«Легенда»: У каждой легенды найдется своя слабость

1 октября 2015, 18:26

На экраны выходит долгожданная картина Брайана Хелгеленда «Легенда» , снятая по мотивам книги Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй». Главная — двойная — роль досталась Тому Харди. «365» — о том, как он с ней справился и что за фильм получился у Хелгеленда.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

Пока в 60-х с культурной стороны развивалась музыка, благодаря новичкам того времени The Who и The Kinks, а The Beatles уже ходили по Abbey Road, улицами правили именно братья-близнецы Крэй.

По словам режиссера Брайана Хелгеленда, у каждого жителя Лондона найдется пара припрятанных историй о таинственных братьях Крэй, которые будоражили город в 60-е годы. Сам же режиссер — американского происхождения, и первое знакомство с главными героями его нового фильма у него началось со лжи. Настоящая история братьев Крэй осталась в заголовках газет и где-то глубоко в подворотнях Ист-Энда. Да и надо быть настоящим специалистом сленга «кокни», чтобы разобрать, о чем толкуют жители этого района.

Режиссер смог собрать достаточное количество сплетен о гангстерах Ист-Энда. Однако настоящей почвой для размышлений стала книга Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй». Но Брайан Хелгеленд старался отыскать новую концепцию повествования и создать совершенно иную точку зрения – ту, о которой бы еще не знали.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

Конечно, когда за плечами британского кинематографа уже есть драма о братьях Крэй 1990 года («Братья Крэй» Питера Медака). У Хелгеленда при создании новой картины о лондонских гангстерах не было выбора: его фильм должен быть лучше предыдущего. Но он хотел чего-то иного: режиссер мечтал снять настоящий американский гангстерский фильм. Однако здесь ему подвернулись достаточно воспитанные и хорошо одетые англичане. Хелгеленд же, в первую очередь, пытался все-таки отыскать главный лейтмотив и композицию всего фильма.

Все это он нашел в истории жены Реджи Крэя, Фрэнсис. После тщательных расследований и интервью со знакомыми британских «бандитов», режиссер услышал это имя только от одного человека, в свое время состоявшего в группировке близнецов Крэй. Соотнеся с ее именем предложение «Именно из-за Фрэнсис все мы отправились в тюрьму», Хелгеленд нашел свою «приму для спектакля».

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

Картина повествует о таинственных и бесстрашных братьях-близнецах Крэй, Ронни и Реджи, и об их группировке в Ист-Энде — они держали в страхе весь Лондон и даже сотрудничали с американскими мафиози. Однако любая «сладкая жизнь» заканчивается «горьким финалом».

У Хелгеленда не вышло «настоящего американского гангстерского фильма», он о нем и забыл, сильно углубляясь в разработку сценария и мизансцен. Режиссер показывает «бандитский» мир по минимуму, уделяя больше времени быту и романтике. Фильм, в свою очередь, синхронизирует в себе женское и мужское начало.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

Хелгеленд не отказывается от триллера, но и не использует его ради «показухи». Его волнует внутренне состояние братьев Крэй, в особенности Реджи. Старший брат всегда был «главным мозгом» в банде, так как Ронни страдал шизофренией и любил устраивать оргии у себя в квартире, приглашая разных представительных личностей Великобритании. Что до Реджи, то за все, что касалось деятельности группировки отвечал он. Однако и у такого умного парня есть свои «скелеты в шкафу».

Одним из его «слабых мест» оказалась его жена Фрэнсис. По описанию знакомых лично с братьями Крэй, она предстает тихой и скромной девушкой. Исполнившая Фрэнсис Эмили Браунинг не отходит от «оригинала», и больше изображает ее жертвой событий. Но она не додумывает это состояние, доказывая, что брак с Реджи так же приносил счастье. С появлением Фрэнсис на экране повествование, фактически, ведется от ее лица. Происходит небольшое искажение пространства и времени, потому что, как известно, Фрэнсис покончила с собой. После ее смерти на экране фильм остается без своего «проводника», и уже не знает, что делать.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

То же самое чувствует и Реджи Крэй. Том Харди не дает расклеится своему герою, скорбь он показывает исключительно через злость и насилие. Романтические моменты: длинные средние планы в машине около кладбища или сцена, где «безжизненное» тело гуляет по темным улицам Лондона — остаются именно там, в тех самых переулках Ист-энда, о которых боялись писать британские газеты 60-х годов.

О смерти Фрэнсис не писали в газетах, не написали и о том, что Реджи Крэй потерял свою драгоценную жену и пустил все на самотек: карьеру, друзей, врагов и брата. Но об этом снял фильм Брайан Хелгеленд. Он не будет повторять Гая Ричи, показывать ту Британию, тех людей. Его история по-американски гламурна, под стать самим Крэям, один из них который похож на Аль Капоне, а другой — на Жан-Поля Бельмондо.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

И вот такой пижонистый тип, как Реджи Крэй, влюбился в девушку из Ист-Энда, мечтавшую сбежать из этого гиблого места. Он, уже имевший славу и деньги, все-таки искал «другое» богатство, и увидел его в ней. Слегка ухмыляясь, он говорит одному из своей банды, что «она сведет меня в могилу» — и не прогадывает. Хелгеленд не травит романтичными отношениями между героями, делает это в меру и не зацикливается, представляет Крэя не героем-любовником, а обычным английским парнем из неполной семьи (несмотря на слухи, что он спит со шлюхами).

Не хватает фильму британского духа. Меньше этой американской помпезности, дорогих машин и кутежа. Узкий мир гангстерской жизни в гламурном стиле. Братья Крэй любили выглядеть как денди 20-го века. Хелгеленд решил не обделять вниманием именно внешний мир бандитов, создавая при этом чересчур красивую картинку для Великобритании времен прогресса социального реализма.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

Возможно, экранного времени больше у Реджи, но Рона тоже не обделяют вниманием. Том Харди в первую очередь хотел сыграть именно Ронни. Его бешенная натура, вперемешку с искренностью и наивностью, оставляли после себя больше ужаса, чем рациональные доводы самого Реджи. Изначально представив его зрителям как шизофреника, а потом уже как гомосексуалиста, режиссер тем самым обосновал тот факт, что от него можно ожидать все, что угодно. То же самое – а именно все, что угодно – ожидает и его старший брат, который потом может его избить и сломать нос, а потом извиниться и обнять. Но сам Рон первым, все-таки, начнет пускать слезу. Его зависимость от Реджи показана Хелгелендом не чем-то нездоровым, а больше естественным. Когда же брата нет, то он теряет контроль. Ронни отождествляется с бурей, которая может накатить неожиданно и так же внезапно успокоиться. Он может оскорбить и унизить жену Реджи, а потом сказать, что она ему всегда нравилась больше всех. За этим человеком не уследить.

Кадр из фильма "Легенда"

Кадр из фильма «Легенда»

И в этом даже бессилен сам Реджи. В конце фильма, после грязного и жестокого убийства одного из участников банды, Рон спрашивает: «Зачем ты это сделал?» А тот змеиным шепотом способен ответить только: «Потому что тебя я убить не могу». Реджи оказывается в капкане, в который его загнал собственный брат.

Почему же фильм называется «Легенда»? Где она, если на экране обычные люди? Ранимые, способные любить, брать на себя ответственность, дружить и страдать. Она осталась все в тех же темных переулках Ист-Энда, потому что у каждой легенды есть своя слабость.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ