Кино восходящего солнца

23 марта 2015, 22:36

Когда произносят словосочетание «японский кинематограф», в голове сразу возникают мысли о Хаяо Миядзаки, аниме, японских ужастиках и, возможно, о Такеси Китано. На искушенных киноманов накатывают воспоминания о «золотом веке» японского кинематографа, когда Акира Куросава-сэнсей выводил кино Страны восходящего солнца на мировую арену, изящно совмещая в своих картинах восточную культуру и западные веяния.

Однако чем сейчас живет кинематограф Японии? И вообще, давно ли мы слышали о японском фильме, отмеченном кинокритиками на каких-нибудь влиятельных международных фестивалях? Тому, что стоит знать о современном японском кинематографе, и посвящена статья.

Аниме

Японские мультфильмы с возрастным цензом 12+ ныне правят балом в японском кинематографе – это отрицать невозможно. Приблизительно 70% всей кинопродукции – это аниме-фильмы и аниме-сериалы. Эксперты говорят, что тенденция к росту сериальной мультипликационной продукции говорит об угасании японского кино. Однако здесь же стоит отметить, что конкуренция кино с аниме происходит не только в плане масштаба выпуска, но и в плане качества. Молодые режиссеры аниме-сериалов успешно отправили няк и нек за океан (где они превратились в пони и феечек), а сами стали создавать анимацию, способную в какой-то мере заменить кино, как в плане картинки, так и в плане обширной проблематики. Вместе с тем даже масштабные аниме-фильмы вроде «Сказание о принцессе Кагуя», «Сад изящных слов» или «Ветер крепчает» находят больше внимания у зрителей, чем у кинокритиков, получая награды только в своей стране и «пролетая» на международных фестивалях. Вполне возможно, что это связано с тем, что весь японский кинематограф, хотя и подвержен западному влиянию, сейчас очень интроверсивен и обращен в плане поиска тем и способов их раскрытия именно в себя. Интересной тенденцией в японском аниме является и создание так называемого «экспериментального» аниме, навеянного ненарративным кино, как, например, аниме «Гинтама», к которому оказались готовы только зрители, а кинокритики только пожали плечами, посетовав на то, что анимация отнимает хлеб у кино.

«Сад изящных слов»

«Сад изящных слов»

Самыми ожидаемыми новинками японского аниме во всем мире в 2015 году можно назвать продолжение фильма «Вторжение титанов» от режиссера «Тетради смерти» Тэцуо Араки, «Дитя чудовища» от режиссера аниме «Волчьи дети Амэ и Юки» Мамору Хосода и «Мисс Хокусай» режиссера «Многоцветья» Кейити Хара. Поклонники аниме могут порадоваться и выходу в свет «Евангелион 4.44: Финал» и весьма своеобразному ремейку «Сейлор Мун» — второму сезону аниме «Красавица-воин Сейлор Мун» (кстати, и «Пикачу» в Японии еще продолжается). Из аниме-сериалов интересными премьерами могут стать оригинальный приключенческий мультфильм «Дюрарара!!» про череду странных событий в городе Икэбукуро и аниме «Парад Смерти», в котором герои сериала попадают в своеобразное Чистилище – «Quindecim», откуда, по результатам таинственной Смертельной Игры, они могут либо умереть, либо вернуться к жизни.

Дорамы и идолы

Сначала о том, почему же японский кинематограф «провисает»: виноват капитализм, а именно огромные японские идол-агентства по производству т.н. «идолов». У каждого японского «идола» — девочки или мальчика – есть либо своя музыкальная группа, либо кино/сериал, где она/он играют главную роль (а некоторые совмещают музыку и кино). Идолы снимаются в кино, обеспечивая тем самым ему бешеную популярность у аудитории 18+, в том числе за счет пиара своего идол-агентства: очень редко какой сериал с теми же Ямасита Томохиса или Дзин Аканиси не «отбили» у себя на родине потраченные на него деньги. Так что у потенциальных спонсоров, которым приносят сценарии, не возникает сомнений, вложиться ли в простенькую по сюжету дораму с идолом или же в драму с малоизвестным актером, но с относительно интересным сюжетом. Поэтому многие режиссеры «уходят» в более демократичное в плане затрат аниме, или же снимают фильмы, где даже при наличии хороших актеров и задумки хромает драматургия из-за отсутствия сценариста или картинка из-за оператора-любителя. При этом стоит отметить, что сценарии популярных дорам чаще всего скопированы с популярных зарубежных кинопроизведений или же настолько просты, что смотреть их можно только ради красивых актеров и трогательной развязки.

«Часы моей жизни: Время, когда я был»

«Часы моей жизни: Время, когда я был»

Рассматривая всю палитру выпущенных в 2014 году дорам, можно выделить два проекта со знаком «+». Дорама «Часы моей жизни: Время, когда я был» с Харума Миура в главной роли развивает очень популярную в Японии тему неизлечимо больного человека, который, проходя через болезнь, только к концу жизни понимает, как ценно каждое мгновение жизни (причем в «Часах» развивается тема болезни Лу Герига, которой так же болен Стивен Хокинг, фильм про которого вышел в том же 2014 году). Подобных дорам много, но эту отличает продуманная история, в которой характеры героев органично раскрываются,  сюжет действительно динамичен, а не «плавает» между слезами умиления и горечи. Дорама «Запертая комната» подкупает нетривиальным сюжетом: работнику охранной фирмы предлагается выяснить, каким образом в запертую комнату проник злоумышленник. В процессе расследования раскрываются как тайные замки в душах главных героев, так и загадка запертой комнаты – дорама держит свою интригу, сценарий японского романиста Юсуке Киши, едва не ставший аниме, очень вовремя попал к режиссеру Хироаки Матсуяма.

Фильмы

Возвращаясь к фильмам последних двух лет, вспомним самые заметные. Во-первых, это фильм Наоми Кавасе «Тихая вода». Несмотря на то, что Кавасе считается одной из лучших режиссеров в современной Японии, этот фильм, представленный в Каннах в 2014 году, получился настоящим провалом, и дело тут, главным образом, в сценарии и драматургии: взяв за основу жизни своих героев мировоззрение, близкое к пантеизму, она пытается раскрыть его тривиальными афоризмами и односложными диалогами, дрейфует между мудростью и «бытовухой», осложняя все алогичными метаниями главного героя.

«Мой мужчина»

«Мой мужчина»

Вместе с «Тихой водой» в 2014 году вышла драма «Мой мужчина», которая стала явлением на 36-ом Московском Международном кинофестивале. Эта драма медленно начинается: землетрясение, цунами, у девочки погибают родители, дальний родственник берет на себя заботу… А потом вдруг перед нами возникает современная набоковская «Лолита», причем органично вписанная в японские реалии и сопоставленная с национальным характером японцев. Сюжет одноименной повести Кадзуки Сакураба, которая легла в основу сценария, проработан без особых потерь, лишь с легкой переменой мест главных тем. В этом фильме все получилось интересным и что называется «завораживающим»: и игра актеров Таданобу Асано и Фуми Никайдо, и подобранная музыка Джима О’Рурка, и картинка оператора Рюто Кондо, и сам сюжет с взаимным притяжением главных героев, с противостоянием обществу и даже друг другу, с превращением героини из неуклюжего подростка в роковую красотку.

«100 иен любви»

«100 иен любви»

Фильм «100 иен любви» взял приз на 27 токийском кинофестивале как лучший японский фильм. Рассказ о безвольной девушке-бездельнице, которая из-за конфликтов с сестрой решила все же слезть с шеи родителей и жить самостоятельно. По ходу фильма героине предстоит повзрослеть, увлечься боксом и превратиться из гадкого утенка в лебедя. И еще выйти на ринг, тем самым завоевав расположение всех, кто в ней сомневался или считал безвольной. Ввиду большого количества подобных по тематике фильмов и сериалов сложно назвать «100 иен любви» выдающимся, но то, что он очень динамичен, оригинален, проникновенен и наполнен типично японскими странными приколами – факт.

Интересной мировой премьерой стал фильм «Огни рампы Узумаса», который стал своеобразным ремейком «Огней рампы» Чарли Чаплина – только с японским духом. Речь в фильме идет о старом актере, искусно владеющем самурайским мечом катана. Ввиду возраста он заканчивает свою карьеру, но, будучи вдали от софитов и хлопушек, знакомится с девушкой, которая очень хочет научиться бою на мечах. Фильм был отмечен наградами как в Японии, так и в США, но дальше «местячковых» и зрительских наград не ушел.

«Рюдзо и семь его спутников»

«Рюдзо и семь его спутников»

Что касается нынешнего года, то весь мир с нетерпением ждет премьеры нового фильма Такеси Китано «Рюдзо и семь его спутников», где Китано снова вернулся к криминальным истокам. По сюжету, отставной криминальный босс собирает свою старую банду, чтобы дать бой обманувшим его мошенникам. В фильме снялись сразу несколько интересных актеров, как, например, Тацуя Фудзи («Мой мужчина», «Пес, смотрящий на звезды»), Акира Накао («Ахиллес и Черепаха», сериал «Крутой учитель Онидзука») и Акира Онодера. Не обойдется год и без японских мелодрам: так, режиссер Юкихико Цуцуми выпустит фильмы «Имитация любви» о сложности понимания любви разными людьми и фильм «Плакальщик» о духовном сближении юноши Сидзуто, который путешествует по местам трагедий и скорбит по погибшим людям, и отсидевшей в тюрьме за убийство мужа женщины Юкиё. Последний фильм интересен тем, что в нем снимается один из самых многообещающих актеров Японии – Кенго Кора, а также заметная японская актриса Юрико Исида, которую можно было услышать во многих анимационных проектах «Студии Гибли».

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ