Кинофестиваль Esperanza: большое начало с многообещающим продолжением

3 июня 2015, 15:20

В первый день лета завершился Международный кинофестиваль Esperanza, на котором показали двадцать независимых фильмов из России, Кубы, Аргентины, Германии, Нидерландов, Франции, Израиля, Греции, Китая, США и других стран. В программе были представлены игровые, документальные, экологические и художественные картины.

Esperanza – дебютный фестиваль и в этом году проводился впервые, поэтому, конечно же, были неизбежные технические неполадки: проблемы со звуком – иногда он пропадал, со светом – его забывали выключать перед началом киносеанса, с микрофонами, которые периодически оставались на сцене и торчали перед экраном, но особенно удручала ситуация с русскими субтитрами – и даже не то, что периодически их не было, знающим английский язык смысл происходящего на экране был ясен. Огорчала их орфографическая безграмотность и порой полное отсутствие пунктуации. Это очень раздражало и осложняло восприятие. Но в целом – фестиваль удался. В конце концов, первый блин всегда комом, и все нюансы учесть невозможно. Главное здесь – кино, а программа Esperanza оказалась очень неплохой и довольно сильной. Членам жюри – кинокритику Елене Стишовой, кинорежиссеру, актеру и сценаристу Евгению Цымбалу, американскому дистрибьютору Джиму Брауну, французскому продюсеру, режиссеру и журналисту Филиппу Макго и поэтессе Анне Логвиновой – пришлось очень нелегко, когда пришло время объявить лучшие фильмы киносмотра.

День первый

«Проект века»

«Проект века»

Фильмом-открытием стал «Проект века» кубинского режиссера Карлоса Куинтелы. Картина поделена на два временных отрезка – 1980-е годы, когда на Кубе, в городке Хурагуа, началось строительство огромной атомной электростанции, курируемое СССР, и 2000-е, показанные через призму одной семьи – двух отцов и двух сыновей, живущих после крушения своих надежд на светлое будущее. Строительство заморозилось после распада Советского Союза и до сих пор заброшенная электростанция возвышается посреди Хурагуа, словно немой упрек или доказательство утраты чего-то гораздо большего, нежели просто потеря работы. Это потерянные мечты, потерянные надежды, потерянный смысл жизни. Очень символично, что в кадре картинки прошлого показаны в цвете, а настоящего – в черно-белых тонах. Главные персонажи, — дед, отец и сын, — довольно колоритны каждый по-своему. У них у всех схожая судьба, ведь неспроста говорят, что дети, часто неосознанно, повторяют жизни своих родителей. Их всех в свое время бросили жены, и каждый из них воспринял это по-разному: сын переживает, потому что это случилось только-только; его отец простил и отпустил и даже пытается по-своему стать счастливым – встречается с другой женщиной; его же отец – озлобился. Кажется, что единственное существо, которое он любит – это аквариумная рыбка. Он носится с ней, как с ребенком, разговаривает, меняет воду, постоянно улучает ее «жилищные условия». Свою неудовлетворенность жизнью, обиды и неудачи старик выплескивает на сына и внука. В какой-то момент, когда понимаешь, что он делает это намеренно и даже получает от этого своеобразное извращенное удовольствие, начинаешь его тихо ненавидеть.

Вторым фильмом, показанным в первый день фестиваля, стала документальная картина Александры Рахмилевич «Почитать отца твоего и мать… твою», рассказывающая о взаимоотношениях матери и двух дочерей. Казалось бы, кто может быть ближе матери? Однако, когда не общаешься с ней почти двадцать лет, найти общий язык совсем не просто. Дашу и Наташу у матери забрал отец и увез их из Украины в Израиль еще в детстве. По непонятным причинам он не хотел, чтобы они общались. Поэтому девочкам сказал, что мама умерла, а их матери говорил, что они богато и хорошо живут и что не стоит разрушать их счастье. Так они все трое и жили в обмане и неведении. Спустя много лет сестры узнали о том, что мать жива, разыскали ее и перевезли в Израиль. Вот тут-то и начинается история Александры Рахмилевич – очень жизненная, с непониманиями и преодолением трудностей, со взаимными упреками и обвинениями, со скандалами и радостями, из которых, в конце концов, начали выплетаться те ниточки, что имеют свойство протягиваться между родными людьми.

«Почитать отца твоего и мать… твою»

«Почитать отца твоего и мать… твою»

Первый день фестиваля был богат на хорошие картины, из которых запомнилось еще три: «Впечатления утопленника» грека Кироса Папавасиллиу, «Притяжение и я» нидерландки Евы ван Пэлт и «Без границ» иранца Амирхоссейна Асгари. В центре этой истории – иранский мальчик лет двенадцати-тринадцати. Каждый день он приезжает на заброшенный корабль в зоне военных действий, чтобы наловить рыбы и сделать несколько украшений из ракушек – так он зарабатывает себе на жизнь. Привычный ход вещей нарушается, когда на корабле, который он уже давно привык считать своим, появляется наглый мальчишка с автоматом. Он не разговаривает на его языке, перетягивает по всему судну канат, разделяя тот на две части, и постоянно куда-то утаскивает металлические детали, пока однажды в отдалении не раздается взрыв, и мальчишка не убегает, напрочь забыв про оружие. Возвращается он не один, а с младенцем и оказывается не совсем мальчишкой. Начинается их псевдо-спокойная совместная жизнь, вокруг воцаряется кажущейся безопасной идиллия, которая, впрочем, долго продолжаться не может. «Без границ» — фильм о понимании, о том, что любые границы расовой нетерпимости и неприязни сглаживаются или стираются вовсе, когда люди оказываются в одинаковых условиях или живут на грани жизни и смерти. Только в этом случае приходит осознание своей человечности. Он заставляет плакать. Ты не хочешь, пытаешься сдержать себя, но слезы бегут, будто сами по себе, настолько пронзительно и убедительно играют молодые актеры. Он заставляет задуматься о темных уголках своей души и никчемности всех воин, которые мы ведем. Это фильм, после которого что-то меняется в тебе и ты понимаешь, что уже не уйдешь из кинозала тем, кем пришел, также как главный герой, мальчишка, переживший за 100 минут показа, целую маленькую, но трагичную жизнь, никогда не станет прежним.

«Без границ»

«Без границ»

«Впечатления утопленника» и «Притяжение и я» — это художественный и документальный фильмы соответственно. Первый рассказывает о поэте Костасе Кариотакисе, который покончил жизнь самоубийством в 1928 году и с тех пор в каждую годовщину своей смерти возвращается на землю, не помня, кто он и что он. Каждый раз Костас встречается со своей возлюбленной, которая уже почти шестьдесят лет не может от него родить и со своими родителями, воспринимающими его появление как что-то само собой разумеющееся. В этот раз ему предстоит еще одна встреча, которая объяснит ему, зачем он является и мучает этим всех вокруг и себя самого. Запутанный, сложный фильм с депрессивно-абсурдными нотками – музеем поэтов-самоубийц, мистическим возвращением на одно и то же место, необъяснимой молодостью персонажей. Между тем, при просмотре фильма тебя охватывает тревожная гармония, и все происходящее воспринимается очень естественно, будто сознание поднимается на уровень выше, и ты видишь все с измененного разумного ракурса.

«Притяжение и я» остается в памяти своей позитивностью и даже радостью, несмотря на то, что режиссер Ева ван Пэлт рассказывает о жизни молодого парня-инвалида, который не способен передвигаться без помощи специальных костылей либо кресла. Он мечтает быть музыкантом, клавишником в рок-группе, и с упрямством гранитной скалы движется к своей мечте, несмотря на болезнь.

«Притяжение и я»

«Притяжение и я»

В первый день смотра также показали фильмы сербского режиссера Владана Николиса «Нью-Йоркский соблазн» о жизни нескольких женщин различных национальностей, приехавших в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни, и внеконкурсное документально «Бремя мира» Джоэя Боинка о генеральном прокуроре Гватемалы Клаудии Паз-и-Паз, боровшуюся с коррупцией и безнаказанностью в своей стране.

День второй

Второй день фестиваля начался с показа документальной картины Дуга Блока «112 свадеб». Блок, помимо своей основной работы документалистом, снимает свадьбы. Заниматься этим он начал, чтобы заработать денег, но довольно быстро понял, что свадьба – это нечто гораздо большее, чем просто «история на память». Об этом он и говорит в самом начале своего фильма. Потом рассказывает, что в какой-то момент ему стало интересно, как живут те пары, которых он когда-то снимал, в семейной жизни. Результат оказался неутешителен – у каждой из них свои проблемы и трудности, что-то давно развелся, кто-то в процессе, кто-то пребывает в глубочайшей депрессии, кто-то сидит на таблетках. Только 8 пар из 112 согласились на повторное интервью. Под конец фильма подводится итог, что нетрудно быть счастливым в день свадьбы, трудно быть счастливым потом, а брак – это тяжелая работа. Впрочем, ничего нового Блок не сказал, лишь подтвердил давно всем известный факт.

«112 свадеб»

«112 свадеб»

Одним из самых интересным фильмов второго дня стала картина Анна Арлановой «-196» о бывшем студенте физтеха, исключенном из института и его умершей бабушке, которую он пытается крионировать. События разворачиваются стремительно и приобретают все большей налет неестественности. Введение некоторых персонажей, например, двух подруг героя – одна добывает ему сухой лед, другая хранит на балконе тело его бабушки, — кажется недоделанным. С ними хочется какого-то продолжения, которого нет, и это отчасти разочаровывает. Фильм вызывает еще много вопросов и наполнен моментами, которые требуют разъяснения, но, тем не менее, он чем-то цепляет и остается в памяти.

В короткой программе было представлено 5 фильмов: «Вол» Карлоса Куинтелы, «Фердинанд Кнапп» Андреа Балдини, «Путь» Хью Жанга, «Выжечь любовь» Йоахима Глейзера и «Песня побрежья» Лонга Яна. Порой за короткие десять минут можно успеть сказать куда больше, чем за два часа. Это как раз применимо к истории о молодом сержанте-японце, который спас жизнь пленнице-китаянке, научив говорить ее всего несколько слов на своем языке («Песня побережья») или к истории про случайных попутчиков в поезде, разговаривающих на разных языках, но понимающих друг друга по жестам, взглядам, интонациям.

«Выжечь любовь»

«Выжечь любовь»

Также во второй день показали удивительный по красоте экологический фильм Петера Гетзельса и Харриет Гордон «Пингвины наперечет», забавную, но шаблонно-раздражающую сказку Брайана и Энн-Мари Шмидтов «Невероятные приключения Джоджо и его маленькой сестры Авилы» и документальные «Сны Шахерезады» Франсуа Верстера о последних социальных и политических событиях в Египте, Турции и Ливане.

Надо сказать, что, несмотря на то, что во второй день представленных фильмов было больше, каких-то ярких впечатлений, таких как от первого дня киносмотра, было значительно меньше.

День третий

Завершился фестиваль тремя показами – экологическими «Хичолесом» Хернана Вилчеса, «Модерном в натуре» Крейга Леона и внеконкурсным документальным фильмом Филипа Макго «Земля без гражданства. От Латвии до Украины». Как сказали организаторы Esperanza: «Мы просто не могли пройти мимо той политической ситуации, что сложилась у нас в стране и вокруг России». Что ж – очень актуально.

«Земля без гражданства. От Латвии до Украины»

«Земля без гражданства. От Латвии до Украины»

Третий день оказался самым многолюдным из всех. На церемонию награждения пришли режиссеры, те, которые смогли приехать, — Карлос Куинтела, Дуг Блок, Анна Арланова, Харриет Гордон и Петер Гетзельс, актеры, кинокритики, телеведущие и просто любители кино.

Перед объявлением результатов собравшимся гостям показали новый мультфильм Цунео Кобаяси «Наруто: Послений фильм» — это стало своеобразным подарком от организаторов. Официальная премьера в России планируется 4 июня. Этот мультфильм, с его волшебством и магией, искренней дружбой и чистой любовью, спасением земли и милой наивностью, просто прекрасен.

И, наконец, торжественный момент. Победителями I Международного кинофестиваля Esperanza стали:

  • «Проект века», реж. Карлос Куинтела (Куба, Аргентина, Германия) – в номинации «Лучший экологический фильм»
  • «Почитай отца твоего и мать…твою», реж. Александра Рахмилевич (Израиль) – в номинации «Лучший документальный фильм»
  • Приз зрительских симпатий получил фильм Петера Гетзельса и Харриет Гордон «Пингвины наперечет» (США)
  • «Выжечь любовь», реж. Йоахима Глейзера (Германия) – в номинации «Лучший короткометражный фильм»
  • «Без границ», реж. Амирхоссен Асгари (Иран) признан самым лучшим художественным фильмом смотра
Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ