Esperanza – дебютный фестиваль и в этом году проводился впервые, поэтому, конечно же, были неизбежные технические неполадки: проблемы со звуком – иногда он пропадал, со светом – его забывали выключать перед началом киносеанса, с микрофонами, которые периодически оставались на сцене и торчали перед экраном, но особенно удручала ситуация с русскими субтитрами – и даже не то, что периодически их не было, знающим английский язык смысл происходящего на экране был ясен. Огорчала их орфографическая безграмотность и порой полное отсутствие пунктуации. Это очень раздражало и осложняло восприятие. Но в целом – фестиваль удался. В конце концов, первый блин всегда комом, и все нюансы учесть невозможно. Главное здесь – кино, а программа Esperanza оказалась очень неплохой и довольно сильной. Членам жюри – кинокритику Елене Стишовой, кинорежиссеру, актеру и сценаристу Евгению Цымбалу, американскому дистрибьютору Джиму Брауну, французскому продюсеру, режиссеру и журналисту Филиппу Макго и поэтессе Анне Логвиновой – пришлось очень нелегко, когда пришло время объявить лучшие фильмы киносмотра.
Фильмом-открытием стал «Проект века» кубинского режиссера Карлоса Куинтелы. Картина поделена на два временных отрезка – 1980-е годы, когда на Кубе, в городке Хурагуа, началось строительство огромной атомной электростанции, курируемое СССР, и 2000-е, показанные через призму одной семьи – двух отцов и двух сыновей, живущих после крушения своих надежд на светлое будущее. Строительство заморозилось после распада Советского Союза и до сих пор заброшенная электростанция возвышается посреди Хурагуа, словно немой упрек или доказательство утраты чего-то гораздо большего, нежели просто потеря работы. Это потерянные мечты, потерянные надежды, потерянный смысл жизни. Очень символично, что в кадре картинки прошлого показаны в цвете, а настоящего – в черно-белых тонах. Главные персонажи, — дед, отец и сын, — довольно колоритны каждый по-своему. У них у всех схожая судьба, ведь неспроста говорят, что дети, часто неосознанно, повторяют жизни своих родителей. Их всех в свое время бросили жены, и каждый из них воспринял это по-разному: сын переживает, потому что это случилось только-только; его отец простил и отпустил и даже пытается по-своему стать счастливым – встречается с другой женщиной; его же отец – озлобился. Кажется, что единственное существо, которое он любит – это аквариумная рыбка. Он носится с ней, как с ребенком, разговаривает, меняет воду, постоянно улучает ее «жилищные условия». Свою неудовлетворенность жизнью, обиды и неудачи старик выплескивает на сына и внука. В какой-то момент, когда понимаешь, что он делает это намеренно и даже получает от этого своеобразное извращенное удовольствие, начинаешь его тихо ненавидеть.
Вторым фильмом, показанным в первый день фестиваля, стала документальная картина Александры Рахмилевич «Почитать отца твоего и мать… твою», рассказывающая о взаимоотношениях матери и двух дочерей. Казалось бы, кто может быть ближе матери? Однако, когда не общаешься с ней почти двадцать лет, найти общий язык совсем не просто. Дашу и Наташу у матери забрал отец и увез их из Украины в Израиль еще в детстве. По непонятным причинам он не хотел, чтобы они общались. Поэтому девочкам сказал, что мама умерла, а их матери говорил, что они богато и хорошо живут и что не стоит разрушать их счастье. Так они все трое и жили в обмане и неведении. Спустя много лет сестры узнали о том, что мать жива, разыскали ее и перевезли в Израиль. Вот тут-то и начинается история Александры Рахмилевич – очень жизненная, с непониманиями и преодолением трудностей, со взаимными упреками и обвинениями, со скандалами и радостями, из которых, в конце концов, начали выплетаться те ниточки, что имеют свойство протягиваться между родными людьми.
Первый день фестиваля был богат на хорошие картины, из которых запомнилось еще три: «Впечатления утопленника» грека Кироса Папавасиллиу, «Притяжение и я» нидерландки Евы ван Пэлт и «Без границ» иранца Амирхоссейна Асгари. В центре этой истории – иранский мальчик лет двенадцати-тринадцати. Каждый день он приезжает на заброшенный корабль в зоне военных действий, чтобы наловить рыбы и сделать несколько украшений из ракушек – так он зарабатывает себе на жизнь. Привычный ход вещей нарушается, когда на корабле, который он уже давно привык считать своим, появляется наглый мальчишка с автоматом. Он не разговаривает на его языке, перетягивает по всему судну канат, разделяя тот на две части, и постоянно куда-то утаскивает металлические детали, пока однажды в отдалении не раздается взрыв, и мальчишка не убегает, напрочь забыв про оружие. Возвращается он не один, а с младенцем и оказывается не совсем мальчишкой. Начинается их псевдо-спокойная совместная жизнь, вокруг воцаряется кажущейся безопасной идиллия, которая, впрочем, долго продолжаться не может. «Без границ» — фильм о понимании, о том, что любые границы расовой нетерпимости и неприязни сглаживаются или стираются вовсе, когда люди оказываются в одинаковых условиях или живут на грани жизни и смерти. Только в этом случае приходит осознание своей человечности. Он заставляет плакать. Ты не хочешь, пытаешься сдержать себя, но слезы бегут, будто сами по себе, настолько пронзительно и убедительно играют молодые актеры. Он заставляет задуматься о темных уголках своей души и никчемности всех воин, которые мы ведем. Это фильм, после которого что-то меняется в тебе и ты понимаешь, что уже не уйдешь из кинозала тем, кем пришел, также как главный герой, мальчишка, переживший за 100 минут показа, целую маленькую, но трагичную жизнь, никогда не станет прежним.
«Впечатления утопленника» и «Притяжение и я» — это художественный и документальный фильмы соответственно. Первый рассказывает о поэте Костасе Кариотакисе, который покончил жизнь самоубийством в 1928 году и с тех пор в каждую годовщину своей смерти возвращается на землю, не помня, кто он и что он. Каждый раз Костас встречается со своей возлюбленной, которая уже почти шестьдесят лет не может от него родить и со своими родителями, воспринимающими его появление как что-то само собой разумеющееся. В этот раз ему предстоит еще одна встреча, которая объяснит ему, зачем он является и мучает этим всех вокруг и себя самого. Запутанный, сложный фильм с депрессивно-абсурдными нотками – музеем поэтов-самоубийц, мистическим возвращением на одно и то же место, необъяснимой молодостью персонажей. Между тем, при просмотре фильма тебя охватывает тревожная гармония, и все происходящее воспринимается очень естественно, будто сознание поднимается на уровень выше, и ты видишь все с измененного разумного ракурса.
«Притяжение и я» остается в памяти своей позитивностью и даже радостью, несмотря на то, что режиссер Ева ван Пэлт рассказывает о жизни молодого парня-инвалида, который не способен передвигаться без помощи специальных костылей либо кресла. Он мечтает быть музыкантом, клавишником в рок-группе, и с упрямством гранитной скалы движется к своей мечте, несмотря на болезнь.
В первый день смотра также показали фильмы сербского режиссера Владана Николиса «Нью-Йоркский соблазн» о жизни нескольких женщин различных национальностей, приехавших в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни, и внеконкурсное документально «Бремя мира» Джоэя Боинка о генеральном прокуроре Гватемалы Клаудии Паз-и-Паз, боровшуюся с коррупцией и безнаказанностью в своей стране.
Второй день фестиваля начался с показа документальной картины Дуга Блока «112 свадеб». Блок, помимо своей основной работы документалистом, снимает свадьбы. Заниматься этим он начал, чтобы заработать денег, но довольно быстро понял, что свадьба – это нечто гораздо большее, чем просто «история на память». Об этом он и говорит в самом начале своего фильма. Потом рассказывает, что в какой-то момент ему стало интересно, как живут те пары, которых он когда-то снимал, в семейной жизни. Результат оказался неутешителен – у каждой из них свои проблемы и трудности, что-то давно развелся, кто-то в процессе, кто-то пребывает в глубочайшей депрессии, кто-то сидит на таблетках. Только 8 пар из 112 согласились на повторное интервью. Под конец фильма подводится итог, что нетрудно быть счастливым в день свадьбы, трудно быть счастливым потом, а брак – это тяжелая работа. Впрочем, ничего нового Блок не сказал, лишь подтвердил давно всем известный факт.
Одним из самых интересным фильмов второго дня стала картина Анна Арлановой «-196» о бывшем студенте физтеха, исключенном из института и его умершей бабушке, которую он пытается крионировать. События разворачиваются стремительно и приобретают все большей налет неестественности. Введение некоторых персонажей, например, двух подруг героя – одна добывает ему сухой лед, другая хранит на балконе тело его бабушки, — кажется недоделанным. С ними хочется какого-то продолжения, которого нет, и это отчасти разочаровывает. Фильм вызывает еще много вопросов и наполнен моментами, которые требуют разъяснения, но, тем не менее, он чем-то цепляет и остается в памяти.
В короткой программе было представлено 5 фильмов: «Вол» Карлоса Куинтелы, «Фердинанд Кнапп» Андреа Балдини, «Путь» Хью Жанга, «Выжечь любовь» Йоахима Глейзера и «Песня побрежья» Лонга Яна. Порой за короткие десять минут можно успеть сказать куда больше, чем за два часа. Это как раз применимо к истории о молодом сержанте-японце, который спас жизнь пленнице-китаянке, научив говорить ее всего несколько слов на своем языке («Песня побережья») или к истории про случайных попутчиков в поезде, разговаривающих на разных языках, но понимающих друг друга по жестам, взглядам, интонациям.
Также во второй день показали удивительный по красоте экологический фильм Петера Гетзельса и Харриет Гордон «Пингвины наперечет», забавную, но шаблонно-раздражающую сказку Брайана и Энн-Мари Шмидтов «Невероятные приключения Джоджо и его маленькой сестры Авилы» и документальные «Сны Шахерезады» Франсуа Верстера о последних социальных и политических событиях в Египте, Турции и Ливане.
Надо сказать, что, несмотря на то, что во второй день представленных фильмов было больше, каких-то ярких впечатлений, таких как от первого дня киносмотра, было значительно меньше.
Завершился фестиваль тремя показами – экологическими «Хичолесом» Хернана Вилчеса, «Модерном в натуре» Крейга Леона и внеконкурсным документальным фильмом Филипа Макго «Земля без гражданства. От Латвии до Украины». Как сказали организаторы Esperanza: «Мы просто не могли пройти мимо той политической ситуации, что сложилась у нас в стране и вокруг России». Что ж – очень актуально.
Третий день оказался самым многолюдным из всех. На церемонию награждения пришли режиссеры, те, которые смогли приехать, — Карлос Куинтела, Дуг Блок, Анна Арланова, Харриет Гордон и Петер Гетзельс, актеры, кинокритики, телеведущие и просто любители кино.
Перед объявлением результатов собравшимся гостям показали новый мультфильм Цунео Кобаяси «Наруто: Послений фильм» — это стало своеобразным подарком от организаторов. Официальная премьера в России планируется 4 июня. Этот мультфильм, с его волшебством и магией, искренней дружбой и чистой любовью, спасением земли и милой наивностью, просто прекрасен.
И, наконец, торжественный момент. Победителями I Международного кинофестиваля Esperanza стали: