правда, не получил, но само появление хоррора в категории «Лучший фильм» показывало, под каким впечатлением остались и зрители, и критики.

На волне успеха, годом позже, Шьямалан выпускает «Неуязвимого», снова с Брюсом Уиллисом в главной роли. Хотя на тот момент (да и позже) фильм оказался в тени «Шестого чувства» и не вызвал особых эмоций у зрителей, для самого режиссера он оказался важным и неожиданно обрел вторую жизнь в 2016 году с выходом «Сплита», соединив две картины в одну киновселенную.

«Знаки» с Мэлом Гибсоном оказались последним фильмом, получившим признание как критиков, так и аудитории. История про инопланетное вторжение, рассказанная мистически, оказалась неожиданно удачным соединением всего опыта американских блокбастеров предыдущих лет.

Правда, все ждали большего. Кредит доверия, полученный у зрителей за «Шестое чувство» постепенно таял. Ведь если тебя уже провозгласили новым Спилбергом, то будь добр, соответствуй, а не снимай милые, но одноразовые поделки.

«Лес» его утопил

Комментарий на YouTube к вырезанной сцене из "Повелителя стихий": "Им следовало удалить весь фильм"

Комментарий на YouTube к вырезанной сцене из «Повелителя стихий»: «Им следовало удалить весь фильм»

К невероятному сожалению всех, от голливудских боссов до фанатов, Шьямалан сделал «вжух» и магическим образом покатился вниз, утаскивая с собой все надежды.

«Таинственный лес» уже сценарно выглядел натянутым. История о деревушке, затерянной в лесу, предлагала довольно логичный и не особенно удивляющий твист, который мелькал уже во огромном количество историй. Несколько авторов даже подали в суд на Шьямалана, но процессы окончились ничем, потому что история и правда была уже всеобщей, не принадлежащей одному автору.

Следующий фильм Шьямалана, «Девушка из воды», обозначил первый серьезный провал и разочарование зрителей, последовавшее следом «Явление» никак не выправило ситуацию, а откровенно плохой «Повелитель стихий», казалось, окончательно накрыл крышкой гроба карьеру Шьямалана. Фильм, основанный на популярном фэнтези-мультсериале канала Nickelodeon, с треском провалился и не позволил режиссеру пойти по пути автора масштабных блокбастеров – до выхода картины велись активные переговоры о съемках одной из частей «Гарри Поттера».

В интервью перед выходом «Повелителя стихий» Шьямалан так ответил всем критикам:

«Я не ищу оправданий, я люблю все свои фильмы и могу только надеяться на то, что кто-то разделяет мои чувства после их просмотра. Я не стремлюсь понравиться всем. Я уверен, что будут и разгромные рецензии на этот фильм. Конечно, если бы этого не случилось, я был бы рад, но вряд ли так будет».

Окончательным крестом на карьере стал фильм «После нашей эры» – проект, созданный исключительно для того, чтобы сделать звезду из Джейдена Смита, сына Уилла Смита.

Феникс

М. Найт Шьямалан

Несмотря на все невзгоды, Шьямалан не сдался. Он ушел из мира большого кино в маленькие бюджеты, откуда когда-то он начинал свой путь. Маленький бюджет, невероятная вещь, позволил без особенных рисков и упреков студий снимать то, что Шьямалан так любит – твисты.

«Визит» стал ироничным подсмеиванием над всем жанром хоррора, а только-только выходящий в прокат «Сплит», наоборот, удивляет своей очень серьезной мрачностью. Если бы не элементы сверхъестественного, можно было бы подумать, что это какой-то новый Шьямалан, Шьямалан-Финчер.

«Меня жена все время пилит — мол, почему ты не можешь снимать как все? Ну, вот не могу».

Надо сказать, что, несмотря на все провалы, Шьямалана хочется любить уже только за то, что он всегда придерживается кредо – «Делай так, как нравится и хочется». Поэтому он автор, а не человек, который исполняет маркетинговые прихоти студий. Иногда автора ждут провалы, иногда громкие успехи, но все его провалы и успехи проистекают только от него самого, а не от того, что на него надавили боссы, фанаты или кто-либо еще. В эпоху, когда студии бояться экспериментировать и делают «безопасные ремейки», Шьямалан может снова сесть на трон самого успешного непредсказуемого человека Голливуда.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Текст: Александр Залесов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ