«И никого не стало»: новый взгляд на детектив Агаты Кристи «Десять негритят»

30 апреля 2016, 12:35

Тенденция к переосмыслению проверенных временем детективов набрала обороты — оставляя от классических детективов идейный костяк, режиссеры смело экспериментируют с классическими героями. «365», однако, решил обратиться к одной из тех последних экранизаций детективных историй, которая претендует на звание новой классики — сериалу BBC «И никого не стало», поставленному по знаменитой книге «Десять негритят» Агаты Кристи.

Телеканал BBC One подарил всем любителям британского кино и ценителям классического английского детектива новый взгляд на роман Королевы детектива Агаты Кристи «Десять негритят», получивший в дальнейшем альтернативное название из-за политкорректных соображений – «И никого не стало». Скажем так, экранизацию смело можно ставить в разряд элитных уже после беглого ознакомления с афишей, где томным взглядом нас пронизывают британские актеры первой величины. Миранда Ричардсон, сыгравшая богобоязливую Эмили Брент, известна нам по роли в более мрачной картине «Сонная лощина», Чарльз Дэнс, известный по фильму «Генрих VIII», сыграл достопочтенного судью Лоуренса Уоргрейва, Тоби Стивенс снялся в роли нервозного доктора Эдуарда Армстронга — заслуги каждого из актерского состава можно перечислять долго, но самое время перейти к сюжету картины и понять, настолько ли она идеальна.

Кадр из сериала "И никого не стало"

Кадр из сериала «И никого не стало»

История как оригинальной прозы, так и всех постановок этого творения Агаты Кристи представляет из себя рассказ о неких супругах Онимах, которые завладели поместьем на острове, после чего позвали в обустроенное здание восемь человек под разными предлогами – от дружеского приглашения на вечеринку до медицинской консультации. На острове же гостей встретили лишь пара слуг, которые заранее получили четкий список указаний насчет дома и гостей. По их словам, загадочные владельцы дома порадуют своим присутствием гостей позднее. К слову, ни один из постояльцев поместья, включая слуг Роджерсов, не видел владельцев — по крайней мере, так они заверяли.

Светские и не очень беседы, благородный ужин и ехидные замечания прерывает голос незнакомца, объявивший на все поместье: «Дамы и господа, прошу тишины! Вам предъявляются следующие обвинения…» И устрашающим тоном некий мужчина перечисляет смерти, в которых он винит всех, кто находится под крышей четы Онимов, а после возмущений и приступов паники гостей неизвестный начинает приводить в действие приговоры самыми ухищренными и кровожадными способами.

Кадр из сериала "И никого не стало"

Кадр из сериала «И никого не стало»

В итоге мы наблюдаем за детективным действием с добавлением самых душещипательных элементов психологического триллера и драматическим подтекстом. Зачастую в экранизациях первостепенные роли отдаются поверхностным деталям английского детектива, которые так или иначе знакомы каждому, но современная постановка смогла вытащить наружу главные идеи и мысли Кристи, которые насыщают детективные линии любой ее истории, делая книги Королевы детектива не развлекательным чтивом, а глубинными произведениями высшего сорта. А что особенно примечательно, так это то, что «И никого не стало» не превратился в очередную переделку на современный лад с вульгарными вставками и вознесением однотипных принципов ради рейтинга, а не ради смысла.

Фильм был разделен на 3 части — получился довольно выгодный ТВ-проект в виде мини-сериала, громкая история именитой писательницы была обыграна в новых красках знаменитыми артистами. Яркие эмоции, красивая британская лексика и будоражащие сознание фразы с должным красивым оформлением обязались также поднять проект в глазах зрителей.

И никого не стало (6)

Кадр из сериала «И никого не стало»

Сара Фелпс, сценарист мини-сериала, признает, что больше знакома с канонами, присущими вселенной Пуаро и Марпл, нежели творчеству Кристи. История «негритят» настолько поразила Фелпс насыщенностью драматических моментов, обилием крови и полным мраком, что она пожелала даже выделить некоторые из них, акцентировав внимание на некоторых деталях. Так, прошлое некоторых героев стало еще более грязным и кровожадным. Дворецкий Томас Роджерс убил свою прежнюю хозяйку — в отличие от оригинала, где вместе с женой лишь бездействовал в целях смерти пожилой женщины. Эмили Брент приобрела в некотором роде маниакальную тягу к служанке, которую в последствии выгнала за порочные связи из дома, чего бедняжка не выдержала. А деградацию личности и страстное желание впасть в забытье из-за исторических событий, омертвления нравов и депрессии Сара Фелпс подчеркнула обилием наркотиков, латентной агрессии и похоти, скрывающейся под маской невинности – да, все самое черное выходит наружу в моменты слабости, а красота становится лживой.

И никого не стало (12)

Кадр из сериала «И никого не стало»

Это не все изменения, проявившие душевное уродство персонажей, которым, тем не менее, порой сопереживаешь. Но стоит заметить, что такая игра деталями и отнюдь не подробная углубленность в истории Королевы детектива могли навредить сценаристу в виде упущения важных элементов самой истории, которые расставляли все неясности по своим местам. Так, ловушку для Веры Клейторн сменили видения из прошлого, что подтвердило факт счастливого случая для убийцы — ведь суматоха вокруг Клейторн избавила от алиби ее и остальных подозреваемых. В книге же убийца сам обустроил все так, что его ловушка напугала девушку, которая привлекла к себе все внимание, убив бдительность, так, чтобы под подозрением оставался каждый, включая Клейторн. В любом случае, без алиби все, но в оригинале чувствуется четкий план убийцы, и подтверждается продуманность каждого шага.

Есть еще достаточно деталей для обсуждений и осуждений, заметить же еще можно туманность истории доктора Армстронга, ведь по сюжету не так четко ясно, что он был пьян во время хирургической операции. Да, были намеки на пристрастие доктора в настоящем, но из его видений ясно только то, что когда-то его пациент умер у него на руках. Да и еще маленькая деталь тоже не давала покоя – почему кухарка Этель Роджерс была в солнцезащитных очках, зачем это вообще было в сюжете, и почему настолько расплывчато, что остается лишь догадываться — скрывает ли она усталость, синяки, оставленные супругом-деспотом, или что-то еще?

Кадр из сериала "И никого не стало"

Кадр из сериала «И никого не стало»

Да, над сюжетными деталями поработать стоило бы, но атмосфера, созданная сценаристом, заслуживает восхищения. Каждый диалог, детали в виде колких замечаний, отсылок на прошлое или поучений олицетворяют ситуацию того времени, предвоенного времени, где страх путается с безрассудством, а потаенные желания — с жаждой забытья. Мы наблюдаем, как элегантно выстроенные силуэты, в основу которых заложены такие качества, как благородство, смелость, сдержанность, величие и девственная красота, разрушаются у нас на глазах, выводя на свет одну из самых главных идеологий Кристи: корень зла способен проникнуть в любое существо и соорудить вокруг себя столько лжи, что, даже узнав правду, сложно поверить, что такой наивный цветок способен на ужасное. Агата Кристи показывает, на что способен человек в кризисные ситуации, кто ломается быстрее, насколько бывает обманчив статус и наружность, что даже герой окажется дьяволом – все деградирующие элементы общества под натиском общественных норм и кризиса даже в религиозном, политическом или правосудном окружении падают ниже возможного, пытаясь сохранить лицо. Многих затрагивает одна из самых ужасных проблем человеческого сознания – в желании обмануть всех, обманывают самих себя, полностью утверждаясь в истинности своего грязного существования. Сценарист же почувствовала эту мысль, выделила детали и абстрактно указала тему в необычных титрах, где модернистические фигурки солдатиков рассыпаются на части, собираясь в единый объект в виде домика на острове, который послужил кладбищем зла, потаенного под личиной злонесущей и лживой красоты — проще говоря, лицемерия.

Кадр из сериала "И никого не стало"

Кадр из сериала «И никого не стало»

Сценарий – вещь сложная, а в жанре детектива — особенно детектива Агаты Кристи — это требует понимания важности любой детали, от камня, упавшего на заросший газон, до слова, произнесенного жертвой. Работа была проделана большая, ее хочется ценить и изучать. Любитель жанра или просто хорошего кино насладится красивой картиной, ценитель, поведавший многое из подобного, с удовольствием понаблюдает за новым развитием сюжета и немного поворчит над неточностями, но тоже не без удовольствия.

Картина была бы неполной без детальности и в оформлении, ведь в детективе важно все. Так, художники картины во главе с режиссером Крэйгом Вивейросом проработали каждую деталь. В итоге мы можем увидеть невероятный пейзаж из бушующего океана, угрожающе-массивных обрывов и необычной формы острова, обрамленного местами скалистой поверхностью. Среди всей этой умиротворяющей и при этом пугающей природной красоты был и установлен тот самый дом-коробка в самых мрачных и чопорных традициях, которые возможно подчеркнуть из архитектурной истории Англии. Дом изнутри является полным контрастом наружной части, ведь именно здесь художники и дизайнеры вложили свое мастерство в изысканные узоры, богатый интерьер и интересные модернистские решения деталей дизайна. В центре внимания оказалась каждая деталь: интересная форма солдатиков, крюк, мебель, посуда – все сделано словно по замыслу дьявольского гения, чье присутствие с помощью этого ощущается еще яснее. Ну, а путешествие по поместью нам обеспечил полным визуальным присутствием с арт-элементами гениальный оператор Джон Парду. Он создал возможность ощутить эмоции от происходящего с персонажами на себе – чувство загнанности в полетах между узкими коридорами, одиночества и страха в холодящих душу ракурсах над скалами и на фоне мертвой местности, а также безумства в выборе точки съемки над тем или иным персонажем в определенные моменты. В плане музыкального оформления композитор Стюарт Эрл вложился в создание идеальной атмосферы мелодичными, моментами тревожно-депрессивными, композициями.

Кадр из сериала "И никого не стало"

Кадр из сериала «И никого не стало»

Новая экранизация детектива Агаты Кристи достойна настолько, что стоит ее пересмотреть, дабы понять все моменты и просто еще раз насладиться классикой английского детектива. Стоит создать и собственное мнение на счет убийцы и каждого из персонажей, ведь все они неоднозначны. К слову, решение о становлении убийцы таковым помимо прочих известных давно фактов и его психологическая связь с знакомым из прошлого оказались эмоционально-яркими и пугающими. Да, были минусы, но не всем они покажутся таковыми. Есть даже то, над чем еще стоит поворчать, но поиск этих минусов лишь подтвердит заинтересованность в экранизации.

 

«Сериал "И никого не стало"»

1/5
Текст: Евгений Дергунов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ