Иева Андреевайте: «Кино поддается зрителю, и это неправильно»

13 мая 2015, 14:00

В марте закончился показ нового сериала «Первого канала» «Фарца», рассказывающего о 60-х годах, о времени фарцовщиков и спекулянтов и в тоже время о дружбе, любви и свободе. Журнал «365» поговорил с актрисой Иевой Андреевайте, исполнившей в сериале роль Татьяны.

Иева, «Первый канал» второй год подряд переносится в 60-е. В прошлом году вышел телесериал «Оттепель» о советских кинематографистах, и вот недавно завершился показ первого сезона сериала «Фарца» о подпольной экономике 60-х. Какая первая ассоциация возникает у вас при упоминании этих лет? 

Когда смотришь фотографии бабушки с дедушкой, то замечаешь, что люди были счастливее, они улыбались,  и, кажется, что у них все было просто. Кроме того, это  время, когда родилась прекрасная музыка,  например, рок-н-ролл – The Beatles, James Brown, Jimi Hendrix, Bob Dylan, The Doors… В те времена была интересная мода, необычные прически. Это, наверное, первое, что предстает перед глазами, когда слышишь о 60-х.

Вы из Вильнюса. Расскажите о вашем актерском пути. Как вы оказались в России?

Это был долгий и интересный путь. Я закончила Литовскую академию музыки и театра в Вильнюсе. Пыталась сниматься в Литве. Киноиндустрия у нас очень маленькая, это сейчас она начала чуть-чуть да двигаться.  Я пробовала себя в разных сериалах, но качественные проекты найти было трудно. В итоге, через год я все бросила, собрала вещи и уехала жить в Лондон. Про Россию я тогда вообще не думала и в Москву попала случайно. Я приехала в Москву на пару дней помогать другу с одним мероприятием и познакомилась с Еленой Хван, агентом, с которой я сейчас работаю. Я тогда все делала сама: звонила незнакомым людям в поисках агента, кастинг директоров, разговаривала с ними, практически не зная языка, потому что тогда я совсем плохо говорила по-русски. После знакомства с Еленой резко возросло количество кастингов, и я решила переехать, потому что поняла, что здесь будет намного больше работы, чем в Лондоне. В Англии все любят своих актеров, хорошего английского недостаточно, там надо знать еще минимум пару акцентов, чтобы играть. Поэтому мне пришлось бы там для начала сниматься только в массовке. А в Москве меня сразу приняли.  Так сложилось, что я обычно не привязываюсь к определенному месту, все зависит от количества работы, есть работа – я остаюсь надолго. В Москве у меня появилась возможность развиваться как актриса. Кто знает, возможно, даже Москва – это не последняя моя остановка.

Вы сказали, что у вас возникали сложности с языком. Как удалось это преодолеть?

Вначале было очень сложно. Первую роль я получила в картине «Стартап». На репетиции режиссер предложил прочитать кое-что из книги, а я в то время совсем не умела читать, знала не все буквы. Я беру эту книжку и пытаюсь читать. Режиссер подумал, что я над ним издеваюсь. В итоге, он дал мне задание, выдал несколько отрывков и попросил кое-что просто прочитать, а что-то выучить.  Все это я должна была сделать за три дня.  Через три дня я уже свободно читала по-русски. Но тогда у меня был очень узкий словарный запас.  Спустя два года, все стало намного легче. Мне не было страшно пробовать говорить по-русски, может быть, из-за этого я быстро его выучила.

Иева_1

Как вам кажется, есть ли у российской и литовской киноиндустрии общие черты?

Если сравнивать сериалы, то это совсем разный уровень. В Литве, чаще всего, все делается очень быстро и из-за этого не очень качественно. Конечно, и у российского телевидения тоже есть «слабые» сериалы,  но в общем масштабе это, как небо и земля. Сейчас литовские сериалы пытаются как-то развиваться, но остаются по-своему национальными, не направленными на европейского зрителя. В России же существуют «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Фарца» и некоторые другие сериалы, которые снимаются практически, как кино. Я была  удивлена, как люди работают над такими проектами,  также профессионально, как и в большом кино. У тебя есть не один дубль, чтобы сыграть сцену. В Вильнюсе часто бывало, что режиссер показывал  на часы, когда я просила дополнительный дубль. Мне не жаль времени, мне важен результат. Но я верю, что и в Литве скоро придет время перемен в лучшую сторону.

В каком направлении вы видите развитие литовского и российского кинематографа?

Что касается кино, то оно здесь очень похоже на то, как мы снимаем в Литве. Конечно, у нас есть массовое кино – комедии, с помощью которых зарабатывают деньги. Если говорить о серьезном кино, независимом, арт-хаусном, то его, конечно, делают энтузиасты. Они знают, что в финансовом плане они ничего не получат. Я думаю, что российская и литовская киноиндустрия в этом похожи. Литовское кино имеет очень богатую историю и традиции. Я думаю, что российская и литовская киноиндустрии в этом похожи. В последние годы у нас вышли хорошие фильмы, достойные кинофестивалей и  наград на них. Поэтому я думаю, что литовское кино, как и российское, начало  возрождаться.

Вернемся к «Фарце». Какое впечатление осталось у вас от работы на российском телевидении? Какие моменты со съемок в телесериале «Фарца» вам запомнились больше всего? 

Когда я говорила о качественно снятых сериалах, то я, естественно, говорила о «Фарце».  Были такие моменты, когда я забывала, что мы снимаем ТВ-проект, это было похоже на полноценный фильм. Наш режиссер точно знал, чего он хочет. Актерская команда из нас получилась очень дружная. Все актеры поддерживали друг друга, мы стали одной большой семьей. Я считаю, что это много значит, особенно, когда вы снимаете сериал про дружбу.  Момент, который я запомнила – это моя финальная сцена в суде среди большого количества людей. Сложная в эмоциональном плане сцена, когда ты осознаешь, что множество людей внимательно слушают каждое твое слово. Такое ощущение, что ты слышишь не только их дыхание, но и биение сердец. И хочется надеяться, что и у зрителя во время таких сцен возникнут подобные ощущения.

Есть мнение, что сейчас у нас в стране нехватка талантливых актерских кадров. Однако, актерский состав «Фарцы» подобран тщательно. С чем это связано, как это получилось?

Думаю, что неправильно говорить, что существует какая-то нехватка талантливых молодых ребят, проблема здесь в кастинге. Наоборот, сейчас одаренных молодых актеров много, просто им не дают возможности показать себя, раскрыться.  В большинстве случаев кастинги проходят не в открытом формате, а в закрытом. Кастинг директоры, работающие и как агенты, естественно хотят предложить именно своих актеров. Еще один минус в том, что в России актера часто выбирают по типажу.  Мне, как актрисе, тоже не хочется все время играть принцесс или красивых барышень, хочется сыграть и кикимору какую-нибудь, страшилище. Чем дальше характер героини от твоего собственного, тем интереснее работать над этой ролью. Чудо актерской карьеры как раз в том, что мы можем прожить много разных жизней. Нельзя лишать актеров такой возможности.

_MG_3640

Мнения критиков разделились, но сериал «Фарца» имеет множество положительных отзывов. Как вы думаете, с чем это связано? Понравился ли сериал вам самой?

Почему много положительных отзывов? Создатели сериала выбрали интересное время. Для людей, которые помнят те года, это время их молодости, ностальгия по былым временам, а для молодых – это история про любовь, про крепкую дружбу и взаимовыручку, о том, как люди в то время жили и чем занимались. У людей было меньше вещей, чем теперь у нас, они ценились более, чем сейчас. Сломавшуюся, испорченную вещь ремонтировали, обновляли, а не выбрасывали. Эти отношения переносились и на отношения между людьми. Дружба ценилась высоко. Слово друг было не пустым звуком. Тогда люди были более человечными, чем сейчас.

Некоторые телезрители негативно отреагировали на сериал, считая, что история судьбы фарцовщиков не заслуживает внимания. Как вы думаете, такая история достойна сериального формата?

Я считаю, что если это происходило, то это было неизбежно. Это же часть истории, ее нужно показывать.

Стоит ли, на ваш взгляд, сравнивать «Оттепель» Тодоровского и «Фарцу» или же нет? 

Мне кажется, что конечно не стоит. Их связывает только время. Каждый телефильм о своем.

В итоге «Оттепель» оказалась лучшей российской сериальной драмой прошлого года. Как думаете, может ли сериал «Фарца» повторить этот успех?

А почему нет? Люди смотрели, положительно и отрицательно отзывались. Это, по-моему, самое лучшее, люди не игнорировали, значит, это их заинтересовало, задело. Лучше говорить «да» или «нет», чем «не знаю». Конечно,  я очень надеюсь и верю, что сериал «Фарца» признают, это было бы здорово.

Кадр из телесериала «Фарца»

Кадр из телесериала «Фарца»

Сериал «Фарца» обладает насыщенной, красочной картинкой, характерной для крупных кинопроектов. Считаете ли вы, что сериалы вскоре выйдут на первый план и затмят собою полнометражные картины?

Очень хорошо, что появляются качественные сериалы.  Все существует само по себе. Это только плюс, что качество растет, но это одновременно и опасно.  Потому что, очень часто в больших кинозалах можно посмотреть только массовое кино, то что люди хотят смотреть. Это проблема киноиндустрии и это неправильно, у человека так никогда не сможет развиться вкус. Серьезное кино просто не доходит до людей, они даже не знают, что такое кино существует. Кино поддается зрителю, и это неправильно. Считаю, что очень важно смотреть серьезное кино и чтобы о нем узнавали. Я, конечно, не за то, чтобы запрещали легкое кино, оно тоже должно быть. Не зря существует разделение на независимый и массовый кинематограф, но все-таки цель кино – вызывать какие-то эмоции и учить нас чему-то.

Фото: Анна Аристова

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ