Телеканал BBC One подарил всем любителям британского кино и ценителям классического английского детектива новый взгляд на роман Королевы детектива Агаты Кристи «Десять негритят», получивший в дальнейшем альтернативное название из-за политкорректных соображений – «И никого не стало». Скажем так, экранизацию смело можно ставить в разряд элитных уже после беглого ознакомления с афишей, где томным взглядом нас пронизывают британские актеры первой величины. Миранда Ричардсон, сыгравшая богобоязливую Эмили Брент, известна нам по роли в более мрачной картине «Сонная лощина», Чарльз Дэнс, известный по фильму «Генрих VIII», сыграл достопочтенного судью Лоуренса Уоргрейва, Тоби Стивенс снялся в роли нервозного доктора Эдуарда Армстронга — заслуги каждого из актерского состава можно перечислять долго, но самое время перейти к сюжету картины и понять, настолько ли она идеальна.
История как оригинальной прозы, так и всех постановок этого творения Агаты Кристи представляет из себя рассказ о неких супругах Онимах, которые завладели поместьем на острове, после чего позвали в обустроенное здание восемь человек под разными предлогами – от дружеского приглашения на вечеринку до медицинской консультации. На острове же гостей встретили лишь пара слуг, которые заранее получили четкий список указаний насчет дома и гостей. По их словам, загадочные владельцы дома порадуют своим присутствием гостей позднее. К слову, ни один из постояльцев поместья, включая слуг Роджерсов, не видел владельцев — по крайней мере, так они заверяли.
Светские и не очень беседы, благородный ужин и ехидные замечания прерывает голос незнакомца, объявивший на все поместье: «Дамы и господа, прошу тишины! Вам предъявляются следующие обвинения…» И устрашающим тоном некий мужчина перечисляет смерти, в которых он винит всех, кто находится под крышей четы Онимов, а после возмущений и приступов паники гостей неизвестный начинает приводить в действие приговоры самыми ухищренными и кровожадными способами.
В итоге мы наблюдаем за детективным действием с добавлением самых душещипательных элементов психологического триллера и драматическим подтекстом. Зачастую в экранизациях первостепенные роли отдаются поверхностным деталям английского детектива, которые так или иначе знакомы каждому, но современная постановка смогла вытащить наружу главные идеи и мысли Кристи, которые насыщают детективные линии любой ее истории, делая книги Королевы детектива не развлекательным чтивом, а глубинными произведениями высшего сорта. А что особенно примечательно, так это то, что «И никого не стало» не превратился в очередную переделку на современный лад с вульгарными вставками и вознесением однотипных принципов ради рейтинга, а не ради смысла.
Фильм был разделен на 3 части — получился довольно выгодный ТВ-проект в виде мини-сериала, громкая история именитой писательницы была обыграна в новых красках знаменитыми артистами. Яркие эмоции, красивая британская лексика и будоражащие сознание фразы с должным красивым оформлением обязались также поднять проект в глазах зрителей.
Сара Фелпс, сценарист мини-сериала, признает, что больше знакома с канонами, присущими вселенной Пуаро и Марпл, нежели творчеству Кристи. История «негритят» настолько поразила Фелпс насыщенностью драматических моментов, обилием крови и полным мраком, что она пожелала даже выделить некоторые из них, акцентировав внимание на некоторых деталях. Так, прошлое некоторых героев стало еще более грязным и кровожадным. Дворецкий Томас Роджерс убил свою прежнюю хозяйку — в отличие от оригинала, где вместе с женой лишь бездействовал в целях смерти пожилой женщины. Эмили Брент приобрела в некотором роде маниакальную тягу к служанке, которую в последствии выгнала за порочные связи из дома, чего бедняжка не выдержала. А деградацию личности и страстное желание впасть в забытье из-за исторических событий, омертвления нравов и депрессии Сара Фелпс подчеркнула обилием наркотиков, латентной агрессии и похоти, скрывающейся под маской невинности – да, все самое черное выходит наружу в моменты слабости, а красота становится лживой.
Это не все изменения, проявившие душевное уродство персонажей, которым, тем не менее, порой сопереживаешь. Но стоит заметить, что такая игра деталями и отнюдь не подробная углубленность в истории Королевы детектива могли навредить сценаристу в виде упущения важных элементов самой истории, которые расставляли все неясности по своим местам. Так, ловушку для Веры Клейторн сменили видения из прошлого, что подтвердило факт счастливого случая для убийцы — ведь суматоха вокруг Клейторн избавила от алиби ее и остальных подозреваемых. В книге же убийца сам обустроил все так, что его ловушка напугала девушку, которая привлекла к себе все внимание, убив бдительность, так, чтобы под подозрением оставался каждый, включая Клейторн. В любом случае, без алиби все, но в оригинале чувствуется четкий план убийцы, и подтверждается продуманность каждого шага.
Есть еще достаточно деталей для обсуждений и осуждений, заметить же еще можно туманность истории доктора Армстронга, ведь по сюжету не так четко ясно, что он был пьян во время хирургической операции. Да, были намеки на пристрастие доктора в настоящем, но из его видений ясно только то, что когда-то его пациент умер у него на руках. Да и еще маленькая деталь тоже не давала покоя – почему кухарка Этель Роджерс была в солнцезащитных очках, зачем это вообще было в сюжете, и почему настолько расплывчато, что остается лишь догадываться — скрывает ли она усталость, синяки, оставленные супругом-деспотом, или что-то еще?
Да, над сюжетными деталями поработать стоило бы, но атмосфера, созданная сценаристом, заслуживает восхищения. Каждый диалог, детали в виде колких замечаний, отсылок на прошлое или поучений олицетворяют ситуацию того времени, предвоенного времени, где страх путается с безрассудством, а потаенные желания — с жаждой забытья. Мы наблюдаем, как элегантно выстроенные силуэты, в основу которых заложены такие качества, как благородство, смелость, сдержанность, величие и девственная красота, разрушаются у нас на глазах, выводя на свет одну из самых главных идеологий Кристи: корень зла способен проникнуть в любое существо и соорудить вокруг себя столько лжи, что, даже узнав правду, сложно поверить, что такой наивный цветок способен на ужасное. Агата Кристи показывает, на что способен человек в кризисные ситуации, кто ломается быстрее, насколько бывает обманчив статус и наружность, что даже герой окажется дьяволом – все деградирующие элементы общества под натиском общественных норм и кризиса даже в религиозном, политическом или правосудном окружении падают ниже возможного, пытаясь сохранить лицо. Многих затрагивает одна из самых ужасных проблем человеческого сознания – в желании обмануть всех, обманывают самих себя, полностью утверждаясь в истинности своего грязного существования. Сценарист же почувствовала эту мысль, выделила детали и абстрактно указала тему в необычных титрах, где модернистические фигурки солдатиков рассыпаются на части, собираясь в единый объект в виде домика на острове, который послужил кладбищем зла, потаенного под личиной злонесущей и лживой красоты — проще говоря, лицемерия.
Сценарий – вещь сложная, а в жанре детектива — особенно детектива Агаты Кристи — это требует понимания важности любой детали, от камня, упавшего на заросший газон, до слова, произнесенного жертвой. Работа была проделана большая, ее хочется ценить и изучать. Любитель жанра или просто хорошего кино насладится красивой картиной, ценитель, поведавший многое из подобного, с удовольствием понаблюдает за новым развитием сюжета и немного поворчит над неточностями, но тоже не без удовольствия.
Картина была бы неполной без детальности и в оформлении, ведь в детективе важно все. Так, художники картины во главе с режиссером Крэйгом Вивейросом проработали каждую деталь. В итоге мы можем увидеть невероятный пейзаж из бушующего океана, угрожающе-массивных обрывов и необычной формы острова, обрамленного местами скалистой поверхностью. Среди всей этой умиротворяющей и при этом пугающей природной красоты был и установлен тот самый дом-коробка в самых мрачных и чопорных традициях, которые возможно подчеркнуть из архитектурной истории Англии. Дом изнутри является полным контрастом наружной части, ведь именно здесь художники и дизайнеры вложили свое мастерство в изысканные узоры, богатый интерьер и интересные модернистские решения деталей дизайна. В центре внимания оказалась каждая деталь: интересная форма солдатиков, крюк, мебель, посуда – все сделано словно по замыслу дьявольского гения, чье присутствие с помощью этого ощущается еще яснее. Ну, а путешествие по поместью нам обеспечил полным визуальным присутствием с арт-элементами гениальный оператор Джон Парду. Он создал возможность ощутить эмоции от происходящего с персонажами на себе – чувство загнанности в полетах между узкими коридорами, одиночества и страха в холодящих душу ракурсах над скалами и на фоне мертвой местности, а также безумства в выборе точки съемки над тем или иным персонажем в определенные моменты. В плане музыкального оформления композитор Стюарт Эрл вложился в создание идеальной атмосферы мелодичными, моментами тревожно-депрессивными, композициями.
Новая экранизация детектива Агаты Кристи достойна настолько, что стоит ее пересмотреть, дабы понять все моменты и просто еще раз насладиться классикой английского детектива. Стоит создать и собственное мнение на счет убийцы и каждого из персонажей, ведь все они неоднозначны. К слову, решение о становлении убийцы таковым помимо прочих известных давно фактов и его психологическая связь с знакомым из прошлого оказались эмоционально-яркими и пугающими. Да, были минусы, но не всем они покажутся таковыми. Есть даже то, над чем еще стоит поворчать, но поиск этих минусов лишь подтвердит заинтересованность в экранизации.